Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Зургановская средняя общеобразовательная школа»
Урок – путешествие
« Сложение и вычитание десятичных дробей»
Авторы: Найминова Галина Пюрвеевна, учитель математики
Санджиева Инга Эрдниевна, учитель математики
2021 год
Обобщающий урок- путешествие по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Разделы: Математика
Класс: 5
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки, оценочный лист, таблицы для самостоятельной работы.
Цель урока: обобщить знания по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», отработка умений решать прямые и обратные задачи, деформированные примеры, уравнения.
Задачи:
Образовательные
обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”;
усиление практической направленности обучения;
формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Развивающие
формирование умения осуществлять самоконтроль; рационально планировать работу;
развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
расширение знаний .
Воспитательные
воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.
Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.
Приёмы:
создание на уроке ситуации занимательности;
создание ситуации успеха;
оперативный контроль над выполнением требований.
Ход урока
I. Организационный момент.
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!
II. Мотивационное начало урока, постановка целей урока.
-Здравствуйте, ребята! Как вам уже известно, на Земле очень много интересных, красивых и удивительных мест.
- Любите ли вы путешествовать? В каких уголках нашей страны вы побывали?
-Как и в любое путешествие, нам надо собрать багаж. Возьмем только самое необходимое: смекалку, умение рассуждать и, конечно, правило сложения и вычитания десятичных дробей.(слайд №1)
-Сформулируйте правило.(ответы учащихся). Как вы думаете, каких целей нам нужно достичь на уроке? ( слайд №2)
-Посмотрите на этот портрет. Что вы знаете об этом человеке?( слайд№3,4)
-Да, это Фёдор Филиппович Конюхов - выдающийся российский путешественник, писатель, художник.
Восхождение на Эверест, кругосветные одиночные плавания, полеты на воздушном шаре – вот далеко не полный перечень всех экспедиций этого отважного человека.
Дух путешественника живет в каждом из нас. Какими качествами должен обладать человек, который собирается в путь?
Итак, сегодня на уроке мы отправимся с Фёдором Конюховым в кругосветное плавание, будем покорять Эверест, полетаем на воздушном шаре.
Готовы?
III. Актуализация знаний
1. Северный полюс с детства манил Фёдора Филипповича. Сейчас мы с вами отправимся в поход на лыжах и узнаем, сколько длилась эта экспедиция. Для этого нужно решить примеры.(слайд№5)
□ : 0,5=144
□-44,7=27,3
173,5- □=101,5
□× 2,5 =180
□+ 0,75 =72,75
-Молодцы. Теперь вы знаете, что поход длился 72 дня.
2.Работа в группах.( по карточкам)
В 1992 году Конюхов совершил восхождение на Эверест. Сейчас мы тоже повторим его путь и покорим самую высокую гору на планете(слайд №6)
Головоломка «Как спуститься с горы на короткой веревке»(слайд№7)
1.«Альпинист стоит на скале высотой 200м. У этой скалы на высоте 100м есть уступ, а у альпиниста есть 150 – метровая веревка и нож. Веревку можно привязывать только к колышкам, один из которых находится на уступе, второй – на вершине. Как альпинисту спуститься?»
2.Решить уравнение.
1.(х-3,5)× 0,2=1,5 1.33,5 : ( х-4,3)=5
2.113,79-0,23×х=109,19 2.1,75×х+37,35=65,35
-Сколько получилось в первых двух уравнениях ? (11)
-Именно 11 дней длился кругосветный перелет Федора Конюхова.
-Сколько получилось во втором уравнении? (20 и 16). В 2016 году был совершен этот перелет.
3.Физминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
4. В 2002 году в составе караванной экспедиции на верблюдах «По следам Великого шёлкового пути» Конюхов за 2 месяца прошёл 1600 км и посетил 6 регионов: Астраханский, Ставропольский края, Дагестан, Ростовскую, Волгоградскую области и нашу родину - солнечную Калмыкию( слайд8).
Самостоятельная работа.
-Ребята, один верблюжонок отстал от экспедиции. Давайте поможем ему вернуться. Ваша задача - следить за движением верблюжонка, который переходит с клетки на клетку.
Я называю только координаты клетки, а число не произношу вслух. Вы должны найти сумму чисел, на которые «пришёл верблюжонок». При этом записываете результат в таблицу. Затем проверяем.( слайд №9)
| А | Б | В |
1 | 3,2 | 1,8 | 4,4 |
2 | 7,3 | 2,7 | 3,3 |
3 | 5,5 | 4,8 | 6,1 |
А1 Б3; Б1 А2; В1 В2; Б2 А2; Б3 А1; В3 Б2; А3 В2;
(Слайд№10)
| | | |
1 | 3,2 +4,8 | А1 Б3 | 8 |
2 | 1,8 + 7,3 | Б1 А2 | 9,1 |
3 | 4,4 + 3,3 | В1 В2 | 7,7 |
4 | 2,7 + 7,3 | Б2 А2 | 10 |
5 | 4,8 + 6,1 | Б3 В3 | 10,9 |
6 | 5,5 + 1,8 | А3Б1 | 7,3 |
7 | 6,1+ 2,7 | Б2 В3 | 8.8 |
Проверьте правильность выполнения задания по эталону, представленному на слайде.
Расположите числа в порядке возрастания.
7,3; 7,7; 8; 8,8;9,1; 10; 10,9.
5.Конюхов покорил и третью стихию: в 2018-2019 гг. Конюхов пересёк южную часть Тихого океана. Давайте решим задачу на движение.
Скорость течения реки 2,4 км/ч, скорость лодки в стоячей воде 6,6 км/ч. За сколько времени лодка доберется от пункта А до пункта В, если между ними 36 км и плыть по течению?(слайд11)
2,4 км/ч, 6,6 км/ч,36 км, □
-А теперь составьте обратные задачи и решите.
□, 6,6 км/ч, 36 км ,4 ч.
2,4 км/ч, □, 36 км,4 ч.
2,4 км/ч, 6,6 км/ч, □,4 ч.
IV. Итог урока.
- Молодцы! Вы достойно прошли весь путь с Федором Конюховым и показали хороший результат.
- Какова была цель сегодняшнего урока? Достигли ли мы цели? В ходе выполнения заданий возникли у вас проблемы?
V.Рефлексия
-Оцените свою успешность на уроке, свое настроение в оценочных листах.
Домашнее задание.
Оценочный лист
Урок | Я на уроке | Итог |
1.познавательный | 1. работал | 1.материал понятен |
2. интересный | 2.отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3. скучный | 3. помогал другим | 3. не понял |
Список литературы и интернет- ресурсов:
https://thecode.media/verevka/
Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир.-М.: Вентана – граф, 2018г.