Русский язык
9 класс
Дата: 28.12.2022
Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран
Цели:
Образовательные:
Повторить сведения о СПП.
Дать понятие о СПП с придаточным обстоятельственным цели.
Формирование навыка узнавания и характеристики сложноподчинённого предложения с придаточным цели.
Подготовка к ГИА.
Развивающие:
Развивать навыки расстановки знаков препинания в СПП.
Развивать умения работать с учебником, таблицей.
Развивать умение применять полученные знания в собственной жизни.
Закрепление умения составлять алгоритм работы.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Воспитывать заинтересованность каждого учащегося в конечном результате.
Ожидаемый результат:
Учащиеся умеют:
- распознавать и разграничивать виды СПП с изученными придаточными;
- моделировать и употреблять в речи СПП разных видов;
- характеризовать синтаксическую структуру СПП;
- видеть СПП в художественных текстах.
1. Организационный момент:
Приветственное слово учителя. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2.Начнем нашу традиционная пятиминутка «Время вспомнить о ГИА.» (Слайд 1)
3. Повторение изученного материала. (Слайд 2)
Мы с вами продолжаем работать над темой «СПП», познакомились с 6 группами придаточных обстоятельственных (перечислите их). (Образа действия и степени, места, времени, условия, причины)
№ | Утверждения | + |
1. | Синтаксис – греческое слово, которое означает «строение», «составление» | |
2. | Предложения бывают простые, сложные и составные | |
3. | Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений | |
4 | В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных. | |
5. | Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны. | |
6. | В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова. | |
7. | Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль. | |
8. | Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные. | |
9. | Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову. | |
10 | Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения. | |
11. | Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой. | |
Прежде чем мы приступим к практической части, нам необходимо вспомнить теоретический материал. В этом нам поможет задание «Грамматический диктант». Это задание направлено на такое качество как избирательность внимания. Оно поможет быстро выбрать из множества однородных, похожих необходимый грамматический объект, а потом производить с какие-то операции. А главное, это качество нам понадобится на ГИА. Формулировка задания: отметьте знаком «+» лишь те утверждения, которые являются истинными.
Ключ к заданию: 1+ 4+6+7+8+10+11+ (Слайд 3)
-После того, как мы повторили теоретический материал по теме, давайте закрепим его на практике.
4. Мотивационный момент урока:
И наш урок продолжим с проверки домашнего задания, чтобы проверить успешность его выполнения и выявить непонятное.
Вам было дано 3 предложения. Объясните, в чём их сходство и различие?
Какое из предложений вызвало затруднение?
1. Я требую, чтобы ты души своей мне тайные открыл надежды.
2. Он стремился писать так, чтобы читать написанное было просто.
3. Ямщики привязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимание сторожей
(сходство - чтобы – многозначный союз)
(различие- вид придаточного - СПП с придаточным: изъяснительным, образа действия, цели)
Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать сами тему и определить цель урока.
5. Сообщение темы и цели урока: (определяют дети). (Слайд 4)
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Сложноподчинённое предложение с придаточным цели»
Что нам предстоит сделать на уроке? Будем учиться определять особенности, конструировать, расставлять запятые, находить в тексте.
Это предложение записано на доске
Как вы определили, что это сложноподчинённое предложение цели? (по вопросу)
На какие вопросы отвечают придаточные цели? (зачем? с какой целью? для чего?).
К чему относятся? (ко всему главному предложению).
Чем присоединяется придаточное предложение к главному? (присоединяется к главному с помощью союзов: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы,
Можно главное и придаточное предложение поменять местами?
(место свободное)
5. Работаем с новым материалом: Перед вами таблица «Виды придаточных предложений»
1. Оформите запись в тетради для правил. (Дети работают с новым материалом).
2.Проверяем записи в тетради. (Дети отвечают у доски). Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Они относятся ко всему главному предложению, отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяются к главному с помощью союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, место придаточного свободное.
3.
Мы разбили лагерь (где?)... .
2.Подснежники появляются (когда?)….
3. (Отчего?) ... высокая спелая рожь низко наклонилась.
4. Для того (для чего?) ... нужно много читать.
Отрабатываем новый материал:
Выполним упражнение 163 по заданию (спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы) страница 73 по вариантам:
1 вариант: 1,2 предложение – объясните написание слов (изъяснительное, цели)
2 вариант: 3,5 предложение– объясните написание слов: (изъяснительное, цели)
Продолжаем отрабатывать новый материал Схематический диктант «Кто быстрее?» - 2 человека у доски
Тренирует умение на слух определять структуру предложения.
Ученики записывают только схемы предложений
1.Чтобы изменить судьбу, надо измениться самому.
2.Для того чтобы выучиться плавать, надо лезть в воду
3. И пришлось ей стать осторожней, чтоб свободу свою спасти.
4. Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. (Л. Н. Толстой.)
Применяем полученные знания на практике:
Задание: Соотнесите предложения с типом придаточного
1. Оттуда, где была река, веяло сыростью.
2. Верить хотелось, ибо книги уже внушили мне веру в человека.
3. Окно завесили шторою, чтобы свет не беспокоил больного.
придаточное места
придаточное цели
придаточное причины
1 – а
2 – в
3 – б
- Перечислите ещё раз СПП с изученными придаточными (определительные, изъяснительные, обстоятельственные: места, времени, образа действия и степени, причины, условия, цели).
Закрепление
Задание: Тест.
Определите вид придаточных, расставьте знаки препинания.
1. Куда ни взглянешь, всюду холмы. (Места)
2. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться. (Времени)
3. Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи. (Условие)
4. Я решил подняться на гору, чтобы оттуда рассмотреть окрестности. (Цели)
5. Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться. (Причины)
6. Щенок скулит так жалобно, как будто плачет ребенок. (Образа действия и степени.)
7. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи. (Определительное)
Подведем итог:
Ответьте на вопрос, используя СПП с придаточным цели:
С какой целью вы пришли на урок?
9. Рефлексия
Теперь я буду знать, что …
Меня огорчило то, что …
Я рад, что…
Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.
– Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету?
Оценки за урок
Домашнее задание:
Обязательное для всех: Выписать в словарь слова в рамках: резервы, ресурсы, радиофикация, электрификация, газификация. Выяснить их значение по словарю. Составьте с этими словами сложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели.
На выбор: Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему «Чтобы - многозначный союз». В качестве аргументов используйте примеры СПП, записанные на уроке.
Или
Найти и выписать из текстов художественных произведений 4-5 СПП с придаточным цели.
Спасибо за урок!