Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными сравнения.
Цель: создать условия для сознательного усвоения представления о сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнения, возобновить сведения о способах выражения сравнения в русском языке, развивать умение распознавать СПП с придаточным сравнения , конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, использовать таблицы, находить нужное, строить речевые высказывания, производить обобщение по заданным критериям, формулировать собственное мнение; способствовать воспитанию прилежания, внимательности, настойчивости в достижении результата работы.
Цель для обучающихся:
Знать: признаки сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения
Уметь: распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, ставить в них знаки препинания, конструировать такие предложения.
Оборудование: компьютер, проектор, мел, тряпка.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
Актуализация изученного: Сегодня мы продолжаем изучение СПП. Что такое СПП? В чем его отличие от ССП? Какой последний тип придаточных предложений вы усвоили? Охарактиризуйте его по плану: 1) значение; 2) вопросы; 3) средства связи; 4) пример
( Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия обозначают образ или способ действия. Придаточная часть отвечает на вопросы как? Каким образом? В качестве средства связи используются союзы что, чтобы, как, как будто. Например: Ветер дул с такой силой, что прохожие почти валились с ног.)
Разговор по теме сегодняшнего урока начну с хорошо известных вам поэтических строк.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
Какое средство художественной выразительности использовал поэт Сергей Есенин в этом отрывке из стихотворения? (Сравнение). Сравнение вообще играет большую роль в жизни людей и в жизни языка. Сравнение делает нашу речь образнее, богаче, насыщает ее. И сравниваться могут абсолютно различные понятия. Какие ещё средства художественной выразительности используются для выражения сравнения?
Я привожу примеры, вы даете определение:
белые мухи (о снеге – метафора), белоснежный цвет лица (эпитет). Верно, метафора, эпитет. И если художники слова чаще всего используют сравнение, метафору и эпитеты и другие средства выразительности, то чаще всего в нашей обиходной речи используется сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что. Вспомните о том, что это за сравнительные обороты, как расставляются знаки препинания при них? (Сравнительный оборот используется для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. Например, Чёрные, как смола, тени легли на траву. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми).
Способов выражения сравнения, кроме сравнительного оборота, очень много. Вспомним их.
Способы выражения сравнения |
Наречие образа действия |
Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа |
Сочетание существительного и формы сравнительной степени прилагательного |
Словосочетания типа похож(на кого?), подобен (чему?), кажется (каким?), напоминает (что?) |
Сравнительный оборот |
Прочитайте данное ниже предложение и соотнесите его с данными положениями в таблице.Объясните постановку знаков препинания
Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.
Объяснение нового материала. Отдельно выписываем предложение . Находим главное и придаточное, выделим грамматические основы.
На дворе гнулась и трепалась акация, как будто сердитый ветер трепал её за волосы.
Как вы уже догадались, перед нами CПП с придаточным сравнительным. Записываем, тема нашего сегодняшнего занятия: «Придаточные сравнительные». А теперь посмотрим текст рубрики «Теоретические сведения» на странице 184 и заполним опорную таблицу
Значение | Вопрос | Средства связи | Пример |
Сравнения, соответствия, уподобления | Как? | Союзы: Как; точно; словно; будто; как будто; как если бы | Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось. |
Как вы сами понимаете, придаточные сравнения поясняют содержание главного предложения путем сравнения, некоего уподобления. Вследствие этого отличить придаточные сравнения от других видов придаточных не так сложно. Но и тут есть одна сложность. Какой вопрос мы задали к придаточным сравнения? Верно, «КАК?». К какому еще виду придаточных мы задаем подобный вопрос? (придаточным образа действия). Верно. Придаточные сравнения относятся так же, как и придаточные образа действия, ко всему главному предложению.
Перед вами два сложноподчинённых предложения. Какие в них виды придаточных предложений?
Ветер дул изо всех сил, как будто за ним кто-то гнался.
Ветер дул так, как будто за ним кто-то гнался.
Во втором предложении есть указательное слово так . Это придаточное образа действия
Закрепление изученного материала.
1) Выборочный объяснительный диктант Читаем по порядку. Придаточные сравнения записываем . Объясняем ход своих мыслей.
1. Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю снежной бездны.
2. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.
3. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.
4. Птица так же медленно поднялась и улетела, как медленно и безмятежно падал снег.
5. Море все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину.
2) Со сравнительными оборотами составить простые осложнённые предложения, придаточные сравнения употребить в составе сложноподчинённого предложения
1ряд: как алмазы
как алмазы горят в солнечном свете
2 ряд: как дым
как дым пропадает в небе
3 ряд: как туча
как туча мчится в вышине
Домашнее задание: рассказ о придаточных сравнительных по теории на стр. 184 или по составленной в классе таблице. Написать сочинение-миниатюру на тему «Первый снег» или «Иней» с использованием придаточных сравн
ительных и сравнительных оборотов.
Рефлексия: Что показалось вам сегодня трудным? Что в изученном сегодня для вас самое главное? Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Были ли моменты недовольства собой?