СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение как способ образования слов в русском языке.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложение как способ образования слов в русском языке.»

Технологическая карта урока

Дата: ______________


Предмет: русский язык


Тема: 6 класс, № 81. Сложение как способ образования слов в русском языке.

Тип: повторение.

Цель: организация деятельности обучающихся для ознакомления учащихся с основными способами образования слов, а так же закрепления умения определять способы образования слов и развития навыков морфемного и словообразовательного разбора.

Планируемые результаты:

Предметные:характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).Иметь представление о русском литературном языке.


Метапредметные:выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

Личностные:проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык». Установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо​получия.


Воспитательные: устранение имеющихся недостатков и пробелов в воспитании учащихся (нетактичность, недисциплинированность, необязательность, неаккуратность и т.д.); воспитание таких личностных качеств как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении поручений и заданий, сила воли, упорство, настойчивость и т.д.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы, приемы организации учебной деятельности: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (иллюстративный метод), практический (упражнения), метод проблемного обучения (исследовательский метод, частично-поисковый метод).

Межпредметные связи: связь с литературой.

Ресурсы урока: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6955/conspect/259175/

Учебно-методический комплекс: учебник «Русский язык» 6 кл, 1 ч., Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов; наглядный материал, дидактический материал.



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.


Здравствуйте, ребята! Я рада видеть перед собой внимательных, активных, находчивых, дружелюбных учеников.



Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать:

-учебник;

-тетрадь;

-пенал;

-дневник.


Открываем тетради, посередине записываем число на первой строчке, классная работа на второй строчке.


За индивидуальными карточками ко мне подходят…

Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку.

М. Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание Планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний. Целеполагание












Повторение теории.

Учитель читает стихотворение Е.Измайлова «Как растут слова».

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – корень.

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Вот из сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

Вот и садовод

С садовником идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

- Сегодня и нам с вами, ребята, предстоит прогуляться по словесному саду и понять, как и из чего растут слова.

Ребята, а как называются  части, на которые делятся слова? (Морфемы)

Разложим яблоки по тарелкам и вспомним определения морфем. С чего начинаем? (на 5 яблоках изображены морфемы, на доске прикреплены тарелки).

Окончание – это… Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Что такое основа? Часть слова без окончания.

Корень…Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Суффикс…Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов.

Приставка… Часть слова, которая находится перед корнем и обычно служит для образования новых слов.

                             

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются эти части слова? (Морфемика)


- Как называется раздел науки, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слов? (Словообразование)


Какие способы словообразования вам известны? (приставочный и суффиксальный способы)


Что такое орфография? (Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов).


Словарь.

Ночной, ключ, речка, каменщик, грустный, подъезд, тишь, могуч.


Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки простые карандаши. Проверьте работу своего товарища по ключу на доске и поставьте на полях оценку в соответствии с критериями.


Верните тетради друг другу. (Проверка качества выполнения)


- Молодцы, ребята.

Познакомьтесь с текстом:

Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водяной с капелькой играют. Водоросли с карасиками обнимаются.

- О каких родственниках идет речь?

- Соотнесите слова и способы их образования (карточки со словами и способами на доске)

подводник

приставочно-суффиксальный

водица

суффиксальный

водяной

суффиксальный

водоросли

?

- Какому слову не досталось способа образования? Почему? Запишите это слово. водоросли

- Сколько у него корней? Сколько слов участвует в образовании слова водоросли? Запишите эти слова.

вода + росли

- Какой знак мы поставили между словами? Как, по-вашему, называется такой способ образования слов в русском языке? (сложение)

Как называются такие слова? (сложные)

Сформулируйте тему урока.

(Тема «Сложение как способ образования новых слов»)


Какие задачи мы должны поставить перед собой?

Я хочу понять…

Я хочу научиться…


Теперь можем приступить к работе.

Отвечают по домашнему заданию. Определяют тему урока. Составляют плана на урок.


К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

III. Основная часть



Упражнение 1: запишите слова, докажите, что они образованы способом сложения, выделите корни слов, подчеркните соединительные гласные: лесопарк, птицелов, кисло-сладкий, нефтепровод, универмаг, ПДД.

Упражнение 2. Игра «Конструктор».

- Соберите слова, используя в качестве строительного материала слова из таблицы, выделите корни полученных слов (таблица – на слайде)

Вода

Трясти

Сталь

Строить

Земля

Снабжать

Корабль

Варить

Тело

Греть

Лес

Рубить

Ответы: водоснабжение, сталевар, землетряс-ени-е, кораблестро-ени-е, телогрей-к-а, лесоруб.

Физминутка

Наши плечики устали

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты)


Отвечают на поставленные вопросы учителя. Выполняют физминутку.

М. Умение строить логическое рассуждение.

IV. Первичное закрепление


Работе с текстом (текст оформлен на слайде).

Чудеса в луже

Как интересно глядеть в лужу! По поверхности лужи скользят презабавные длинноногие водомерки. Они не тонут, потому что их лапки смазаны жиром. Вот из глубины поднимается большой черный жук-водолюб и набирает в сои воздушные мешки запас свежего воздуха.

Водолюб – миролюбивое существо. Он питается мелкими подводными растениями, водорослями. А у паучка-серебрянки среди водорослей имеется воздушный колокол, как у настоящего водолаза.

- О каких чудесах идет речь?

- Почему автор использует для описания происходящего слово чудеса?

- Наблюдали ли вы чудеса в самых простых вещах, окружающих вас в повседневной жизни? Расскажите о них.

Самостоятельная работа.

- Выпишите из текста сложные слова, покажите, как они образованы.

(проверка: длинноногие, водомерки, жук-водолюб, водолюб, миролюбивое, водорослями, паучка-серебрянки, водолаза.)

- Почему их так много в тексте? Какова их роль? Попробуйте заменить их сочетаниями слов, от которых они образованы. Что изменилось? Сделайте вывод о роли сложных слов в речи.

Выполнение задания. Делают выводы.

К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Оценивание усваиваемого содержания.

Контроль, коррекция, оценка.

V. Итог урока рефлексия





Итог.

-Ребята, урок наш подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

(1)повторить морфемы и морфемный разбор слова

(2)вспомнить способы словообразования и словообразовательный разбор

- Удалось нам их реализовать?

- Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного? ( Морфемный разбор-это разбор слова по составу, а словообразовательный- это от чего и с помощью чего образовано слово)

— Какой можно сделать вывод?

Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной. 

Рефлексия.

Я знаю…

Я умею…

Было интересно…

Было трудно…

Оценки…

Открываем дневники, записываем домашнее задание:

  1. учить правила; 2) учебник: с. 99 упр. 176.

Спасибо за работу, урок окончен.

Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание.

К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс