СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение чисел с переходом через разряд (через десяток)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с алгоритмом сложения однозначных чисел с переходом через разряд

Просмотр содержимого документа
«Сложение чисел с переходом через разряд (через десяток)»



Ревва Елена Валерьевна

1 класс





Урок математики по теме:

«Сложение чисел с переходом через разряд (через десяток)»

Тип урока: открытие нового знания



Цель урока: знакомство с алгоритмом сложения однозначных чисел с переходом через разряд

Задачи урока:

  1. продолжать работу, направленную на усвоение смысла действия сложения; вводить в активный словарь новую терминологию;

  2. продолжать формировать вычислительные навыки и развивать их;

  3. развивать метапредметные связи





Этапы урока

Деятельность учителя, задания ученикам

Деятельность учеников

  1. Актуализация

1. Организационный момент


2. Интрига

Лисичка из леса прислала письмо, просит помочь вычислить выражения. Отправимся в путешествие в математический лес. Надо подготовиться. Что для этого нужно сделать?


Молодцы! Приготовьте карточки и палочки.




Предлагают повторить числа от 1 до 20

3. Блицопрос (игра «Кто быстрее?»)

А) Весь класс – прямой счёт от 1 до 20.

Б) 1 ряд – обратный счёт

2 ряд – чётные числа в обратном порядке от 20 до 1

3 ряд – нечётные числа по возрастанию.


В) 1 слагаемое – 6, 2 слагаемое – 2. Покажи сумму

Г) 1 уменьшаемое – 10 вычитаемое 3 покажи разность

Д) Я задумала число, вычла из него 4, стало 10.

Какое число я задумала? Оно какое?

Что означает:

1 цифра в записи

2 цифра в записи

Покажите смежные числа для числа 10



Используют математическую терминологию

и производят вычисления




Сравнивают числа по разрядам

Показывают карточки со смежными числами



4. Работа в парах

Предлагает ученикам за каждой партой повернуться друг другу и выполнить упражнения.

А) Составьте выражение суммы. Скажите другу

Б) Составьте любое простое неравенство

В) Составьте любое сложное неравенство

Г) Я задумала число, прибавила к нему 7, стало 10, увеличила его на 6. Сколько стало?

Д) дайте характеристику числу 9 (состав, чётное/нечётное, однозначное/двузначное, смежные числа



Выполняют упражнения: составляют выражение суммы, простое и сложное неравенства, производят вычисления, дают характеристику числа


5. Предлагает выполнить задание «Летим на парашютиках» - слайд №1

А) Следует приземлиться на соответствующее место в ряду чисел: 2 … 6, 8, 10, 12, 14, …., …., 20

Б) прочитать двузначные числа

В) Определить – сколько десятков и сколько единиц.




Выполняют задание




Предлагает провести самооценку своей работы, поднять соответствующую карточку («отлично», «хорошо», «подумать»).



Самооценка (рефлексия)

  1. Постановка проблемы. Формулировка темы, цели

А) Помогите лисёнку (слайд №2) найти значение выражений:

3+4=? 7+3+=? 10+3=? 9+2=?

Лисёнок не смог сложить 9 и 2. Некоторые дети тоже затруднились сложить два однозначных числа, сумма которых больше 10. Как называется затруднение, с которым мы пока не можем справиться?


Б) Почему не можем её сразу разрешить?



В) Тогда что нового мы должны узнать сегодня на уроке? Чему научиться?





Г) Молодцы! А как назовём тему урока?



В) Молодцы! Это и будет тема нашего урока, но её формулировку я немного уточню: «Сложение чисел с переходом через разряд (через десяток)».

Что будем делать для достижения нашей цели?




Г) Достаньте палочки и составьте модель суммы чисел 9+2=?. У кого какие варианты?





Отвечают:

Проблема!


Отвечают:

Потому что не решали такого выражения раньше.

Отвечают:

научиться складывать однозначные числа с суммой больше 10.



Отвечают:

Сложение чисел с переходом через через десяток.




Отвечают:

Будем искать способы решить эту проблему




Составляют

IIIIIIIII

+

II

=

?

9

+

2

=

?


  1. Открытие нового знания (умения)

На помощь приходит Зайчик-математик (слайд №3).


Как будем складывать 9 и 2?

Правильно, сначала 9 дополним до 10. Для этого у 2 ед. заберём 1 часть и переместим её к 9, получится 10. Оставшуюся часть (1ед.) прибавим к 10 и получим 11.

  1. +1)+1=10+1=11.

Слайд №4

  1. А как 2+9?







  1. Каким способом удобнее вычислять?




  1. Почему суммы равны?




Какие выводы мы сделаем на основе нашей работы?


















Сверим наши выводы со справочником (с.11).


Отвечают:

Складывать можно по частям: 2 – это 1+1.





Отвечают:

Сначала 2 дополним до 10. Для этого 9 разложим на части: 8+1.

(2+8)+1=10+1=11


Отвечают:

Первый способ удобнее.



Отвечают:

От перестановки мест слагаемых сумма не меняется

Отвечают:

- удобнее, когда 1 слагаемое больше, тогда его легче дополнить до 10;

- от перестановки мест слагаемых сумма не меняется;

- чтобы сложить два слагаемых, надо меньшее слагаемое разложить на части, одну часть прибавить к первому слагаемому и дополнить его до 10 и прибавить оставшуюся часть.


Работают со справочником


  1. Закрепление нового знания

  1. Первичное закрепление

Работа в малых группах

Предлагает ученикам повернуть стульчики, вспомнить правила работы и роли

Слайд №5

8+4=8+2+2=10+2=12

9+5=9+1+4=10+4=14




Вспоминают правила работы и роли







  1. Самостоятельная работа

Слайд №6

Предлагает выполнить упражнения

9+7=?

6+7=?

7+8=?

10+9=?

Предлагает

- в группах помочь тем, кто затрудняется

- оценить работу группы способом «Цветочек»




Производят вычисления:

9+7=9+1+6=10+6=16

6+7=3+3+7=3+10=13

7+8= 2+5+8= 10+5=15


Проводят взаимооценку

  1. Домашнее задание

Стр.22 №2. Справочник – с.11

Записывают домашнее задание в дневники

  1. Физминутка

Контроль здоровья

«Отдохнём на полянке среди цветов, птиц, животных»

Слайд №7 «Мы друзья!»


Делают разминку под звуки песенки «Барбарики»

  1. Повторение, обобщение, систематизация изученного

Работа в больших группах

Математика – царица наук. Но в жизни все науки взаимосвязаны друг с другом. В математическом лесу мы это увидим. И русский язык, и литературное чтение, и сведения об окружающем мире готовят нас решать жизненные задачи.

  1. Загадка

Кто в беретке ярко-красной

В пёстрой курточке атласной

На меня он не глядит

А стучит, стучит, стучит




Слайд №9 «Дятел»

Предлагает ответить на вопросы и показать карточку с цифрой:

- Сколько букв в слове?

- Сколько звуков в слове?

- Сколько мягких согласных?

- Сколько звуков? Какие?

Слайд №10 «Дятлы – дальневосточный седой и дальневосточный малый»

Спрашивает учеников: знаете ли вы, что в лесах Дальнего Востока и Сибири водится 9 видов дятлов – большой, малый, пёстрый, седоголовый, желна, белоспинный и другие?

Вы слушали стук, а вы слышали, как они говорят? Послушайте ….. Да? Здорово? Вы слышали, конечно, но, наверно, думали, что это другие птицы.



Показывают карточки с цифрами








Слушают запись голосов птиц


  1. Слайд №11

Задаёт вопросы:

  1. Кто и что это?

  2. Что объединяет их? Какие признаки?









  1. Кто из них лишний?



  1. Отвечают хором:

ёж, стрекоза, сирень, дятел

  1. Отвечают:

Все они относятся к живой природе. Признаки - рождаются, растут, едят, пьют, дышат, размножаются, умирают.

  1. Сирень -«кормилец», остальные – «едоки»


  1. Слайд №12

Предлагает выполнить задания по ролям (организатор, защитники, писари, художник, ответственный за здоровье). Провести разбор слов «ёж», «стрекоза», «сирень» по плану. Защитить задание.

План

  1. Проговорить слово. Показать транскрипцию с помощью звуковичков.

  2. Назвать, сколько в слове букв, звуков и слогов. Почему?

  3. Показать орфоэпическое и орфографическое представления слова

  4. Назвать орфограмму

  5. Что знаете интересного об этом существе (животном, насекомом, растении)?

  6. Провести физминутку

  7. Сделать рисунок


Распределяют роли и выполняют задания.











Интересные сведения и рисунки – см. приложения



  1. Предлагает решить задачу:

Лена написала в слове «стрекоза» 8 букв, а в слове «дятел» - 5 букв. Сколько всего букв написала Лена?


Решают: складывают числа, как научились с переходом через десяток

8+5=8+2+3=13


  1. Предлагает оценить работу группы


  1. Рефлексия


  1. Предлагает задание

(слайды №13 и 14)

4

7

3

1

2

5

6

и

о

л

о

т

ч

н

Для выполнения задания разделиться на группы мальчиков и девочек.

Кто быстрее расположит буквы в порядке увеличения чисел, тот получит мою оценку.


  1. Чему новому сегодня вы учились и научились?















  1. Слайд №15

Читает

  1. Урок полезен, всё понятно – Кому?

  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно – Кому?

  3. Ещё придётся потрудиться - Кому?

  4. Да, трудно всё-таки учиться – Кому?


А вам учиться нравится? А в школе кому интересно?







Решают задачу. Собирают слово «отлично»



Отвечают:

  1. Научились складывать числа через разряд, через десяток.

  2. Научились складывать числа, сумма которых больше 10

  3. Учились решать разные жизненные задачи







Показывают соответствующие смайлики







5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!