1. Мотивация к учебной деятельности.
Мы веселые сестрички.
Все зовут нас единички.
Вместе мы из года в год
Отправляемся в поход.
И в дороге нас встречает
Часто множество преград:
Очень трудно нам бывает
Перейти через разряд.
- О какой трудности рассказали вам единички?
- Чему будет посвящён сегодняшний урок? (открытию новых знаний)
- Как мы открываем новое? (Понять, что я не знаю, и самому открыть это новое знание)
- С чего начнём?
ПОВТОРЕНИЕ
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1) – Некоторые сестрички ещё спят в своих домиках. Определи, кто оказался соней и объясни свое решение (домики на доске). Устно.
2)
Посмотрите внимательно на выражения, записанные на доске.
6+3 7+6 8+4
- Чем они похожи? (действие сложения)
- Как называются числа при сложении? ( 1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое, сумма)
- В чем отличие этих выражений? ( 1-ое сл. больше 2-го сл.)
- В каких выражениях сестричкам-единичкам нужно будет перейти через разряд?
- Что вам поможет найти результат? (таблица сложения, числовой луч)
- Какой предмет мы можем использовать в качестве модели числового луча? (линейка)
- Найдите значения выражений.
3. Пробное действие:
- А теперь отложите в сторону линейку, и за 10 сек. найдите значение выражения: 9+7
- Что у вас получилось?
- С чем мы столкнулись?
- Сформулируйте свое затруднение. (Я не могу решить данный пример)
- В чем причина ? (Я не знаю, как это можно сделать за 10 сек.)
- Значит, цель нашего урока … (Узнать, как сложить числа без таблицы с переходом через разряд)
- Тема урока «Сложение чисел с переходом через разряд».
- Составим план наших действий.
Выложим числа в виде графических моделей.
1) - Выложим 1 сл., затем 2 сл.
— Сколько единиц не хватает в первом слагаемом до полного десятка? (Одной единицы.)
— Где эту единицу можно взять?
(Во втором слагаемом.)
— На какие части разобьется второе слагаемое? (1 и 6)
- Назовём эти части удобными. Почему? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
— Переложите единицу в первое слагаемое. Сколько получится полных десятков? (1 десяток.)
- Накройте эти 10 единиц моделью десятка – зелёным треугольником
— Сколько останется единиц? (6 единиц.)
— Итак, чему равна сумма? (1 д 6 е, или 16.)
2) Выполним действие.
2) - А теперь оформим этот пример в тетради. (Запись + проговаривания алгоритма)
1) Читаю пример: … Первое слагаемое …, второе слагаемое …
2) Нахожу число, которое дополняет первое слагаемое до 10, — число ……
3) Разбиваю второе слагаемое на удобные части и …….
4) Дополняю первое слагаемое до 10
5) Прибавляю оставшиеся единицы: 10 + .
6) Ответ: …
2) Вывод:
- Давайте проанализируем наши действия и сделаем вывод:
чтобы сложить однозначные числа с переходом через разряд, можно сначала дополнить до 10 первое слагаемое, а затем добавить остальные единицы.
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Пользуясь этим алгоритмом, давайте вычислим значение следующего числового выражения:
7 + 5.
Первое слагаемое — 7.
Ему недостает до 10 трех единиц.
Поэтому второе слагаемое разбивается на части 3 и 2.
Добавляем к 7 сначала 3 единицы, получаем 10 единиц.
Потом добавляем оставшиеся 2 единицы и получаем 1 десяток и 2 единицы.
Ответ: 7 + 5 = 12».
Б) 9 + 3 = 12;
В) В паре решите следующее числовой выражение 8 + 6 =14. + Проверка на доске.
- Давайте сверимся с доской, всё ли у вас получилось.
- Попробуйте решить и проверить примеры самостоятельно.
КАРТОЧКИ
6. Включение в систему знаний.
- В каких жизненных ситуациях нам может пригодиться этот навык?
-Когда требуется быстрый подсчет (например, покупка товаров в магазине, расчеты при шитье платья, костюма и т. д.).
ЗАДАЧА
В пруду плавало 8 карпов и 9 налимов. Сколько всего рыб плавало в пруду?
-Прочитайте условие задачи.
-Прочитайте вопрос.
-Нахождение целого, суммы.
-Как будет выглядеть схема задачи и почему?
-На сколько частей разделим отрезок и как назовем эти части?
-Составьте числовое выражение для ответа на вопрос задачи.
8 + 9 =
-Найдите значение этого выражения.
-Каким способом будем вычислять?
-Назовите значение этого выражения.
-Что запишем в скобках?
-Почему?
-Кто сформулирует ответ?
7. Подведение итогов.
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Кто достиг цели?
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
9. Д.З.