Сложение и вычитание величин
(учебник, с. 67)
Цель деятельности учителя: способствовать ознакомлению с письменными приемами сложения и вычитания величин, совершенствованию устных и письменных вычислительных навыков, развитию умений преобразовывать величины, решать задачи и уравнения, находить площадь и периметр треугольника.
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с письменными приемами сложения и вычитания величин; научатся выполнять устные и письменные вычислительные навыки, преобразовывать величины, решать задачи и уравнения, находить площадь и периметр треугольника.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни.
методы и формы обучения: урок-аукцион. Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; изображение королевы Математики, название лотов, алгоритм, карточки, чертежи к задаче, молоточек, жетоны с обозначением баллов (2 б., 3 б., 5 б., 10 б., 15 б. и т. д.).
Основные понятия и термины: сложение и вычитание величин.
организационная структура (сценарий) урока
I. Организация начала урока.
Математика – королева наук!
Без нее не летят корабли,
Без нее не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
Что почем не узнаешь,
А узнав, не поймешь!
– Итак, урок математики. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня мы отправляемся на математический аукцион.
– Кто знает, что это такое? (Ответы учащихся.)
– Вот как объясняет Ожегов значение этого слова в своем словаре:
Аукцион – публичная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
– На аукционе разыгрываются лоты. Обратимся опять к словарю Ожегова:
Лот – мера веса, равная 12,8 г.
– Проводить аукцион сегодня будет королева Математика. На аукционе знания будут заменять деньги. Сегодня выставлены следующие лоты:
Устный счет – 18 б.
Именованные примеры – 20 б.
Алгоритм – 15 б.
Математические карточки – 1 гр. – 5 б. (2 гр. – 10 б.; 3 гр. – 15 б.).
Задача – 15 б.
– Ваша задача сегодня – набрать как можно больше баллов.
– Начинается игра. Выставляется первый лот – «Устный счет».
II. Устный счет.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
1. Выполнение вычислений удобным способом.
На доске:
45 + 36 + 25 + 64 48 + 530 + 70 + 52 130 + 366 + 234 + 270
Задание: вычислите удобным способом.
2. Перевод единиц измерения массы и длины.
– Переведите.
3 км 500 м = … м 3 т = … кг
12 км 450 м = … м 2 т 3 ц = … кг
5000 м = … км 4000 г = … кг
3. Решение уравнений.
– Решите и найдите «лишнее» уравнение.
х – 26 = 14 х + 17 = 57 52 – х = 12 х – 17 = 13 90 – х = 50
4. Выполнение задания: № 318.
– Подсчитайте баллы. Кто больше всех набрал баллов? 1, 2, 3. Продано!
Физкультминутка
III. Работа с новым материалом.
– Следующий лот: «Выражения с величинами».
– Посмотрите внимательно на выражения, что для вас нового вы видите в этом лоте?
На доске:
638 мм + 152 мм
6 дм 3 см + 1 дм 5 см
486 кг + 29 м
124 м 75 см + 39 м 85 см
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
– Вычислите устно. Кто может вычислить значения этих выражений?
– Почему легко было сложить слагаемые?
– Почему вы думаете, что в третьем выражении была допущена ошибка?
– А можно ли производить другие вычислительные действия с величинами?
– Каким способом легче вычислить эти суммы – устным или письменным?
Посмотрите, как находят значение выражений письменным способом (учитель на доске, учащиеся в тетрадях.).
124 м 75 см + 39 м 85 см
124 м 75 см = 12475 см
39 м 85 см = 3985 см
16 460 см = 164 м 60 см
124 м 75 см + 39 м 85 см = 164 м 60 см
– 1, 2, 3. Продано!
– Следующий лот: «Алгоритм».
– По какому плану (алгоритму) мы выполняли вычисление?
1. Заменить крупные единицы мелкими.
2. Выполнить заданное действие.
3. Заменить мелкие единицы крупными.
(Каждый пункт алгоритма вывешивается на доску.)
– 1, 2, 3. Продано!
IV. Первичное закрепление.
– Выставлен следующий лот: «Математические карточки».
Королева вам предлагает выбрать карточки самим.
Розовые карточки – это самые простые задания, оцениваются в 5 баллов, если вы решите.
Голубые карточки. Задание усложняется, оценивается в 10 баллов.
Зеленые карточки. Задание, с которым вы можете справиться, но, пользуясь более глубокими знаниями, оценивается в 15 баллов.
1. № 313 (1).
18 ч 36 мин – 9 ч
18 ч 36 мин – 9 мин
12 км 065 м + 20 м
2. № 313 (2).
20 мин 30 с + 25 с
2 м 20 с + 75 см
6 м 20 см + 75 см
3. № 314.
12 м 86 см + 3м 45 см 45 т 275кг – 18 т 130 кг
5 ч 48 мин + 35 мин 6 м 20 см + 75 см
(проверка)
– 1, 2, 3. Продано!
Физкультминутка
Релаксация.
V. Работа над пройденным материалом.
– Следующий лот: «Задача».
– Откройте учебники на странице 67, найдите № 315. Прочтите задачу.
– О чем задача?
– Сколько было поездов?
– Как он шел?
– Что известно?
– Сколько километров прошел поезд до второй остановки?
– Что нужно найти?
– Как удобней сделать краткую запись?
– Какой чертеж верный? (На доске 2 чертежа.)
1.
2.
– Можем сразу ответить на вопрос задачи?
– Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи?
– Как найти это расстояние?
– Теперь можете ответить на вопрос задачи?
– Запишите решение в тетрадь.
– 1, 2, 3. Продано!
VI. Итог урока.
– Сегодня на математическом аукционе были проданы все лоты. Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня поработали над новой темой, многое узнали.
– А теперь я предлагаю ваши балльные знания поменять на отметки.
На доске:
25 б. и больше – 5
24 б. – 15 б. – 4
14 б. – 8 б. – 3.
Домашнее задание: с. 67, № 316, 317.