СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепить знания о придаточном определительном; дать общее представление о придаточных обстоятельственных, формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по вопросам, средствам связи; развивать умение анализировать и систематизировать.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.»

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Цель урока: закрепить знания о придаточном определительном; дать общее представление о придаточных обстоятельственных, формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по вопросам, средствам связи; развивать умение анализировать и систематизировать.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний. Работа с предложением.

По обеим сторонам тянулись,(1) уходя вдаль,(2) берега реки,(3) покрытые нивами и пастбищами,(4) виднелись ветряные мельницы,(5) старинные церкви,(6) и эта красочная панорама казалась еще прекраснее от изменчивых теней,(7) которые быстро пробегали по ней,(8) когда легкие и расплывчатые облака таяли в лучах утреннего солнца.

1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Подчеркните все основы, пронумеруйте все знаки препинания. Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в данном предложении 5

2. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением прекраснее

3. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние НН опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В при­ла­га­тель­ном, об­ра­зо­ван­ном при по­мо­щи суф­фик­са -Н- от су­ще­стви­тель­но­го, ос­но­ва ко­то­ро­го окан­чи­ва­ет­ся на -Н, пи­шет­ся НН» старинные

4. Выпишите обособленное обстоятельство уходя вдаль

5. Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями, связанными бессоюзной связью 4

6. Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями, связанными сочинительной связью 6

7. Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями, связанными подчинительной связью 7, 8


? Итак, с каким предложением мы работали? (сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью)

? Определите вид первого придаточного предложения (определительное)

? Докажите, что это придаточное определительное? (отвечает на вопрос какие? В главном предложении поясняет имя существительное, присоединяется при помощи союзного слова который)

? А теперь задайте вопрос ко второму придаточному. (КОГДА?)

? Какой второстепенный член предложения отвечает на вопрос КОГДА? (обстоятельство)

? На какие еще вопросы отвечают обстоятельства? (ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?)

? Что обозначают обстоятельства? (Место, время, образ действия, причину, цель)

Большинство придаточных обстоятельственных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

3. Объяснение нового материала. Работа с учебником. Стр. 82. Рассмотреть схему, назвать виды придаточных обстоятельственных. Группы придаточных обстоятельственных.

Сегодня на уроке мы познакомимся с придаточными места и времени.

Проанализировать параграф 25 и заполнить таблицу.

Вид придаточного

Значение

Вопросы

Что поясняет

Средства связи

Указательные слова

Место придаточного

Придаточное времени

Указывает на время протекания действия в главном предложении

когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

Все главное

Союзы едва, пока, когда, перед тем как, до тех пор как, с тех пор как, как только, в то время как

_

Свободное

Придаточное места

Указывает на место, где совершается то, о чем говорится в главном предложении

где? куда? откуда?

Все главное

Союзные слова где, куда, откуда

там, туда, оттуда

Свободное

Закрепление.

1. Определить вид придаточных

1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

2) И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой.

2. Упр. 125.

Рефлексия. Д/з: упр. 126.