Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1. Актуали-зация опорных действий и фиксирование затруднений в пробном действии (повторение изученного, необходимого для изучения нового, обнаружение проблемы) | 1. Предлагает начать урок со сказки, читает текст (Приложение 1), демонстрируя слайды. 2. Предлагает собраться в группы, раздает конверты с заданиями (Приложение 1). 3. Объясняет суть задания. 4. Контролирует ход выполнения, консультирует. 5. Организует обсуждение результатов. | 1. Слушают текст, смотрят слайды. 2. Собираются в группы, получают задания и знакомятся с ними. 3. Работают с текстом, обсуждают ответы на вопросы, объясняют выбранные способы решений. 4. Представитель группы показывает на интерактивной доске ответ и объясняет причины выбора, все слушают ответы, задают вопросы. | Анализировать визуальную информацию. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать по заданным критериям; приводить доказательства. Использовать знакосимволические средства для решения примеров | Взаимодействуют в группах, обсуждают, согласовывают результат, высказывают свое мнение, слушают ответы других | Понимать и воспринимать объяснение учителя. Осуществлять совместную деятельность, добиваться общего результата; аргументировано высказывать свою точку зрения; слушать собеседника | Осуществляют взаимоконтроль процесса актуализации знаний | Принимать и сохранять учебную цель, задачу. Проводить взаимоконтроль, дополнять |
2. Постанов-ка проблемы, формулировка темы урока, постановка учащимися цели урока, как собственной учебной задачи | 1. Учитель благодарит за работу и предлагает всем выполнить еще одно задание по тексту (Приложение 1), которое обнаруживает проблему. 2. Задает вопросы: как действовать в данной ситуации, какие знания о обыкновенных дробях помогут. 3. Помогает сформулировать тему и задачи урока, предлагает проверить гипотезу. | 1. Все находят в тексте указанные дроби и сталкиваются с проблемой, что не могут их сложить. 2. Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока (гипотезу), ставят задачи. | Выдвигать предположения и обосновывать их. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Делать выводы, обобщения. Понимать смысл информации | Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы | Понимать и воспринимать объяснения учителя; ответы учащихся | | Высказывать мнение по существу; принимать и сохранять учебную цель и задачу; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе проверки и учета характера сделанных ошибок |
3. Разработка проекта выхода из затруднений | 1. Объясняет, как вычислить сумму выбранных из текста дробей с разными знаменателями, учитывая высказанные учащимися версии. 2. Предлагает рассмотреть примеры записи решений в учебнике (с.157 п.33) и комментирует их. 3. Предлагает установить порядок действий при сложении дробей с разными знаменателями в тексте, записанном в беспорядке (деформированный алгоритм), (Приложение 2). 4. Объясняет необходимость работы в парах. 5. Предлагает сравнить полученный алгоритм с эталоном. | 1. Слушают, записывают в тетрадь. 2. Рассматривают примеры в учебнике. 3. Отвечают на вопросы учителя. 4. Устанавливают порядок действий в алгоритме. 5. Сравнивают результат с эталоном. | Анализировать объекты, делать выводы, обобщения. Понимать смысл информации. Использование знакосимволичес-ких средств для решения примеров. Осуществлять сравнение с заданным критерием | Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы, взаимодействуют в парах | Понимать и воспринимать объяснения учителя; ответы учащихся | Проводят самооценку и взаимооценку | |
4. Реализация готового проекта (первичное закрепление) | 1. Предлагает открыть тренажеры (с.95 № 227 (а, б, в), прочитать вслух задание, выполнить. 2. Осуществляет проверку с использованием документ камеры. 3. Предлагает половине класса выполнить тест (электронное приложение к учебнику), остальным выполнить работу в тетрадях (с.158 №546, 1 вариант а, в; 2 вариант б, г) по вариантам. 4. Организует проверку с/р в парах, просит поменяться тетрадями и выполнить проверку по эталону. 5. Организует проверку тестов (слушает оценки). | 1. Открывают тетради-тренажеры и выполняют задание. 2. Выполняют самопроверку по эталону. 3. Половина класса выполняет тест, остальные выполняют сам. работу по вариантам. 4. Меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку по эталону. 5. Называют оценки за тест. | Использовать знако-символические средства, в том числе моделей для решения примеров. Делать выводы, обобщения; осуществлять сравнение с заданным критерием | Взаимодействуют с учителем во время проверки по образцу, друг с другом во время взаимопроверки | Понимать и воспринимать объяснения учителя; ответы учащихся | Осуществляют самоконтроль процесса решения примеров, взаимоконтроль процесса решения примеров | Принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе проверки и учета характера сделанных ошибок |
5. Итог урока | 1. Предлагает вернуться к теме урока и вспомнить, чему учились на уроке и дополнить тему в случае, если вначале урока назвали только одно действие с дробями. 2. Задает вопросы: какие знания получили, какие возникали затруднения 3. Предлагает выбрать картинку на слайде, соответствующую настроению после урока. Благодарит за работу | 1. Читают тему, отвечают на вопросы, дополняют тему. 2. Отвечают на вопросы. 3. Передают листы самооценки. 4. Выбирают картинки, соответствующие настроению. | | Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы | Слушать учителя; аргументировано высказывать свою точку зрения; слушать собеседника | Осуществляют самоконтроль процесса и результата | Проводить самооценку |
6. Домашнее задание (обязатель-ная часть и по желанию) | Просит вложить карточки с д/з в учебник. Д.з. п.33.с.157, вопросы 2,3; тренажер с.95,№227 (г, д, е) №552 по желанию | | | | | | |
В 3/9 царстве, в 3/10 государстве жили – были обыкновенные дроби. Были они разные. Дроби, которые жили в древнем Египте, были с числителем единица и одна особенная дробь . Дроби древнего Вавилона предпочитали постоянный знаменатель, равный 60. Дроби, жившие в древнем Риме, тоже пользовались одним знаменателем, равным 12 (например 5/12 ). Дроби, жившие в древней Руси назывались долями, позднее «ломаными числами». – полтина, – четь, – полчеть, – треть, – полтреть, полполтреть.
Действия с дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби».