Двадцать восьмое сентября. Классная работа.
Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
Рыжее лисица Потемнел небо
- Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?
Сформулируем тему урока и поставим цели.
Урок русского языка в 8 классе
По теме: «Словосочетание как единица синтаксиса»
Наши цели:
Знать : понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте. Уметь : выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.
«Язык неистощим
в соединении слов»
А.С.Пушкин
- Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?
Темница, царевна, там, в, тужит, волк, а, служит, бурый, ей, верно.
В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит.
(из поэмы «Руслан и Людмила»)
- Что помогло вам построить предложение?
- Выделите словосочетания.
х
х
х
х
х
Вывод 1: слова в словосочетании связаны по смыслу.
В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит. -Измените главное слово. О волке (Предложный падеж) - Что стало с зависимым? бур/ом/ (оно тоже изменилось)
Вывод 2: слова в словосочетании связаны грамматически.
- Как устанавливается смысл в предложении между словами, законы сочетания слов в предложении и самих предложений изучает раздел науки о языке –
- синтаксис (греч. – составление, построение)
- Правила употребления знаков препинания изучает
- пунктуация.
Подумай!
- Слова каких частей речи могут составлять словосочетание?
- Все ли слова в словосочетании сочетаются?
Виды словосочетаний по строению.
Именные
Глагольные
х
х
Наречные
Волк бурый
Главное слово выражено именем существительным.
Служит верно
х
Очень сильно
Главное слово выражено глаголом.
Главное слово выражено наречием.
Словосочетания и наша речь
Столяр сделал табуретку из дуба с четырьмя ножками.
У дуба 4 ножки?!
Вы уверены?
Глубокая (весна, осень, ночь, день)
Большое ( спасибо, пожалуйста)
Рыбный (суп, хвост)
Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье)
- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской.
Сняли с неба облака
И повесили сушить.
Да, да, да
На провода
Их повесили сушить.
Утром высохла вода.
И остались провода.
И никто еще не видывал
Сушеных облаков.
Облака куда-то дели…
Мы во все глаза глядели.
Это я сейчас их выдумал
Специально для стихов.
Зачем автор выдумала сушеные облака?
Прочитайте стихотворение А.А. Фета.
- О чем пишет поэт?
- О каком времени года?
- Какое словосочетание
- вас удивило?
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в тени,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
Перед вами фрагмент из повести «Детство» А.М.Горького. - Как Алеша относится к старухе?- Какие детали дают нам возможность понять это? - Какие словосочетания наиболее ярко изображают старуху ?
- «Не помню, как я очутился в комнате матери, у бабушки на коленях, перед нею стояли какие-то чужие люди, сухая зеленая старуха говорила, заглушая все голоса:
-Напоить его малиной, закутать с головой…
Она была вся зеленая, и платье, и шляпка, и лицо с бородавкой под глазом. Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелеными зубами. Прикрыв глаза рукою в черной кружевной перчатке без пальцев.»
- Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием.
Эпитет - образное определение предмета.
Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов.
Задание: Найди эпитет и метафору.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
А.С.Пушкин
Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье…
А.С.Пушкин
Сравни тексты. К какому стилю они относятся Назовите словосочетания, с помощью которых описана метель, выпишите и определите их роль в данных текстах.
- Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся трубы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах.
- Метель – перенос снега над земной поверхностью ветром достаточной силы. Иногда снег переносится вместе с пылью. Выделяют общую метель…..и верховую метель.
(Л.З.Прох.Словарь ветров.)
Выполним задания
- Их всего 9.
- Давайте договариваться…
- 9-8 – «5»
- 7-6» – «4»
- 5-4 – «3»
- 3 и меньше «2»
Задача 1 . Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.
Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.
ПРОВЕРЬТЕ!
- Мой друг
- Никогда не говорит
- Не говорит о товарищах
- Не говорит насмешливо
Задача 2. Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже.
Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.
Задача3. Почему данное предложение получилось смешным, нелепым?
Женщина стучала в пол рогами ухвата с потным лицом.
Задача 4. Чем различаются данные словосочетания?
Посетить музей – посещение музея.
Лунное сияние – сияние луны.
Возьмите на заметку!
- Для выражения одинакового смысла можно использовать РАЗНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. Уместная замена словосочетаний обогатит речь, сделает её более точной, выразительной.
Задача 5. Почему разные окончания у однокоренных слов?
- Удивляется невежеств у – удивлён невежеств ом .
- Беспокоиться об отц е – тревожиться за отц а .
- Возмущался зл ом – протестовал против зл а .
Задача 6. Составьте из слов словосочетания смелость, учиться, у, разведчик, осторожность, у, сапёр.
Задача 7 Одеть или надеть ?
- …………… .. на малыша;
- …………… . фуражку на себя;
НАДЕТЬ – что на кого? На что?
ОДЕТЬ – кого во что?
Открытие :
Задача 8 Оплатить или заплатить ?
- ……………… покупку
- ……………… проезд
- ……………… .за проезд
- ……………… за билет
оплатить что-то заплатить ЗА что-то
Открытие :
Задача 9 Сколько словосочетаний содержит фраза?
ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ
Мы выполнили задания
- Их всего 9.
- Давайте договариваться…
- 9-8 – «5»
- 7-6» – «4»
- 5-4 – «3»
- 3 и меньше «2»
Повторим!
- Словосочетание – это…
- Виды словосочетаний:
- Именное словосочетание – это…
- Наречное словосочетание – это…
- Глагольное словосочетание – это…
- Грамматическая основа – это…
- Синтаксис изучает…
Домашнее задание