СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект-схема урока по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Просмотр содержимого документа
«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»



Авторы

Корнева Надежда Афанасьевна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» р.п. Благовещенка

Класс

5 класс

Автор УМК

Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А. Бунимович и др. Рос.акад. наук, Рос. Акд. образования, изд-во «Просвещение».-М.:Просвещение, 2012.

Тема урока

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

Тип урока

Изучение нового материала



Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые

способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые

способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые

способы деятельности

1. Актуали-зация опорных действий и фиксирование затруднений в пробном действии (повторение изученного, необходимого для изучения нового, обнаружение проблемы)

1. Предлагает начать урок со сказки, читает текст (Приложение 1), демонстрируя слайды.

2. Предлагает собраться в группы, раздает конверты с заданиями (Приложение 1).

3. Объясняет суть задания.

4. Контролирует ход выполнения, консультирует.

5. Организует обсуждение результатов.

1. Слушают текст, смотрят слайды.

2. Собираются в группы, получают задания и знакомятся с ними.

3. Работают с текстом, обсуждают ответы на вопросы, объясняют выбранные способы решений.

4. Представитель группы показывает на интерактивной доске ответ и объясняет причины выбора, все слушают ответы, задают вопросы.

Анализировать визуальную информацию.

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать по заданным критериям; приводить доказательства. Использовать знакосимволические средства для решения примеров

Взаимодействуют в группах, обсуждают, согласовывают результат, высказывают свое мнение, слушают ответы других

Понимать и воспринимать объяснение учителя.

Осуществлять совместную деятельность, добиваться общего результата; аргументировано высказывать свою точку зрения; слушать собеседника

Осуществляют взаимоконтроль процесса актуализации знаний

Принимать и сохранять учебную цель, задачу. Проводить взаимоконтроль, дополнять

2. Постанов-ка проблемы, формулировка темы урока, постановка учащимися цели урока, как собственной учебной задачи

1. Учитель благодарит за работу и предлагает всем выполнить еще одно задание по тексту (Приложение 1), которое обнаруживает проблему.

2. Задает вопросы: как действовать в данной ситуации, какие знания о обыкновенных дробях помогут.

3. Помогает сформулировать тему и задачи урока, предлагает проверить гипотезу.

1. Все находят в тексте указанные дроби и сталкиваются с проблемой, что не могут их сложить.

2. Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока (гипотезу), ставят задачи.

Выдвигать предположения и обосновывать их.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Делать выводы, обобщения. Понимать смысл информации

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы

Понимать и воспринимать объяснения учителя; ответы учащихся



Высказывать мнение по существу; принимать и сохранять учебную цель и задачу; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе проверки и учета характера сделанных ошибок

3. Разработка проекта выхода из затруднений

1. Объясняет, как вычислить сумму выбранных из текста дробей с разными знаменателями, учитывая высказанные учащимися версии.

2. Предлагает рассмотреть примеры записи решений в учебнике (с.157 п.33) и комментирует их.

3. Предлагает установить порядок действий при сложении дробей с разными знаменателями в тексте, записанном в беспорядке (деформированный алгоритм), (Приложение 2).

4. Объясняет необходимость работы в парах.

5. Предлагает сравнить полученный алгоритм с эталоном.

1. Слушают, записывают в тетрадь.

2. Рассматривают примеры в учебнике.

3. Отвечают на вопросы учителя.

4. Устанавливают порядок действий в алгоритме.

5. Сравнивают результат с эталоном.

Анализировать объекты, делать выводы, обобщения. Понимать смысл информации.

Использование знакосимволичес-ких средств для решения примеров. Осуществлять сравнение с заданным критерием

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы, взаимодействуют в парах

Понимать и воспринимать объяснения учителя; ответы учащихся

Проводят самооценку и взаимооценку


4. Реализация готового проекта

(первичное закрепление)

1. Предлагает открыть тренажеры (с.95 № 227 (а, б, в), прочитать вслух задание, выполнить.

2. Осуществляет проверку с использованием документ камеры.

3. Предлагает половине класса выполнить тест (электронное приложение к учебнику), остальным выполнить работу в тетрадях (с.158 №546, 1 вариант а, в; 2 вариант б, г) по вариантам.

4. Организует проверку с/р в парах, просит поменяться тетрадями и выполнить проверку по эталону.

5. Организует проверку тестов (слушает оценки).

1. Открывают тетради-тренажеры и выполняют задание.

2. Выполняют самопроверку по эталону.

3. Половина класса выполняет тест, остальные выполняют сам. работу по вариантам.

4. Меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку по эталону.

5. Называют оценки за тест.

Использовать знако-символические средства, в том числе моделей для решения примеров. Делать выводы, обобщения; осуществлять сравнение с заданным критерием

Взаимодействуют с учителем во время проверки по образцу, друг с другом во время взаимопроверки

Понимать и воспринимать объяснения учителя; ответы учащихся

Осуществляют самоконтроль процесса решения примеров, взаимоконтроль процесса решения примеров

Принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе проверки и учета характера сделанных ошибок

5. Итог урока

1. Предлагает вернуться к теме урока и вспомнить, чему учились на уроке и дополнить тему в случае, если вначале урока назвали только одно действие с дробями.

2. Задает вопросы: какие знания получили, какие возникали затруднения

3. Предлагает выбрать картинку на слайде, соответствующую настроению после урока. Благодарит за работу

1. Читают тему, отвечают на вопросы, дополняют тему.

2. Отвечают на вопросы.

3. Передают листы самооценки.

4. Выбирают картинки, соответствующие настроению.


Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы

Слушать учителя; аргументировано высказывать свою точку зрения; слушать собеседника

Осуществляют самоконтроль процесса и результата

Проводить самооценку

6. Домашнее задание (обязатель-ная часть и по желанию)

Просит вложить карточки с д/з в учебник.

Д.з. п.33.с.157, вопросы 2,3; тренажер с.95,№227 (г, д, е) №552 по желанию







Приложение 1


Сказка.

В 3/9 царстве, в 3/10 государстве жили – были обыкновенные дроби. Были они разные. Дроби, которые жили в древнем Египте, были с числителем единица и одна особенная дробь . Дроби древнего Вавилона предпочитали постоянный знаменатель, равный 60. Дроби, жившие в древнем Риме, тоже пользовались одним знаменателем, равным 12 (например 5/12 ). Дроби, жившие в древней Руси назывались долями, позднее «ломаными числами». – полтина, – четь, – полчеть, – треть, – полтреть, полполтреть.

Действия с дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби».


Задания.

1 группа. Найдите сумму полполтрети и дроби, жившей в Древнем Риме, приведенной в качестве примера в тексте.

2 группа. Найдите сумму трети и особенной дроби, жившей в Древнем Египте. Сравните полученный результат с 1.

3 группа. Какая дробь, жившая в Древнем Вавилоне, равна дроби, жившей в древнем Риме (дробь Древнего Рима приведена в качестве примера в тексте).

4 группа. Сравните четь и дробь, указывающую на название государства.

5 вместе. Найти сумму самой большой дроби древней Руси и особенной дроби, жившей в Древнем Египте.



Приложение 2

Деформированный алгоритм

Порядок действий с дробями с разными знаменателями.

  1. Сложить числители ( или из числителя первой дроби вычесть числитель второй дроби), а знаменатель оставить прежним.

  2. Сложить (вычесть) числители, сложить (вычесть) знаменатели.

  3. Если после выполнения действий получается сократимая дробь, то её обычно сокращают.

  4. Привести дроби к наименьшему общему знаменателю.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!