СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетание как единица синтаксиса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 

Знать: понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте. Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание как единица синтаксиса»

Двадцать восьмое сентября.  Классная работа. Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задания.

Двадцать восьмое сентября. Классная работа.

Проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания.

Рыжее лисица  Потемнел небо - Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл? Сформулируем тему урока и поставим цели.

Рыжее лисица Потемнел небо

- Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?

Сформулируем тему урока и поставим цели.

Урок русского языка в 8 классе По теме: «Словосочетание как единица синтаксиса»

Урок русского языка в 8 классе

По теме: «Словосочетание как единица синтаксиса»

Наши цели: Знать : понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте.   Уметь : выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.

Наши цели:

Знать : понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте. Уметь : выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.

«Язык неистощим  в соединении слов»  А.С.Пушкин

«Язык неистощим

в соединении слов»

А.С.Пушкин

- Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл? Темница, царевна, там, в,  тужит, волк, а, служит,  бурый, ей, верно.

- Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?

Темница, царевна, там, в, тужит, волк, а, служит, бурый, ей, верно.

В темнице там царевна тужит,  А бурый волк ей верно служит.  (из поэмы «Руслан и Людмила») - Что помогло вам построить предложение? - Выделите словосочетания.

В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит.

(из поэмы «Руслан и Людмила»)

- Что помогло вам построить предложение?

- Выделите словосочетания.

 х Тужит в темнице  х Тужит там  х Бурый волк  х  Служит ей  х Служит верно   Вывод 1:  слова в словосочетании связаны по смыслу.

х

  • Тужит в темнице

х

  • Тужит там

х

  • Бурый волк

х

  • Служит ей

х

  • Служит верно

Вывод 1: слова в словосочетании связаны по смыслу.

 В темнице там царевна тужит,  А бурый волк ей верно служит.    -Измените главное слово.   О волке (Предложный падеж)  - Что стало с зависимым?   бур/ом/ (оно тоже изменилось)   Вывод 2: слова в словосочетании связаны  грамматически.

В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит. -Измените главное слово. О волке (Предложный падеж) - Что стало с зависимым? бур/ом/ (оно тоже изменилось)

Вывод 2: слова в словосочетании связаны грамматически.

Как устанавливается смысл в предложении между словами, законы сочетания слов в предложении и самих предложений изучает раздел науки о языке –  синтаксис  (греч. – составление, построение) Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.
  • Как устанавливается смысл в предложении между словами, законы сочетания слов в предложении и самих предложений изучает раздел науки о языке –
  • синтаксис (греч. – составление, построение)
  • Правила употребления знаков препинания изучает
  • пунктуация.
Подумай!   Слова каких частей речи могут составлять словосочетание?  Все ли слова в словосочетании сочетаются?

Подумай!

  • Слова каких частей речи могут составлять словосочетание?

  • Все ли слова в словосочетании сочетаются?
Виды словосочетаний по строению. Именные Глагольные  х   х  Наречные Волк бурый  Главное слово выражено именем существительным. Служит верно  х Очень сильно  Главное слово выражено глаголом. Главное слово выражено наречием.

Виды словосочетаний по строению.

Именные

Глагольные

х

х

Наречные

Волк бурый

Главное слово выражено именем существительным.

Служит верно

х

Очень сильно

Главное слово выражено глаголом.

Главное слово выражено наречием.

Словосочетания  и наша речь Столяр сделал табуретку из дуба с четырьмя ножками.  У дуба 4 ножки?!

Словосочетания и наша речь

Столяр сделал табуретку из дуба с четырьмя ножками.

У дуба 4 ножки?!

Вы уверены? Задание: выбери нужное Глубокая (весна, осень, ночь, день) Большое ( спасибо, пожалуйста) Рыбный (суп, хвост) Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье)

Вы уверены?

  • Задание: выбери нужное

Глубокая (весна, осень, ночь, день)

Большое ( спасибо, пожалуйста)

Рыбный (суп, хвост)

Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье)

- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской. Сняли с неба облака И повесили сушить. Да, да, да На провода Их повесили сушить. Утром высохла вода. И остались провода. И никто еще не видывал Сушеных облаков. Облака куда-то дели… Мы во все глаза глядели. Это я сейчас их выдумал Специально для стихов. Зачем автор выдумала сушеные облака?

- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской.

Сняли с неба облака

И повесили сушить.

Да, да, да

На провода

Их повесили сушить.

Утром высохла вода.

И остались провода.

И никто еще не видывал

Сушеных облаков.

Облака куда-то дели…

Мы во все глаза глядели.

Это я сейчас их выдумал

Специально для стихов.

Зачем автор выдумала сушеные облака?

Прочитайте стихотворение А.А. Фета.  О чем пишет поэт? О каком времени года? Какое словосочетание вас удивило?  Какая грусть! Конец аллеи  Опять с утра исчез в тени,  Опять серебряные змеи  Через сугробы поползли.

Прочитайте стихотворение А.А. Фета.

  • О чем пишет поэт?
  • О каком времени года?
  • Какое словосочетание
  • вас удивило?

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в тени,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

Перед вами фрагмент из повести «Детство» А.М.Горького.   - Как Алеша относится к старухе?- Какие детали дают нам возможность понять это?  - Какие словосочетания наиболее ярко изображают старуху ? «Не помню, как я очутился в комнате матери, у бабушки на коленях, перед нею стояли какие-то чужие люди, сухая зеленая старуха говорила, заглушая все голоса:  -Напоить его малиной, закутать с головой…  Она была вся зеленая, и платье, и шляпка, и лицо с бородавкой под глазом. Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелеными зубами. Прикрыв глаза рукою в черной кружевной перчатке без пальцев.»

Перед вами фрагмент из повести «Детство» А.М.Горького. - Как Алеша относится к старухе?- Какие детали дают нам возможность понять это? - Какие словосочетания наиболее ярко изображают старуху ?

  • «Не помню, как я очутился в комнате матери, у бабушки на коленях, перед нею стояли какие-то чужие люди, сухая зеленая старуха говорила, заглушая все голоса:

-Напоить его малиной, закутать с головой…

Она была вся зеленая, и платье, и шляпка, и лицо с бородавкой под глазом. Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелеными зубами. Прикрыв глаза рукою в черной кружевной перчатке без пальцев.»

Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием. Эпитет - образное определение предмета. Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов.
  • Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием.

Эпитет - образное определение предмета.

Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов.

Задание: Найди эпитет и метафору.  Пчела за данью полевой  Летит из кельи восковой.  А.С.Пушкин   Унылая пора, очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье…  А.С.Пушкин

Задание: Найди эпитет и метафору.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

А.С.Пушкин

Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье…

А.С.Пушкин

Сравни тексты. К какому стилю они относятся Назовите словосочетания, с помощью которых описана метель, выпишите и определите их роль в данных текстах.  Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся трубы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах. Метель – перенос снега над земной поверхностью ветром достаточной силы. Иногда снег переносится вместе с пылью. Выделяют общую метель…..и верховую метель.  (Л.З.Прох.Словарь ветров.)

Сравни тексты. К какому стилю они относятся Назовите словосочетания, с помощью которых описана метель, выпишите и определите их роль в данных текстах.

  • Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся трубы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах.
  • Метель – перенос снега над земной поверхностью ветром достаточной силы. Иногда снег переносится вместе с пылью. Выделяют общую метель…..и верховую метель.

(Л.З.Прох.Словарь ветров.)

Выполним задания Их всего 9. Давайте договариваться… 9-8 – «5» 7-6» – «4» 5-4 – «3» 3 и меньше «2»

Выполним задания

  • Их всего 9.
  • Давайте договариваться…
  • 9-8 – «5»
  • 7-6» – «4»
  • 5-4 – «3»
  • 3 и меньше «2»
Задача 1 . Сколько словосочетаний в предложении?  Выпишите их. Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.

Задача 1 . Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.

Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.

ПРОВЕРЬТЕ! Мой друг Никогда не говорит Не говорит о товарищах Не говорит насмешливо

ПРОВЕРЬТЕ!

  • Мой друг
  • Никогда не говорит
  • Не говорит о товарищах
  • Не говорит насмешливо
Задача 2. Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже.  Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.

Задача 2. Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже.

Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.

Задача3.  Почему данное предложение получилось смешным, нелепым?  Женщина стучала в пол рогами ухвата с потным лицом.

Задача3. Почему данное предложение получилось смешным, нелепым?

Женщина стучала в пол рогами ухвата с потным лицом.

Задача 4.  Чем различаются данные словосочетания? Посетить музей – посещение музея. Лунное сияние – сияние луны.

Задача 4. Чем различаются данные словосочетания?

Посетить музей – посещение музея.

Лунное сияние – сияние луны.

Возьмите на заметку! Для выражения одинакового смысла можно использовать РАЗНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. Уместная замена словосочетаний обогатит речь, сделает её более точной, выразительной.

Возьмите на заметку!

  • Для выражения одинакового смысла можно использовать РАЗНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. Уместная замена словосочетаний обогатит речь, сделает её более точной, выразительной.
Задача 5.  Почему разные окончания у однокоренных слов? Удивляется невежеств у – удивлён невежеств ом . Беспокоиться об отц е – тревожиться за отц а . Возмущался зл ом – протестовал против зл а .

Задача 5. Почему разные окончания у однокоренных слов?

  • Удивляется невежеств у – удивлён невежеств ом .
  • Беспокоиться об отц е – тревожиться за отц а .
  • Возмущался зл ом – протестовал против зл а .
Задача 6.  Составьте из слов словосочетания  смелость, учиться, у, разведчик, осторожность, у, сапёр. ИМЕННЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ

Задача 6. Составьте из слов словосочетания смелость, учиться, у, разведчик, осторожность, у, сапёр.

  • ИМЕННЫЕ
  • ГЛАГОЛЬНЫЕ
Задача 7  Одеть или надеть ? …………… .. на малыша; …………… . фуражку на себя;    НАДЕТЬ – что на кого? На что? ОДЕТЬ – кого во что? Открытие :

Задача 7 Одеть или надеть ?

  • …………… .. на малыша;
  • …………… . фуражку на себя;

НАДЕТЬ что на кого? На что?

ОДЕТЬ кого во что?

Открытие :

Задача 8  Оплатить или заплатить ? ……………… покупку ……………… проезд ……………… .за проезд ……………… за билет   оплатить что-то заплатить ЗА что-то Открытие :

Задача 8 Оплатить или заплатить ?

  • ……………… покупку
  • ……………… проезд
  • ……………… .за проезд
  • ……………… за билет

оплатить что-то заплатить ЗА что-то

Открытие :

  Задача 9  Сколько словосочетаний содержит фраза? ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ

Задача 9 Сколько словосочетаний содержит фраза?

ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ

Мы выполнили задания Их всего 9. Давайте договариваться… 9-8 – «5» 7-6» – «4» 5-4 – «3» 3 и меньше «2»

Мы выполнили задания

  • Их всего 9.
  • Давайте договариваться…
  • 9-8 – «5»
  • 7-6» – «4»
  • 5-4 – «3»
  • 3 и меньше «2»
Повторим! Словосочетание – это… Виды словосочетаний: Именное словосочетание – это… Наречное словосочетание – это… Глагольное словосочетание – это… Грамматическая основа – это… Синтаксис изучает…

Повторим!

  • Словосочетание – это…
  • Виды словосочетаний:
  • Именное словосочетание – это…
  • Наречное словосочетание – это…
  • Глагольное словосочетание – это…
  • Грамматическая основа – это…
  • Синтаксис изучает…
Домашнее задание

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!