Словосочетание и предложение
Тлеубергенова Райхан Маратовна
Притча о кувшине
Жила-была женщина, у которой было два кувшина. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды. В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет каждый день старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды. Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан. Спустя два года кувшин с трещиной обратился к старой женщине: “Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода." Старая женщина усмехнулась. «А ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина - нет ? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоём недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нашему дому.»
У каждого человека есть свои «трещины», которые мы считаем недостатками. Но если мы научимся воспринимать людей такими, какими они есть, то поймем, что достоинств в каждом из нас намного больше, чем недостатков. Любите себя и любите своих близких, цените все то, что Вас окружает и тогда на вашей стороне дороги будут всегда цвести цветы.
Двенадцатое декабря Классная работа
Домашнее задание
1 . В каком ряду дано верное определение «окончания»:
а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.
б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
в) Общая часть однокоренных слов.
г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.
2. В каком ряду перечислены части слова:
а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.
б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.
в) Приставка, корень, суффикс, окончание.
г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.
3. В каком ряду записаны однокоренные слова:
а) Вода, водолаз, водитель.
б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.
в) Повар, сварка, варит.
г) Гора, пригорок, пригорюнился.
4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :
а) дубы б) рыбак в) перелесок г) выход
5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:
а) Домик, грядка, вазочка.
б) Вход, запуски, сговор.
в) Подоконник, отлёт, повара
г) Стол, дерево, книга
6. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) мышонок б) мышиный в) смышленый г) мышка
7. Найдите словосочетание
а) свет горит
б) я пойду
в) красный цветок
г) певец поет
8. Укажите предложение
а) утренняя роса
б) говорит громко
в) поёт песню
г) учитель говорит
Ключ к тесту
Взаимопроверка и взаимооценка:
1 балл за правильный ответ
Определение целей урока
Определите проблему!!!
пришла осень
дождливый день
светит яркое
Словосочетания и предложения
Цели урока:
- Уметь различать словосочетания предложения;
- Определять главное и зависимое слова в словосочетаниях;
- Выделять грамматическую основу предложений.
Теория
Словосочетание — это сочетание слов, связанных
по смыслу и грамматически
Словосочетание называет предметы, действия и их признаки более точно, конкретно, чем слово. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Главное — это слово, от которого ставится вопрос к зависимому :
Предложение – это слова, связанные по смыслу и выражающие законченную мысль. Предложение имеет грамматическую основу- подлежащее и сказуемое .
Во дворе растет красивый цветок
Запомни!
Словосочетанием не являются:
- сочетание подлежащего и сказуемого
- Однородные члены предложения
Наступила хмурая и дождливая осень.
Наступила осень
Хмурая и дождливая
Работа с постерами
1-группа:
Ответить на вопрос, что такое словосочетание
составить алгоритм определения словосочетания
2 –группа:
Ответить на вопрос, что такое предложение, составить алгоритм определения
предложения
3-группа:
выяснить, что общего и чем отличаются
предложения от словосочетаний
Физкультминутка
-Называю словосочетания – хлопок и руки вверх, если не словосочетания – хлопок с приседанием.
добрый дед, дом и лес, ломать игрушку, мы работаем, работать в саду, красивый лес, спать на диване, Коля спит, водить в садик, шарики и мячики, яркие шарики.
Работа по картинке:
составить как можно больше словосочетаний и
предложений
Работа по картинке
Составить как можно больше словосочетаний
Данетки
- Предложение может быть без подлежащего и сказуемого
- В словосочетании «хороший друг» главное слово - друг
- В словосочетаниях слова не зависят друг от друга
- Грамматическая основа предложения – подлежащее и сказуемое
- «Брат и сестра» - это словосочетание
- В словосочетании «читать книгу» главное слово - глагол.
Ответы
Лист оценивания
Фамилия и имя
Домашнее задание 8 баллов
«Данетки»
6 баллов
Итоговая оценка
«5»- 13-14 баллов
«4»-10-12 баллов
«3»-7-9 баллов
«2» менее 7 баллов
Домашнее задание
- Упражнение 9, стр. 101-устно
Выделить главную мысль текста, пересказать;
Переписать, найти грамматическую основу.
- Написать эссе на тему «Что такое счастье?»
Рефлексия
Допишите предложения:
Я узнал…
Я вспомнил…
Мне надо повторить…
Мне понравилось…
Мне не понравилось…