Урок в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Вид урока: «Урок – путешествие».
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Оборудование и материалы: компьютер, экран-монитор, географическая карта Иркутской области, карточки с заданиями, листы само и взаимо оценки.
Межпредметная связь: география
Цели:
Обучающая: организовать деятельность учащихся по открытию новых знаний с помощью выдвижения гипотез, в результате которой учащиеся научатся складывать и вычитать десятичные дроби;
Развивающая: развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления; способствовать формированию умения складывать и вычитать десятичные дроби; развивать умение решать задачи;
Воспитательная: воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе; воспитывать интерес учащихся к изучению математики; способствовать развитию творческих способностей учащихся; воспитание чувства патриотизма.
Целевые установки на достижение результатов
Предметные: создать условие для развития логического мышления; умения анализировать; видеть математическую задачу в окружающей действительности; ставить цели и планировать пути достижения цели; применять уже имеющиеся знания и опыт.
Метапредметные: организовать сотрудничество учащихся в процессе открытия нового; способствовать ощущению успешности каждого в открытии нового; содействовать развитию умений слушать и слышать друг друга в совместной деятельности учителя и учащихся; участвовать в обсуждении, принимать общее решение, делать вывод, формулировать собственное мнение.
Личностные: формирование любознательности, настойчивости в достижении поставленной цели.
Ход урока
Вступление.
Выдающийся математик прошлого столетия Дъердь Пойя сказал:
«Лучший способ изучить что-либо
– это открыть самому».
Сегодня мы отправимся в путешествие за новыми открытиями.
Паровозик из Ромашково ждет вас, он предлагает путешествие к Байкалу.

I. Орг. момент.
- Приобретаем билеты и занимаем места согласно купленным билетам.

- Все заняли свои места, проверили документы и вещи (тетрадь, учебник, дневник, ручка).
II. Актуализация знаний. Повторение по темам: представление обыкновенных дробей в виде десятичной дроби; сравнение десятичных дробей.
- Не забудьте багаж. Наше путешествие математическое, что нам может пригодится в дороге? (числа)
- Загружаем в вагончики числа. Если на пути будет тоннель, вагончики не смогут проехать с таким грузом , что же делать? ( заменить десятичными дробями)

- Посмотрите, числа толкают друг друга. Им всем хочется попасть в первый вагон, как же их помирить? (расставить в порядке убывания)

- Багаж уложили, можем отправляться. ( Фильм «Паровозик из Ромашково»)

III. Мотивация. Целеполагание.
- Чтобы паровозик не опаздывал и во время приезжал на каждую станцию, надо ему помочь, определить длину маршрута.
Работа в группах: каждая группа по карте определяет длину пути своего участка как можно точнее ( в миллиметрах)


- запишите расстояние в см на А4, какое число получили? (десятичную дробь)


- Прикрепите на доску.
+ + =
Как найти весь путь? (сложить)

Как узнать, на сколько, самый длинный участок больше самого короткого? (вычесть)
- =
Умеем ли мы это делать? (нет)
Чему нам надо научиться? Что узнать? ( научится складывать и вычитать десятичные дроби, узнать правило сложения и вычитания)
- Сформулируйте тему урока. ( Сложение и вычитание смешанных чисел)
V. Изучение нового
- Подумайте, как сложить эти числа, не зная правило сложения десятичных дробей?
(варианты: 1) могут пытаться складывать наугад, им надо посоветовать найти способ проверки своих вычислений;
2) переведут в мм, выполнят сложение натур. чисел, им посоветовать перевести результат в десятичную дробь, и сделать вывод.)
Выслушать способы сложения, сравнить результаты, обсудить правильность, сделать выводы, сформулировать правило. (сложение по разрядам)
- вычислить устно:

_ Подумайте, как выполнить вычитание десятичных дробей? (тоже по разрядам) -
- вычислить
- Сформулируйте правило вычитания . (Дети формулируют правило)
- Проверим правильно ли мы сформулировали правило по учебнику. Откроем стр. , прочитаем правило. (верно)
- Вычислить устно:

Мы устали в пути, пора сделать остановку и отдохнуть (физ. минутка).

- Мы тоже в пути узнали что-то новое (что?) и чему-то научились. Чему?
(научились складывать и вычитать десятичные дроби, узнали правила сложения и вычитания)
- Если вычисления трудно выполнить устно, как записать числа при письменном сложении или вычитании? Подумайте! (Так же, как и натуральные числа – по разрядам)
Записать примеры. ( на слайдах)


Наконец наш паровозик домчал нас до самого чистого, самого глубокого и большого озера. Чудесного озера Байкал.

VI. Первичное закрепление изученного.
Давайте узнаем кто же обитает в водах озера Байкал.
(вычисляют, узнают)





VII. Подведение итогов. Наше путешествие подошло к концу. Пора подводить итог. Ответим на вопросы ( на слайде).


VIII. Самооценка. (заполняют листы самооценки) Учитель выставляет оценки
Лист самооценки и взаимооценки.
Ф.И.__________________________________________
А эти оценки мне поставили ребята, с которыми я работал в одной группе:
Итого:
IX. Рефлексия. Учащиеся оценивают своё эмоциональное состояние , восприятие и понимание темы урока. Прикрепляют лучики к смайликам. (грустный или весёлый)
