СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

вотрой урок по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными"

Просмотр содержимого документа
«« Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»»

КЛАСС: 9

УМК: Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы. 

Тема: « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

(На изучение данной темы отводится два урока, данный урок - второй)


Цели урока:

Познавательные: 

  • повторить опознавательные признаки СПП с придаточным изъяснительным;

  • научить определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства их связи с главным предложением, производить их синонимическую замену;

Практические: 

  • совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;

  • отличать СПП с придаточными изъяснительными от  других СПП;

  • конструировать СПП по данному началу (заданной модели);

Задачи урока:

Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном. Научиться строить СПП с придаточными изъяснительными, составлять схемы, правильно расставлять знаки препинания.

Развивающая – развивать навыки критического мышления при усвоении информации. Находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.

Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения. На примере публицистического текста продолжить развитие у каждого ученика бережного отношения к природе родного края, любви к своей стране.


  1. Организационный момент.

В. Сухомлинский говорил: «Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное приносит беду»

- Как вы понимаете это высказывание?

Создадим хорошее настроение: сказать доброе слово соседу. Проанализировать реакцию.


  1. Проверка домашнего задания


  • Прежде вспомним, на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? (Вопросы косвенных падежей.)


  • К чему относятся? (К словам со значением мысли, речи, чувства.)


  • Место придаточного? (Свободное, до, после, внутри главного предложения.)


  • Чем прикрепляется к главному предложению? (Союзами: что, как, будто, чтобы; союзными словами: кто, что и др.; частицей ли в значении союза.)


  • Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

_ - Какую цель ставите перед собой в соответствии с темой урока?

(Выявить отличительные особенности предложений с придаточными изъяснительными)

- Научиться составлять СПП с придаточными изъяснительными.

- Продолжить составлять схемы СПП с придаточными изъяснительными.

- Скажите, какие знания с предыдущего урока нам пригодятся?

(Знание о СПП, умение находить СП с придаточными изъяснительными.

в тексте, определять основу предложения, строить схемы).


III. Закрепление.

    1. Упр. 121

2) Работа по карточкам.

Выбери задание по силам:

3 уровень.

Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточных. Составьте схемы. (Схемы предложений заранее начерчены за доской)

1. Казалось, что город устал от зимы.

3. (Не) (в)далеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

4. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

5. Следователь догадался, где может скрываться преступник.

6. (Не) редко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не увид…ш(?) в кругу друзей.

2 уровень.

Расставьте знаки препинания.

1. Казалось, что город устал от зимы.

3. (Не) (в)далеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

4. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

5. Следователь догадался, где может скрываться преступник.

6. (Не) редко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не увид…ш(?) в кругу друзей.

1 уровень.

Дополнить предложения придаточными, подходящими по смыслу. Определить вид.

Ей кажется, будто …

Им очень хотелось посмотреть, что …

Нам пока неизвестно, кто …

Мне было безразлично, где …

Невозможно рассказать, какое …



IV Динамическая пауза.

Ребята, скоро придет замечательный праздник – Новый год. В домах будут стоять ели и сосны, украшенные разноцветными гирляндами и сверкающими игрушками, чтобы радовать людей. 

(На слайдах клипарты с новогодними елками, на которых постепенно загораются и гаснут гирлянды)


V Работа с текстом.

Подумайте и ответьте, какие мысли и чувства вызывает у вас данный текст?
Голубая ель
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, обложили дно ее лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. То. что она пышно разрослась, видели все.. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щекотливый запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном… 
- Определите стиль текста и тип речи. (Стиль – публицистический: т.к.задача убедить, и для текста характерна призывность и эмоциональность. Тип речи -- повествование).
- Определите тему и основную мысль.
- Озаглавьте текст. 
- Запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным.
Найдите в тексте все имеющиеся СПП с придаточным изъяснительным.


VI Конструирование СПП с придаточными изъяснительными.

Работа с предложениями, записанными на доске.

Перестройте данные предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Объясните расстановку знаков препинания.

1) По радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет.»

(По радио сообщили, что школьники к юбилею Победы посадили в саду деревья.)

2) Собака словно просила: «Не прогоняйте меня!»

(Собака словно просила, чтобы её не прогоняли.)

3) Нас спросили: «Вы хотите принять участие в акции по охране природы «Зелёные ладони»?» (Нас спросили, хотим ли мы принять участие в акции по охране природы «Зелёные ладони».)

- Какие это предложения по цели высказывания?

- Какой союз вы подобрали для каждого типа предложения?

Придаточное изъяснительные используются для передачи косвенной речи. С помощью союзов что, как, будто выражают косвенные сообщения, с помощью союза чтобы – косвенные побуждения, с помощью союзных слов и частицы ли – косвенные вопросы ( после косвенного вопроса вопросительный знак не ставится).


VII. Наблюдение над языковым материалом (Синтаксические нормы).

Перестройте предложения, чтобы соблюдались синтаксические нормы.

Игра «Умный корректор»

1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила. (Тот нарушил.) 
2. У костра отец спросил, что где находится лесная избуш­ка. (Лишнее слово «что».)

3.Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. (пропущен союз что)

4.Он считал, что будто мы неправильно его поняли.

5.Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать подчинительный союз и частицу ли в роли союза).

6.Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать союз что и другое союзное слово).

7.Ребята уверяли, что мы свою команду не подведем.


VIII. Составление текстов на заданную тему.

Вернёмся к нашим текстам.

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачев).

- Приведенную цитату Д.С. записать в виде СПП с придаточным изъяснительным. Сделать схему СПП.

Вариант ответа (Д.С.Лихачев считал, что любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.)


- Какой знак препинания стоит в конце текста? (многоточие)

- Когда ставится многоточие в конце? (если мысль не закончена). 

- Закончите заметку в школьную газету несколькими предложениями, используя СПП с придаточными изъяснительными. Можете использовать высказывания, которые есть в карточке, но, переделав предложение с прямой речью на СПП с придаточным изъяснительным

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачев).

К. Г. Паустовский говорил: «Любовь к родной стране начинается с любви к природе» 

К. Г. Паустовский говорил:  «Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения»           

IX Итог урока.


- Что мы теперь знаем о СПП с придаточными изъяснительными?


- Для чего служат придаточные изъяснительные?


- Чему научились сегодня на уроке?


X Рефлексия.

Как вы оцениваете свою работу? Для этого ответьте, используя СПП с придаточным изъяснительным, начиная так…

Я считаю...

Я согласен с тем...

Могу с уверенностью сказать... 

XIДомашнее задание.

упр.120,

по желанию: написать статью в школьную газету на основе материалов, которые мы собрали на уроке о ёлках.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!