СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ввести понятие равнодействующей силы как векторной суммы всех сил, действующих на тело.

Просмотр содержимого документа
«Сложение двух сил, направленных по одной прямой.»

Сложение двух сил, направленных по одной прямой

Цель урока: ввести понятие равнодействующей силы как векторной суммы всех сил, действующих на тело.

Оборудование: деревянный брусок; горизонтальная опора. Демонстрация: движение бруска под действием двух сил.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного.

При проверке домашнего задания можно двум ученикам задать вопросы по пройденному материалу, например:

— Какой прибор измеряет силу?

— Опишите устройство динамометра.

— Что называется весом тела?

— Как можно рассчитать вес тела?

— Чем отличается сила тяжести от веса тела?

II. Демонстрация опыта.

Переходя к освещению нового материала, следует на примере демонстрационного опыта показать, что часто тела движутся под действием не­скольких сил.

При этом очень удобно все действующие на тело силы заменить одной силой, которая называется равнодействующей силой.

III. Объяснение нового материала - лекция учителя.

Любая равнодействующая сила вызывает такое же движение, как все отдельные силы, действующие на тело вместе.

Давайте выясним, как находят равнодействующую силу. Разберем са­мые простые примеры:

1. Пусть к телу приложены две силы F1 и F2, направленные по одной прямой в одну сторону.

Тогда равнодействующая сила Fp по направлению совпадает с направ­лением сил F1, и F2, а ее величина равна их сумме: F = F1 + F2.

2. Две силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой, но в противоположных направлениях.

Если F1 F2, тогда величина равнодействующей силы Fp = F1 - F2, и на­правлена по направлению силы F1.

Если F1 2, то Fp направлена по направлению действия силы F2.

Если две противоположно направленные силы равны по величине, то их равнодействующая сила равна нулю, т.е. Fp = F1 - F2 = 0. В этом случае говорят, что силы себя уравновешивают.

Более сложным является определение равнодействующей, когда силы направлены под углом друг к другу. При этом используют правила вектор­ного сложения.

Приведите ряд примеров движения тела под действием нескольких сил. Например, при движении парашютиста безопасная скорость при приземле­нии (5-7м/с) достигается большой площадью купола парашюта (40-50 м2). Это создает такую силу сопротивления воздуха, которая уравновешивает силу тяжести.

IV. Решение задач.

С целью закрепления материала предложите ученикам решить следую­щую задачу (один ученик выполняет чертеж на доске):

Задача № 1. На тело по одной прямой действуют силы: 2Н и ЗЯ., Может ли равнодействующая этих сил быть равной 1Я? 2W. 5И7 При каких усло­виях?

Можно коллективно обсудить и экспериментально показать решение ещё одной задачи:

Задача № 2. Имея два динамометра, определите массу груза, вес кото­рого превышает предел измерения каждого динамометра в отдельности.

Домашнее задание: § 29 (с. 68-70), упр. 11 (2, 3) (с. 70), Л. № 367* [301*].

Дополнительный материал к уроку

Задача о Лебеде, Раке и Щуке

История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но едва ли кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения механики. Результат получится вовсе непохожий на вывод басно­писца Крылова.

Перед нами механическая задача на сложение нескольких сил, дейст­вующих под углом одна к другой. Одна сила, тяга лебедя, направлена вверх; другая, тяга рака - назад; третья, тяга щуки - вбок. Не забудем, что есть еще и четвертая сила - вес воза, которая направлена отвесно вниз. Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодейст­вующая всех приложенных к возу сил равна нулю.

Так ли это? Посмотрим. Лебедь, рвущийся к облакам, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза, а может быть, даже вполне уравновешивая его, - ведь груз невелик («покла­жа бы для них казалась и легка»). Рассмотрим оставшиеся две силы: тяга рака и тяга щуки. О направлении этих сил говорится, что «рак пятится на­зад, а щука тянет в воду». Само собой разумеется, что вода находилась не впереди воза, а где-нибудь сбоку (не потопить же воз собрались крылов-плохие труженики!). Значит, силы рака и щуки направлены под углом одна к другой. Если приложенные силы не лежат на одной прямой, то равнодейст­вующая их никак не может равняться нулю.

Ясно, что эта равнодействующая сила должна сдвинуть воз с места, тем более, что вес его полностью или частично уравновешивается тягой лебедя. Другой вопрос - в какую сторону сдвинется воз; вперед, назад «ли вбок? Это зависит уже от соотношения сил и от величины угла между ними.

Во всяком случае, Крылов не мог с уверенностью утверждать, что «возу все нет ходу», что «воз и ныне там». Это, впрочем, не меняет смысла бас­ни .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!