СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомить учащихся с понятием «словосочетание», определить практическим путем его строение, а также виды связи слов в словосочетании; научить определять главное слово и зависимое;  развивать навыки синтаксического анализа словосочетания; научить правильно строить словосочетания, используя закон «соседства» слов.

Просмотр содержимого документа
«"Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании"»

Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе.

Тема урока: «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь  слов в словосочетании».

Цели урока.

1. Учебные: ознакомить учащихся с понятием «словосочетание», определить практическим путем его строение, а также виды связи слов в словосочетании; научить определять главное слово и зависимое;  развивать навыки синтаксического анализа словосочетания; научить правильно строить словосочетания, используя закон «соседства» слов.

2. Развивающие: развивать логическое мышление, путем сравнения и сопоставления находить указанные лингвистические единицы, определять их роль в языке.

3. Воспитательные: 1) прививать  интерес к предмету в ходе освоения темы и размышления над содержанием дидактического материала; 2) развивать в практической деятельности лингвистическую, языковую, речевую, правописную компетенции учащихся.    

Тип урока – урок «открытия» нового знания.

Технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения.

         Ход урока.

1. Организационный момент. (Настрой на работу, желание узнать (открыть) новое, решить учебные задачи в ходе коллективной работы).

2. Словарно-лексическая работа. (Коллективная диктовка изученных слов, составление со словарными словами словосочетаний).   Вкусный апельсин, арена цирка, ароматный пирог, большой балкон, играть в баскетбол, беречь деньги, беседовать с другом… +  объяснение значения отдельных слов.

Итог работы: повторили правописание трудных, «словарных» слов». А какую творческую работу проделали? Составляли словосочетания.

3. Актуализация знаний.

- Что вы знаете о словосочетании? Это совершенно новое для вас понятие?

4. Мотивация учебной деятельности.

- Для  чего необходимо иметь элементарные знания о словосочетаниях? (В качестве подсказки обращение к ИД.) Проблемный вопрос: правильно ли, по-вашему, составлены данные словосочетания?

Задание. Исправьте, запишите исправленный вариант. (+ слайд с проверкой)

Прийти со школы.

Поиграться с братом.

Отзыв на книгу.

Оплатить за проезд.

     Попробуйте после небольшой практической работы дать ответ на вопрос, почему мы должны владеть элементарными знаниями и представлениями о словосочетании. (Чтобы правильно, точно, понятно выражать свои мысли, чтобы нас правильно понимали. А это очень важно в речевом общении).

5. Постановка целей и задач.

1. Обращение к учебнику.

Сам термин «словосочетание» подсказывает нам, что словосочетание состоит из двух частей (второй корень ЧЕТ означает в русском языке ЧЕТНОЕ ЧИСЛО; а в старославянском (прародителе русского языка) – ЧЕТА – два, пара).

Задание. Прочитайте правило и сведения для заучивания.

2. Создание формулы словосочетания. Попробуйте  на основе прочитанного создать формулу словосочетания. В этом вам должны помочь уроки математики.

Демонстрация слайда-подсказки на ИД.

  ……….   +   ………..  = …………

(Главное слово + зависимое слово = словосочетание)

3. Лингвистическое исследование.  Запоминаем формулу и экспериментальным путем проверяем её истинность. Для этого проводим  небольшое исследование, в ходе которого вы должны выписать только те сочетания слов, которые, по-вашему,  являются словосочетаниями. Обязателен комментарий к работе, то есть объяснение ваших действий.

***Если  объяснение вызывает затруднение, перечитайте ещё раз правило.

Комментарий. В русском языке очень важен закон «соседства» слов. Сочетаться могут слова по смыслу, то есть только такие, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

Формула верна? Да, если слова связаны по смыслу.

На ИД слайд:

     План сочинения, треугольный шарик, читать электричество, выслушать собеседника, стеклянный чугун, в школу, смотреть на фотографию, переделывать будильником, квашеный вентилятор, он пришел.

        

(Проверка. Чтение выписанных словосочетаний +

Объяснение).

4. Творческое задание. Синтаксический разбор словосочетания.

Задание. Составить, учитывая смысловые связи,  3 словосочетания по картине (фотографии). Демонстрация слайда. (На работу 3 минуты). Запись словосочетаний на доске.    Задание. Графически указать смысловые связи в словосочетании. Как? Кто затрудняется с решением этого вопроса, обращается  ещё раз к правилу в учебнике. Не забываем: учебник – наш помощник, он многое нам подскажет, многому научит.

 ***Составление словосочетаний со словом ИГРА, выступающим в роли главного слова и зависимого. Закрепление синтаксического разбора словосочетания.

Задание.  … в волейбол, участие в …, наблюдать за… , азартная …,  отказаться от …, о популярной …, включиться в …, впечатление от …, подвижные … .

Выводы. Опытным путем доказали, что одно и то же слово может быть и главным, и зависимым.

5. Уточнение  и дополнение правила в учебнике. (Расширение знаний учащихся экспериментальным путем).

     Следовательно, в учебнике говорится только о смысловой связи зависимого слова с главным.

 Скажите, только ли по смыслу связаны слова в составленных вами словосочетаниях?

С помощью чего связываются, как правило, слова в словосочетаниях? С помощью окончаний и предлогов. А это  значит, что слова в словосочетании связываются не только по смыслу, но и грамматически – с помощью окончаний и предлогов.

Задание. Перечитайте ещё раз правило в учебнике.

Следовательно, в учебнике говорится только о смысловой связи зависимого слова с главным.

Так ли это? Проверяем экспериментальным путем.

 Составьте и запишите словосочетания. (ИД – слайд)

Рисовать (фломастер, акварель, холст).

Играть (теннис, двор, друзья, стадион).

Проверить + слайды

Кто попытается уточнить, дополнить правило? На ИД: «Словосочетание – это синтаксическая единица. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого, связанных по смыслу и грамматически: с помощью окончаний и предлогов».

6. Составление схемы «Связь слов в словосочетании».

Кто попытается уточнить, дополнить правило? На ИД: «Словосочетание – это синтаксическая единица. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого, связанных по смыслу и грамматически: с помощью окончаний и предлогов. (слайд)

ИД

                    Связь слов в словосочетании

смысловая                                           грамматическая

        окончания            предлоги

                                        (в тетрадь-справочник)

 7. Составление лингвистического текста о словосочетании.

***Элемент дифференциации. Если кто сомне-вается или затрудняется, получит карточку-подсказку.

     На карточке слова для справок. Единица синтаксиса. Главное слово и зависимое. По смыслу и грамматически. Окончания и предлоги.

 Составить  связный рассказ о словосочетании, вписав необходимые по смыслу слова.

Словосочетание – это ………………………………. .

Словосочетание  состоит из ……………..  слова . и ………………. .  Они связаны по ………………….  и  ……………………….., то есть с помощью ………….и  ……………………

    Попробуйте сформулировать цель нашей работы на уроке.( Получить как можно  больше знаний о словосочетании). Обращаемся к незаменимому нашему доброму помощнику – учебнику.

 

6. Работа над темой урока.

 

7. Рефлексия.

Что успели сделать на уроке?

- выяснить, что такое словосочетание;        

- вывести формулу словосочетания;

- произвести  синтаксический разбор словосочетания;

- дополнить правило в учебнике, отметив, что слова в словосочетании связываются не только по смыслу, но и грамматически. (Для чего это все нам нужно знать?)

   ***Какую роль играют словосочетания в нашей речи?

8. Проектирование домашнего задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!