Повторение теории. Учитель читает стихотворение Е.Измайлова «Как растут слова». Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – корень. Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Вот из сада Вам рассада. Вот еще посадки рядом. Вот и садовод С садовником идет. Очень интересно Гулять в саду словесном! - Сегодня и нам с вами, ребята, предстоит прогуляться по словесному саду и понять, как и из чего растут слова. Ребята, а как называются части, на которые делятся слова? (Морфемы) Разложим яблоки по тарелкам и вспомним определения морфем. С чего начинаем? (на 5 яблоках изображены морфемы, на доске прикреплены тарелки). Окончание – это… Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Что такое основа? Часть слова без окончания. Корень…Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Суффикс…Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов. Приставка… Часть слова, которая находится перед корнем и обычно служит для образования новых слов. - Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются эти части слова? (Морфемика) - Как называется раздел науки, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слов? (Словообразование) Какие способы словообразования вам известны? (приставочный и суффиксальный способы) Что такое орфография? (Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов). Словарь. Ночной, ключ, речка, каменщик, грустный, подъезд, тишь, могуч. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки простые карандаши. Проверьте работу своего товарища по ключу на доске и поставьте на полях оценку в соответствии с критериями. Верните тетради друг другу. (Проверка качества выполнения) - Молодцы, ребята. Познакомьтесь с текстом: Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водяной с капелькой играют. Водоросли с карасиками обнимаются. - О каких родственниках идет речь? - Соотнесите слова и способы их образования (карточки со словами и способами на доске) подводник | приставочно-суффиксальный | водица | суффиксальный | водяной | суффиксальный | водоросли | ? | - Какому слову не досталось способа образования? Почему? Запишите это слово. водоросли - Сколько у него корней? Сколько слов участвует в образовании слова водоросли? Запишите эти слова. вода + росли - Какой знак мы поставили между словами? Как, по-вашему, называется такой способ образования слов в русском языке? (сложение) Как называются такие слова? (сложные) Сформулируйте тему урока. (Тема «Сложение как способ образования новых слов») Какие задачи мы должны поставить перед собой? Я хочу понять… Я хочу научиться… Теперь можем приступить к работе. |