Данная работа представляет собой методическую разработку первого урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Урок направлен на решение следующих задач: проверка знаний учащимися фактического материала, умений применять знания при решении примеров и задач, совершенствование вычислительных навыков; развитие навыков самостоятельности, самоконтроля, самооценки.
Материалы урока рассчитаны на учащихся 5 класса.
Каждый ученик в ходе урока выполняет определенные задания, самостоятельно оценивает себя за каждое задание и выставляет отметку в индивидуальный оценочный лист. В конце занятия по сумме набранных баллов каждый учащийся выводит итоговую отметку, таким образом он реально представляет, насколько успешной была его деятельность на уроке.
На этом уроке формируются УУД учащихся: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные.
ФИО | Дорохова Наталья Семеновна |
Место работы | МОУ «Зырянская СОШ» |
Должность | Учитель математики |
Предмет | Математика |
Класс | 5 |
Базовый учебник | Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 31 издание, стереотипное. – М. Мнемозина, 2013 |
Название урока | «Сложение и вычитание десятичных дробей» |
Тип урока | Урок обобщение и систематизация знаний |
Форма проведения урока | Традиционная |
Образовательная среда урока | Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал, индивидуальные карты оценки учеников, мел, доска, электронная презентация, выполненная в программе Power Point. |
Формы работы учащихся | Фронтальная, индивидуальная, парная. |
Цель урока | Для учителя | Для ученика | Метапредметные результаты |
| Научить учащихся складывать и вычитать десятичные дроби. | Проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, положительное отношение к урокам математики, дают адекватную оценку результатов своей учебной деятельности Уметь применять полученный алгоритм на практике. | Регулятивные – развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; совершенствовать критерии оценки и использовать их в ходе оценки и самооценки. Познавательные – понимать сущность составления алгоритма, действовать по алгоритму, проговаривать выводы в виде правил «если …, то …». Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций; уметь слушать собеседника и вести диалог, работать в паре. Личностные - адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности, осозновать и принимать социальную роль ученика, объяснять свои достижения, понимать причины успеха в учебной деятельности. |
Задачи урока: Обучающая – сформировать умение складывать, и вычитать десятичные дроби; решать уравнения, содержащие десятичные дроби; решать текстовые задачи на сложение и вычитание десятичных дробей. Развивающая – развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжить формировать математическую речь, вырабатывать умение анализировать и сравнивать, развивать навыки самоконтроля. Воспитывающая – развитие любознательности и интереса к предмету, воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, доброжелательного отношения друг к другу. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный ( 1 мин) | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. - Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас всех видеть! Вы готовы начать работать?. Проверьте, пожалуйста, все ли готовы к уроку? | Слушают учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку. | Умение слушать и вступать в диалог. Умение выделять нравственный аспект поведения. |
Актуализация знаний, проверка домашнего задания | Вступительное слово учителя. Проверка домашнего задания. Математический диктант. - Какое сегодня число? Запишите в тетради число, классная работа. В своем оценочном листе(Лист Успешности), который есть у каждого из вас, нарисуйте, пожалуйста, смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок. Давайте проверим домашнее задание. Дома вы должны были выполнить задания на карточках. Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению. 2. Решите уравнения: а) 6,7 – х = 2,8 б) у – 2,7 = 3,4 Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность выполнения домашнего задания. Домашнее задание проверяется устно, комментируется каждый пример, результат отображается на слайдах. - Молодцы, оцените, пожалуйста, работу соседа по пятибалльной шкале и поставьте баллы в индивидуальный оценочный лист. А теперь вспомним материал предыдущих уроков, напишем небольшой математический диктант. 1. увеличьте число 0,1 на 2,5: 2,6 2. уменьшите число2,55 на 0,1 2,45 3. прибавьте 2,5 к числу 3,555 6,055 4.отнимите 2,5 от числа 3,555 1,055 5.на сколько 0,1 больше, чем 0,099 0,001 6. Решите уравнения: а) х + 2,3 = 4,7; х=2,4 б) х – 0,2 = 0,12? х=0,32 7.Закончите фразу: если к десятичной дроби справа приписать один или несколько нулей, то значение дроби … не изменится Проверим, что у вас получилось. Проверяем вместе, с помощью слайдов, комментируя и объясняя трудные моменты. В своем индивидуальном оценочном листе в графе «Математический диктант» поставьте заработанные баллы (за 8 верно решенных «5», за 6-7 – «4», за 5 – «3», за 4 и меньше – «2»). Молодцы, справились! | Проверяют домашнее задание у соседа по парте, оценивают работу, выставляют отметку в оценочный лист. Выполняют задания математического диктанта, оценивают сами свой результат, выставляют отметку в оценочный лист. | Познавательные: применение предметных знаний; выполнение учебных заданий. Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено; Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные: Самоооценка, взаимооценка. |
Карточки-задания Клоуна | А теперь мы с вами поработаем в парах. Каждая пара получит задание, будет две-три минутки на обсуждение, а потом мы проверим результаты. Итак, пары Юля – Марк, Юра – Влад и Глеб – Андрей - это первая группа. Пары Вика – Паша, Ксюша – Виталик - это вторая группа. Пары Даня – Миша, Настя – Никита – это третья группа. Пары Настя-Игорь, Кристина – Римма это четвертая группа Первая группа получает следующее задание: Клоун придумал несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей. Но пока шел на урок, в его сумку попал снег, и запятые стерлись. Помогите Клоуну исправить забавные равенства 52+18=7 736-336=4 3+108=408 63-27=603 42+17=212 57-4=17 Задание для второй группы: «Дорогие друзья! Я запутался в расчетах. Помогите мне их выполнить. Клоун» 16,52 - (4,9 + 10,95) 4,2 – (0,98 +1,75) Задание для третьей группы: «Друзья, Я никак не могу понять , что означают эти таинственные записи? Как называются эти выражения? Помогите мне их разгадать. Клоун» 3,6х + 1,4х = 155 0,39х + 12,61х = 13 Задание для четвертой группы: «Мудрые ученики! Я измерил две стороны своего треугольного забора. Дона сторона 18,7м., другая 13,6м. А третью сторону измерить не могу, так как забор пересекает канаву, которую мне с измерительным шнуром никак не перепрыгнуть. Мой сосед сказал, что периметр моего забора равен 42,9м. Сказал и ушел. А я так и не понял, как мне найти третью сторону и причем здесь это странное слово «периметр» Помогите мне разобраться Клоун» Давайте проверим, что у вас получилось. Проверяем вместе, обсуждая результат, особое внимание уделяем трудным моментам в заданиях . | Работают в парах, обсуждая задание. Комментируют полученный результат. | Познавательные: Извлечение из текстов математической информации; Постановка и формулирование проблемы; Самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные: Умение анализировать, Целеполагание. Прогнозирование. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Работать в паре. Личностные: Самооценка. |
Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |
«Лестница» | Итак, мы с вами отдохнули, продолжим дальше работать Клоун принес для нас ещё задания. Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | 2,39-1,244 =1,146 | 2,52-1,9 =0,62 | 2,461-1,8 =0,661 | 2,63-1,956 =0,674 | 8,248-6 =2,248 | 5-3,78 =1,22 | 4,664-2,6 =2,064 | 3-2,18 =0,82 | 1,5+2,3 = 3,8 | 17,41-16,13 =1,28 | 4,12-1,2 =2,92 | 2,729-1,29 =1,439 | 7,25-3,261 =3,989 | 4,664-1,244 =3,42 | 7,03-2,15 =4,88 | 4,025+2,72 =6,745 | 6,48-2,35 =4,13 | 7,2-3,14 =4,06 | 6,52+1,41 =7,93 | 4,025+2,79 =6,815 | 9,75-3,65 =6,1 | 3,7+1,4 =5, 1 | 17,3-9,25 =8,05 | 6,856+2,638 =9,494 | 7,48+3,19 =10,67 | 1,12+6,81 =7,93 | 6,09+2,04 =8,13 | 34,7-19,2 =15,5 | 12,3+1,23 =13,53 | 7,84+8,9 =16,74 | 4,03+7,41 =11,44 | 13,125+2,7 =15,825 | 7,53+8,624 =16,154 | 72+3,148 =75,148 | 9,1+3,5 =12,6 | 49,5+2,738 =52,239 | 8,39+11 =19,39 | 125,3+12,53 =137,83 | 7,39+6,52 =13,91 | 97,6-2,28 =95,32 | Проверим, что у вас получилось. Проверяем вместе, с помощью слайдов, комментируя и объясняя трудные моменты. В своем индивидуальном оценочном листе в графе «Лестница» поставьте заработанные баллы (за 10 верно решенных «5», за 8-9 – «4», за 6-7 – «3», за 5 и меньше – «2»). Молодцы, справились! | Выполняют задания, оценивают сами свой результат, выставляют отметку в оценочный лист. | Познавательные: Уметь решать примеры по выбранному правилу; Применение предметных знаний, выбор способов решения задач. Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действия; Планирование пути достижения цели; прогнозирование. Коммуникативные: развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы. Личностные: Осознание ответственности за общее дело |
Выполнение учащимися Самостоятельной работы | Следующее задание решать будем по вариантам, к доске от каждого варианта будут вызваны ученики. (учащиеся у доски решают примеры на боковых досках, класс не видит их решения). Вариант I | Вариант II | 1. Выполните действия: | (43,4–7,87)–(4,3+27,83) | (26,72+4,9)+(35,8–6,98) | 2. В первый день клевер был скошен с площади 18,37 га, что на 5,7 га больше, чем во второй день, и на 2,21 га больше, чем в третий день. С какой площади был скошен клевер за эти три дня? | 2. В первый день было вспахано 14,25 га, что на 3,6 га больше, чем во второй день, и на 4,15 га меньше, чем в третий день. Сколько гектаров было вспахано за три дня? | 3. Решите уравнение: | а) х – 2,9 = 3,93 б) (у – 8,48) + 2,16 = 3,9 | а) у + 3,54 = 8,2 б) (z – 3,48) + 2,15 = 3,9 | 4. Как изменится разность, если уменьшаемое уменьшить на 3,4, а вычитаемое увеличить на 2,4? | 4. Как изменится разность, если уменьшаемое уменьшить на 0,3, а вычитаемое уменьшить на 0,87? | Проверим результат. Если все решено верно, ставим себе 5 баллов в лист оценивания за самостоятельную работу, если верно решено два примера, ставим себе 4 балла, за один верно решенный пример ставим себе 3 балла. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют письменное задание в тетради и у доски. Решают примеры по вариантам самостоятельно в тетради, от каждого варианта к доске выходит по одному человеку, решают те же примеры на боковых досках, потом вместе с классом проверяют. Учащиеся проверяют свой результат, выставляют отметку в оценочный лист. | Познавательные: Уметь решать примеры по выбранному правилу; Применение предметных знаний, выбор способов решения задач. Регулятивные: Умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы; Коммуникативные: Умение слушать, обращаться с вопросом к учителю и сверстнику Личностные: Самооценка. |
Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания. | Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги. Домашнее задание: Выполните вычисления. Зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово. 3,5 0,4 = 3,9 12,5 + 0,8 = 13,3 0,23 0,02 = 0,21 1,6 0,05 = 1,55 2,8 0,03 = 2,83 0,3 0,06 = 0,24 1,5 0,6 = 0,9 0,4 4,5 = 4,9 1,8 | 1,84 | 3,9 | 28,3 | 0,21 | 13,3 | 1,33 | М | З | У | О | Р | Г | Д | 90 | 0,9 | 0,008 | 2,4 | 2,83 | 0,24 | 0,18 | И | П | С | А | Я | В | К | Ответ «__________________». Посмотреть в словаре, что обозначает это слово. Подсчитайте общее количество баллов на вашем оценочном листе и впишите его в последнее пустое окошко. Если вы набрали 24 балла, то за урок вы получаете отметку «5»; 20-21 – получаете «4»; 15-16 – получаете «3». Учащиеся, которые набрали менее 15 баллов, работали сегодня плохо, в следующий раз старайтесь лучше. | Отвечают на вопросы учителя. Получают домашнее задание. Подсчитывают общее количество баллов за урок и выставляют себе итоговую отметку. | Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: Оценка-осознание уровня и качества усвоения. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Самооценка, Ценносто-смысловая ориентация |
Рефлексия. (1 мин) | О чем мы сегодня говорили? Какую цель мы поставили сегодня? Достигли ли мы этой цели? Все ли было понятно, все ли успели? Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Где? Приведите примеры. Я попрошу вас на оценочном листе нарисовать смайлик, соответствующий вашему настроению, с которым вы уходите с урока. Сдайте мне, пожалуйста. Ваши оценочные листы и тетради. Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу! | Рефлексия. | Познавательные: Рефлексия Регулятивные: Оценка своей деятельности и деятельности других людей Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: Самооценка на основе критерия успешности. |
Ф. И. _______________________________________________
15-16 – получаете «3».
1. увеличьте число 0,1 на 2,5: 2,6
2. уменьшите число2,55 на 0,1 2,45
3. прибавьте 2,5 к числу 3,555 6,055
6. Решите уравнения:
7.Закончите фразу: если к десятичной дроби справа приписать один или несколько нулей, то значение дроби … не изменится
Клоун придумал несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей. Но пока шел на урок, в его сумку попал снег, и запятые стерлись. Помогите Клоуну исправить забавные равенства
«Дорогие друзья! Я запутался в расчетах. Помогите мне их выполнить. Клоун»
«Друзья, Я никак не могу понять , что означают эти таинственные записи? Как называются эти выражения? Помогите мне их разгадать. Клоун»
«Мудрые ученики! Я измерил две стороны своего треугольного забора. Дона сторона 18,7м., другая 13,6м. А третью сторону измерить не могу, так как забор пересекает канаву, которую мне с измерительным шнуром никак не перепрыгнуть. Мой сосед сказал, что периметр моего забора равен 42,9м. Сказал и ушел. А я так и не понял, как мне найти третью сторону и причем здесь это странное слово «периметр» Помогите мне разобраться Клоун»
Ответ «__________________».
Посмотреть в словаре, что обозначает это слово.