Конспект открытого урока по математике в 5 «Д» классе.
Тема: Сложение десятичных дробей
Тип урока: комбинированный.
Учитель: Ануфриева Ю.А.
Учебная задача: «Открыть» правило сложения десятичных дробей, научиться его применять.
Цели:
Обучающая: учащиеся «открывают» правило сложения десятичных дробей.
Развивающая: учащиеся учатся применять правило при решении выражений.
Воспитательная: учащиеся осознают важность открытого правила.
Структура урока:
I Мотивационно – ориентировочный этап.
Приветствие.
Контроль настроения.
Актуализация знаний.
1) Фронтальный опрос.
2) Устный счет.
4. Постановка учебной задачи.
ІІ Исполнительский этап.
Нахождение способа сложения десятичных дробей.
Отработка открытого способа.
ІІІ Рефлексивно – оценочный этап.
Самостоятельная работа.
Самоконтроль.
Домашнее задание.
Контроль настроения.
І Мотивационно-ориентировочный этап.
1. Приветствие.
2. Контроль настроения. (С помощью сигнальных карточек)
3. Актуализация знаний.
а) Фронтальный опрос.
Действия учителя | Действия учащихся |
- Как короче записывают дроби, знаменатель которых единица с несколькими нулями? - Как называют такую запись? | - Дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. условились короче записывать без знаменателя. - Десятичной дробью. |
б) Устный счет.
1) Представить число в виде десятичной дроби.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/23/s_59c5f42b86995/693146_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/23/s_59c5f42b86995/693146_4.png)
2) Представить число (десятичную дробь) в виде обыкновенной дроби или смешанного числа.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/23/s_59c5f42b86995/693146_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/23/s_59c5f42b86995/693146_8.png)
- А что ещё мы умеем делать с десятичными дробями? - Как сравнивают десятичные дроби? | - Сравнивать. - Поразрядно, как натуральные числа. |
3) Сравните десятичные дроби.
7,6 и 7,60; 6,68 и 6,711;
9,32 и 9,4; 1,1 и 1,099.
4) Выразите в сантиметрах.
0,5 дм = …; 1,25м = …;
1,2 дм = …; 9,13м = …;
15,3м = ….
4. Постановка учебной задачи.
- С какими числами мы уже умеем работать? | - С натуральными числами, обыкновенными дробями, смешанными числами, десятичными дробями. |
- Какие действия мы умеем выполнять с обыкновенными дробями? - Чему мы научились, работая с десятичными дробями? - Какие ещё действия можно выполнять с десятичными дробями? - С изучения какого действия нам удобнее начать? - Как сформулировать тему урока? | - Сравнивать, отмечать на координатном луче, складывать и вычитать. - Представлять десятичные дроби в виде обыкновенных дробей, смешанных чисел и наоборот, научились сравнивать десятичные дроби. - Складывать, вычитать, умножать, делить. - Сложения. - Сложение десятичных дробей. |
На доске и в тетрадях записывается тема урока «Сложение десятичных дробей».
Учитель вывешивает девиз урока:
«Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»
- Чему мы должны научиться? Что должны узнать? | - «Отыскать» правило сложения десятичных дробей, научиться его применять. |
ІІ Исполнительский этап.
Отыскание способа сложения десятичных дробей.
- Попробуем найти правило сложения десятичных дробей. Для этого я предлагаю вам найти способы решения следующей задачи. Д 15,3м 9,13м С В ан отрезок АВ, точка С делит его на два отрезка. Длина АС=15,3м, СВ=9,13м. Найдите длину отрезка АВ. А - ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/23/s_59c5f42b86995/693146_10.png) Как найти длину отрезка АВ? - складывать десятичные дроби мы пока не умеем, как же нам решить эту задачу? Как быть? | - Сложить длины отрезков АС и СВ. - ??? |
Учащиеся предлагают различные способы решения этой задачи. Опишем каждый из предложенных способов.
I Представить десятичные дроби в виде смешанных чисел. - Каким будет знаменатель в дробной части числа 15,3? А в дробной части 9,13? ( , знаменатель 10, а у дроби , знаменатель равен 100.) - Знаменатели разные, что делать? 1) Уравнять количество знаков после запятой; 2) Выполнить сложение смешанных чисел; 3) Представить число в виде десятичной дроби. | II Выполнить сложение по разрядам. - В числе 15,3 один знак после запятой, а в числе 9,13 – два знака. Что делать? 1) Уравнять количество знаков после запятой; 15,30 и 9,13 2) Выполнить сложение по разрядам, не обращая внимания на запятую. 1 + 5,30 9,13 24,43 - Что мы должны получит в результате сложения? (дробь) - Чего нам не хватает? (запятой) - Где её поставить? (под запятой) 3) Отделить запятой столько цифр справа, сколько их в слагаемом после запятой. | III Выполнить перевод единиц измерения в более мелкие. 1) Перевести метры в сантиметры 15,3м = 1530см 9,13м = 913см 2) Выполнить сложение 1530+913=2443(см) 3) Сделать перевод единиц 2443см = м = =24,43м. |
- Каждый из этих способов мы разобрали, а теперь я предлагаю каждому ряду оформить свой способ в тетради и на доске. У каждого из вас к концу урока в тетради должно быть записано три способа решения этой задачи.
Оформление способов решения задачи на доске.
1) 15,3м = 15,30м = м 9,13м = м 2) + = =24,43(м) Ответ: длина отрезка 24,43м. | 1) 15,3м=15,30м 2 + ) 15,30 9,13 24,43 (м) Ответ: длина отрезка 24,43м. | 1) 15,3м =15,30м =1530см 9,13м = 913см 2) 1530+913 = 2443 (см) 3) 2443 см = = = = 24,43м. Ответ: длина отрезка 24,43м. |
После оформления на доске каждый ученик еще раз проговаривает свой способ решения этой задачи. Далее учитель ведет беседу.
- Сравните результаты решения. Какой получился ответ? - Какой способ решения показался вам наиболее удобным, простым? - Первым и третьим способом мы имели право пользоваться, а вторым? - Как мы выполняли сложение? | - Одинаковый. - Второй. - ??? - Поразрядно. |
- Обратите внимание на запись сложения десятичных дробей, как записаны дроби? - Такой же получился ответ в этом способе решения задачи? - Как же можно выполнить сложение десятичных дробей? - Сверим сформулированное нами правило с правилом в учебнике (стр 191). Прочитайте его. | - Запятая под запятой. - Да. - 1) Уравнять количество знаков после запятой; 2) Записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой; 3) Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую; 4) В ответе поставить запятую под запятой. |
Отработка открытого способа.
- Попробуем выполнить сложение десятичных дробей, используя это правило.
№ 1213 (а, б, в, г)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/23/s_59c5f42b86995/693146_23.png)
III Рефлексивно – оценочный этап
1. Самостоятельная работа
Сами примеры записываются на левом крыле доски, а ответы - на правом и закрыты листами так, чтобы учащиеся сразу не могли видеть всех ответов.
1,7 + 2,8 = 4,5
2,1 + 1,36 = 3,46
24,95 + 4,3 = 29,25
7,3 + 0,865 = 8,165
0,55 + 0,668 = 1,218
2. Самоконтроль
Здесь учитель выслушивает ответы учащихся и постепенно открывает верные ответы, которые заранее записаны на доске.
- Кто допустил одну ошибку при вычислении? Две?
- Какое правило мы использовали при вычислении? Сформулируйте его?
- Для чего нам необходимо уметь складывать десятичные дроби?
3. Домашнее задание
- Выучить правило на странице 191, п. 32 (Учебник для 5 кл./ Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2006.) и научиться его применять № 1255.
4. Контроль настроения
- Покажите, с помощью сигнальных карточек, каким стало ваше настроение к концу урока.