Сложение и вычитание десятичных дробей.
Цель:
1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей».
Провести диагностику усвоения знаний и умений.
Содействовать рациональной организации труда
Введением игровых ситуаций снять напряжение; развивать сообразительность и мышление.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Организационные формы общения: фронтальная, индивидуальная.
Структура урока:
Организационный момент.
Повторение и обобщение изученного материала:
а) историческая справка;
б) устная работа.
Выполнение заданий:
а) работа с заданием на доске;
б) игра «Заполни клетку»;
в) диагностика усвоения знаний в форме дидактической игры «Побегушки».
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь, начнём работу. Ребята, у нас сегодня заключительный урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Откройте тетради и запишите дату, классная работа. Ручки положите.
II. Повторение и обобщение изученного материала.
Ребята, какие дроби мы с вами знаем? Давайте с вами послушаем, как появились дроби. Аня и Настя подготовили сообщения. Пожалуйста, девочки, вам слово.
(Читают сообщения)
Я желаю вам сегодня не попасть в дроби! Ребята, а теперь давайте с вами вспомним правила сложения и вычитания десятичных дробей. На доске вы видите букет цветов, давайте сорвем цветы и ответим на вопросы.
1. Как называются компоненты при сложении и вычитании и их результаты? (слагаемые, сумма, уменьшаемое вычитаемое разность).
2. Что надо сделать с последней оставленной цифрой при округлении, если после неё идёт цифра 8? Цифра 5? Цифра 3? (увеличить на 1, на 1, не увеличивать)
3.Назовите первые три разряда после запятой в десятичных дробях. (Десятые, сотые, тысячные).
4. Как вычитают десятичные дроби? (1) уравнивают в этих дробях количество знаков после запятой; 2) записывают их так друг под другом, чтобы запятая была под запятой; 3) выполняют вычитание, не обращая внимания на запятую; 4) в ответе поставить запятую под запятой).
5. Как складывают десятичные дроби? (1) уравнивают в этих дробях количество знаков после запятой;2) записывают их так друг под другом, чтобы запятая была под запятой; 3) выполняют сложение, не обращая внимания на запятую; 4) в ответе поставить запятую под запятой)
(Отвечают на вопросы)
Давайте, выполним устно задания на доске:
1. Вычислите
4,1 + 2, 754 3,75 – 2 3+ 0,3 6,5 – 0,4
11+ 2,68 15,8 – 3,4 0,01 + 0,03 3,25 – 2,1
2. Сравните дроби
0, 781* 0,479 4,79* 4,781
93,8* 93,800 0,0045* 0,045
3. Округлите число 37, 2573 до единиц, десятых, сотых, тысячных.
III. Выполнение заданий
а) У вас на столах есть листочки с заданиями, где пустые клетки. Найдите. За 3 минуты вам нужно их заполнить, записывая в тетрадь. Правило заполнения клеток состоит в том, что ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего.
(Выполняют, кто успевает вперед на следующей стороне листочка дополнительные задания)
Время вышло, давайте сверим ответы (1,06). Кто согласен, поднимаем руку.
б) На доске вы видите квадрат, в котором записаны десятичные дроби. Необходимо выписать дроби в порядке возрастания (на доске и в тетради):
0,3 | 2,06 | 5,4 |
1,48 | 0,08 | 0,29 |
5,39 | 2,1 | 1,5 |
0,08; 0,29; 0,3; 1,48; 1,5; 2,06; 2,1; 5,39; 5,4.
(Выполняют, кто успевает вперед, продолжают решать дополнительные задания)
в) Ребята, а сейчас каждый из вас получит карточку с набором заданий, которые согласно сложности оценены определенным количеством баллов. Вы сами выбираете то или иное задание, рассчитав свои силы, и набираете суммарную оценку. Возможно и получение двух оценок. Как только вы сделаете одно задание, а потом и после каждого вы сдаете его мне на проверку, переходя при этом к следующему. А потом к концу урока подведем итог, и каждый получит заработанную оценку. Всем понятно, приступаем к выполнению. Выполняем на листочка подготовленных мной.
(Выполняют, сдают на проверку, и в оценочный лист я фиксирую. Если успевают вперед, то № 1251)
IV. Подведение итогов.
а) Давайте с вами подведем итоги работы и выставим заработанные оценки.
б) Итак, ребята, какие математические операции можно выполнять с десятичными дробями? (Сложение, вычитание, сравнение, округление). На следующих уроках мы с вами изучим еще ряд математических операций с десятичными дробями.
Домашнее задание: № 1291, 1304(б).
Приложение
Образцы заданий для «Побегушек»
1-2 уровень 3 уровень
1) 2,5; 10,07; 1,043; 11,00107. 0,5 1) а)70,322 б)30 в)5,05 г) 13,2 д)0,41 е)2 1,5
3) а)70,322 б)30 в)5,05 г)13,2 д) 0,41 е)2 1,5 2) 20,9 11,9 2
2) а) б) 0,5 3) 0,349; 0,879; 1,363; 1,879; 3,49; 3,51; 7,18; 7,1879 1
4) 20,9 11,9 2 4)6,4 6,4 0,5
5) 0,349; 0,879; 1,363; 1,879; 3,49; 3,51; 7,18; 7,1879. 1 5) а)6,57 б) 3 в)2 2
6) 6,4 6,4 0,5 6) 3,2 + 1,8 = 5 4,2 + 17 = 21,2
63 – 2,7 =60,3 3 + 1,08 =4,08
7,36 – 33,6 = 4 5,7 – 4 = 1,7 2
7) а)6,57 б)3 2 7) 6,37 10,47 7,504 1,53 1,85 1
8)3,2 + 1,8 =5 4,2 +17 = 21,2
63 – 2,7 = 60,3 3 + 1,08 = 4,08
7,36 – 33,6 = 4 5,7 – 4 =1,7 2