СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетание и предложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для формирования навыка отличать предложения от словосочетаний.

Содействовать развитию умения учащихся находить и выписывать словосочетания из предложения.

Способствовать обогащению словарного запаса.

Просмотр содержимого документа
«словосочетание и предложение»

Словосочетание  и предложение Тлеубергенова Райхан Маратовна

Словосочетание и предложение

Тлеубергенова Райхан Маратовна

Притча о кувшине

Жила-была женщина, у которой было два кувшина. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды. В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет каждый день старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды. Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан. Спустя два года кувшин с трещиной обратился к старой женщине: “Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода." Старая женщина усмехнулась.  «А ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина - нет ? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоём недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нашему дому.»

У каждого человека есть свои «трещины», которые мы считаем недостатками.  Но если мы научимся воспринимать людей такими, какими они есть, то поймем, что достоинств в каждом из нас намного больше, чем недостатков.  Любите себя и любите своих близких, цените все то, что Вас окружает и тогда на вашей стороне дороги будут всегда цвести цветы.

Двенадцатое декабря  Классная работа

Двенадцатое декабря Классная работа

Домашнее задание 1 . В каком ряду дано верное определение «окончания»:  а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.  б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.  в) Общая часть однокоренных слов.  г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении. 2. В каком ряду перечислены части слова:  а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.  б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.  в) Приставка, корень, суффикс, окончание.  г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены. 3. В каком ряду записаны однокоренные слова:  а) Вода, водолаз, водитель.  б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.  в) Повар, сварка, варит.  г) Гора, пригорок, пригорюнился.

Домашнее задание

1 . В каком ряду дано верное определение «окончания»:

а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.

б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

в) Общая часть однокоренных слов.

г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.

б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.

в) Приставка, корень, суффикс, окончание.

г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

а) Вода, водолаз, водитель.

б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.

в) Повар, сварка, варит.

г) Гора, пригорок, пригорюнился.

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание : а) дубы б) рыбак в) перелесок г) выход 5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:  а) Домик, грядка, вазочка.  б) Вход, запуски, сговор.  в) Подоконник, отлёт, повара  г) Стол, дерево, книга   6. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы: а) мышонок б) мышиный в) смышленый г) мышка 7. Найдите словосочетание а) свет горит б) я пойду в) красный цветок г) певец поет 8. Укажите предложение а) утренняя роса б) говорит громко в) поёт песню г) учитель говорит

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :

а) дубы б) рыбак в) перелесок г) выход

5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

а) Домик, грядка, вазочка.

б) Вход, запуски, сговор.

в) Подоконник, отлёт, повара

г) Стол, дерево, книга

  6. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) мышонок б) мышиный в) смышленый г) мышка

7. Найдите словосочетание

а) свет горит

б) я пойду

в) красный цветок

г) певец поет

8. Укажите предложение

а) утренняя роса

б) говорит громко

в) поёт песню

г) учитель говорит

Ключ к тесту Б В В В А В В Г Взаимопроверка и взаимооценка:  1 балл за правильный ответ

Ключ к тесту

  • Б
  • В
  • В
  • В
  • А
  • В
  • В
  • Г

Взаимопроверка и взаимооценка:

1 балл за правильный ответ

Определение целей урока Определите проблему!!!  пришла осень дождливый день светит яркое

Определение целей урока

Определите проблему!!!

пришла осень

дождливый день

светит яркое

Словосочетания и предложения Цели урока: Уметь различать словосочетания предложения; Определять главное и зависимое слова в словосочетаниях; Выделять грамматическую основу предложений.

Словосочетания и предложения

Цели урока:

  • Уметь различать словосочетания предложения;
  • Определять главное и зависимое слова в словосочетаниях;
  • Выделять грамматическую основу предложений.
Теория   Словосочетание — это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически                  Словосочетание называет предметы, действия и их признаки более  точно, конкретно, чем слово.    Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.    Главное — это слово, от которого ставится вопрос к зависимому :      Предложение – это слова, связанные по смыслу и выражающие законченную мысль. Предложение имеет грамматическую основу- подлежащее и сказуемое . Во дворе растет красивый цветок         

Теория

  Словосочетание — это сочетание слов, связанных

по смыслу и грамматически             

Словосочетание называет предметы, действия и их признаки более  точно, конкретно, чем слово.   Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.   Главное — это слово, от которого ставится вопрос к зависимому

Предложение – это слова, связанные по смыслу и выражающие законченную мысль. Предложение имеет грамматическую основу- подлежащее и сказуемое .

Во дворе растет красивый цветок

   

Запомни! Словосочетанием не являются: сочетание подлежащего и сказуемого Однородные члены предложения Наступила хмурая и дождливая осень. Наступила осень Хмурая и дождливая

Запомни!

Словосочетанием не являются:

  • сочетание подлежащего и сказуемого
  • Однородные члены предложения

Наступила хмурая и дождливая осень.

Наступила осень

Хмурая и дождливая

Работа с постерами 1-группа: Ответить на вопрос, что такое словосочетание  составить алгоритм определения словосочетания 2 –группа: Ответить на вопрос, что такое предложение, составить алгоритм определения предложения 3-группа: выяснить, что общего и чем отличаются предложения от словосочетаний

Работа с постерами

1-группа:

Ответить на вопрос, что такое словосочетание

составить алгоритм определения словосочетания

2 –группа:

Ответить на вопрос, что такое предложение, составить алгоритм определения

предложения

3-группа:

выяснить, что общего и чем отличаются

предложения от словосочетаний

Физкультминутка -Называю словосочетания – хлопок и руки вверх, если не словосочетания – хлопок с приседанием. добрый дед, дом и лес, ломать игрушку, мы работаем, работать в саду, красивый лес, спать на диване, Коля спит, водить в садик, шарики и мячики, яркие шарики.

Физкультминутка

-Называю словосочетания – хлопок и руки вверх, если не словосочетания – хлопок с приседанием.

добрый дед, дом и лес, ломать игрушку, мы работаем, работать в саду, красивый лес, спать на диване, Коля спит, водить в садик, шарики и мячики, яркие шарики.

Работа по картинке:  составить как можно больше словосочетаний и предложений Работа по картинке Составить как можно больше словосочетаний

Работа по картинке:

составить как можно больше словосочетаний и

предложений

Работа по картинке

Составить как можно больше словосочетаний

Данетки Предложение может быть без подлежащего и сказуемого В словосочетании «хороший друг» главное слово - друг В словосочетаниях слова не зависят друг от друга Грамматическая основа предложения – подлежащее и сказуемое «Брат и сестра» - это словосочетание В словосочетании «читать книгу» главное слово - глагол.

Данетки

  • Предложение может быть без подлежащего и сказуемого
  • В словосочетании «хороший друг» главное слово - друг
  • В словосочетаниях слова не зависят друг от друга
  • Грамматическая основа предложения – подлежащее и сказуемое
  • «Брат и сестра» - это словосочетание
  • В словосочетании «читать книгу» главное слово - глагол.
Ответы Нет Да Нет Да Нет Да

Ответы

  • Нет
  • Да
  • Нет
  • Да
  • Нет
  • Да
Лист оценивания Фамилия и имя Домашнее задание 8 баллов «Данетки» 6 баллов Итоговая оценка «5»- 13-14 баллов «4»-10-12 баллов «3»-7-9 баллов «2» менее 7 баллов

Лист оценивания

Фамилия и имя

Домашнее задание 8 баллов

«Данетки»

6 баллов

Итоговая оценка

«5»- 13-14 баллов

«4»-10-12 баллов

«3»-7-9 баллов

«2» менее 7 баллов

Домашнее задание Упражнение 9, стр. 101-устно Выделить главную мысль текста, пересказать; Упражнение 11, стр. 102 Переписать, найти грамматическую основу. Написать эссе на тему «Что такое счастье?»

Домашнее задание

  • Упражнение 9, стр. 101-устно

Выделить главную мысль текста, пересказать;

  • Упражнение 11, стр. 102

Переписать, найти грамматическую основу.

  • Написать эссе на тему «Что такое счастье?»

Рефлексия Допишите предложения: Я узнал… Я вспомнил… Мне надо повторить… Мне понравилось… Мне не понравилось…

Рефлексия

Допишите предложения:

Я узнал…

Я вспомнил…

Мне надо повторить…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…