СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия» (9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными условными.

Задачи:

  1. Научить учащихся  находить СПП с придаточными условными в тексте, формировать умение отличать СПП с придаточными условными от СПП с придаточными, внешне сходными с ними; использовать  СПП с придаточными условными в речи, подготовить к сдаче ГИА.
  2. Развивать способности обучающихся по анализу и сопоставлению языковых явлений; организовать применение обучающимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них нового опыта  познавательной деятельности.
  3. Формировать культуру речевого поведения в процессе учебного диалога; прививать интерес к изучению русского языка через повышение мотивации к работе с учебным материалом, воспитывать живой интерес к языковым явлениям

Оборудование, наглядность: компьютер, презентация, отрывок из сказки А.С.Пушкина,  рабочие листы.

 

Просмотр содержимого документа
«: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия» (9 класс)»

Муниципальное образовательное учреждение Назаровская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Чучковский муниципальный район Рязанской области

















Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»





















Подготовила и провела:

учитель I квалификационной категории

Татанова Вера Андреевна




Цель: познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными условными.


Задачи:


  1. Научить учащихся находить СПП с придаточными условными в тексте, формировать умение отличать СПП с придаточными условными от СПП с придаточными, внешне сходными с ними; использовать СПП с придаточными условными в речи, подготовить к сдаче ГИА.


  1. Развивать способности обучающихся по анализу и сопоставлению языковых явлений; организовать применение обучающимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них нового опыта познавательной деятельности.


  1. Формировать культуру речевого поведения в процессе учебного диалога; прививать интерес к изучению русского языка через повышение мотивации к работе с учебным материалом, воспитывать живой интерес к языковым явлениям.



Оборудование, наглядность: компьютер, презентация, отрывок из сказки А.С.Пушкина, рабочие листы.



Ход урока.


Оргмомент.


Мотивация урока.


- Любите ли вы мечтать, как люблю это я? Сегодня на уроке я предлагаю вам побыть мечтателями. Почему именно ими, вы узнаете чуть позже.

- А сейчас я хотела бы поделиться с вами своей мечтой: я мечтаю, чтобы все вы сдали экзамены только на «4» и «5». Как воплотить эту, надеюсь, и вашу мечту в жизнь?

- Не будем терять времени, приступаем к осуществлению нашей мечты.

- На какие два столбика можно разделить эти слова? (На проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова.)

Полагаются, горнист, касание, гореть, избирательный, помирить, помирать, наслаждаться, пловец, скакать, ворота, роса, росток, промокательный, читать, сочетать.


Проверьте по ключу:

Проверяемые гласные в корне слова


Чередующиеся гласные в корне слова

горнист

помирить

наслаждаться

ворота

роса

читать


полагаются

касание

гореть

избирательный

росток

промокательный

сочетать


- Поднимите руки, кто справился с заданием.

- Что можно порекомендовать тем, кто допустил ошибки?

- К следующему уроку повторите корни с чередующимися гласными.

- Где поможет нам умение отличать безударные проверяемые гласные в корне слова от чередующихся? (При выполнении задания А 5 ГИА.)


Выполним задание А 5:

Укажите слово с чередующейся гласной корня.

1. 1)смиренный                                    3)отмирающий

    2)читальный                                     4)узорный

2. 1)примерять                                     3)горевать

    2)зоревать                                        4)прочитать

3.1)наклонить                                       3)смириться

   2)клонировать                                   4)покосившаяся

Ключ: 3,2,1

Целеполагание.

- Первый шаг к осуществлению нашей мечты мы уже сделали.

- Мечты бывают разные: высокие и приземлённые. А вот о чём мечтают всем известные героини сказки А.С.Пушкина «Сказкаи о царе Салтане». Послушайте отрывок и подумайте, над какими придаточными нам предстоит работать и сформулируйте тему урока.


"Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

- "Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна".

- "Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря".


( Сложноподчинённые предложения с придаточным условия.)

-Какие задачи предстоит решить?

- Чтобы достичь цели, на какие вопросы мы должны ответить?( На какие вопросы отвечают придаточные условия? К чему относятся? Где находятся по отношению к главному? Чем присоединяются к главному?)


Формирование новых знаний.


- Обратимся к высказываниям о мечте известных людей. Работая над афоризмами, найдите ответы на поставленные вопросы.


Исследование предложений. Работа в парах.

1.Если ты можешь мечтать, то можешь воплотить свои мечты в жизнь.Уолт Дисней

2.Когда ты желаешь чего-нибудь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого.Пауло Коэльо
3.Коли вы хотите иметь то, что никогда не имели, – начните делать то, что никогда не делали. – Ричард Бах

4. Будь готова попасть под дождь, раз мечтаешь о радуге,– Долли Партон


Выводы учащихся.

Отвечают на вопросы: при каком условии?

Используются союзы: если (если… то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если).

Место по отношению к главному предложению: любое.

Придаточное относится ко всему главному.

- Где можете проверить ваши предположения? (В учебнике на с. 106 и с. 63)

- Что ещё можно добавить к сказанному вами?

- Перечислите друг другу союзы CПП с придаточным условным.


Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А


Закрепление.

Прочитайте текст, определите тему и идею, выпишите только СПП с придаточным условия, составьте схемы этих предложений. (1 учащийся на доске выписывает номера СПП с придаточным условным и составляет схемы.)

О мечте.

1.Мечта обладает и большой силой, и большой слабостью. 2.Если заберёте у человека мечту, жизнь окажется бессмысленной. 3.Мечта, как маяк, освещает весь путь нашей жизни. 4.Однако, коли быть объективным, мечта может оказаться и самым большим самообманом. 5..Попробуем в этом разобраться. 6.Типичная ситуация: человек молод, здоров, красив. 7.«Молод, здоров, красив» - никак им не оценивается. 8.Это дано от природы и воспринимается как нечто естественное, как что-то, что должно быть всегда. 9.То, что мы имеем, обычно мы не ценим, но зато хорошо чувствуем, чего у нас нет. 10.Нет денег, нет положения, нет образования и т.п. 11.А раз чего-то нет, значит, нет полноты жизни, нет основы для счастья, нет повода для радости. 12.Тогда появляется мечта. 13.Она предполагает, что все недостающее появится, а значит, появится и само счастье. 14.Счастлив тот, у кого есть мечта. 15.Если мечта сбылась, исчезает томительнее, но сладкое, ожидание, исчезает сказка.

17.Мечтайте, призываю я вас. 18.Мечта есть самое приятное, самое верное, самое интересное общество: оно делает течение времени незаметным.


Идея текста: мечтать нужно, иначе жизнь становится бессмысленной.


Проверка.


Проблемный вопрос.


-Какое из этих предложений с придаточным условным?


Устная работа.

  • Когда все виноваты, тогда никто не виноват. (Придаточное условное).

  • Когда солнце поднимается над лесом, я невольно радуюсь. (Придаточное времени).

  • Человек не может жить, когда не надеется на лучшее. (Придаточное условное).

  • Петька очень не любил, когда ему повторяли уже сказанное. (Придаточное изъяснительное).

  • В июле мы поедем в Сочи, когда сможем достать путёвки. (Придаточное условное).

  • Цветение чайной розы совпадает с самыми короткими ночами, когда соловьиные трели раздаются повсюду. (Придаточное определительное).


Конструирование предложений.



ПРОВЕРКА



Подготовка к ГИА


- Знание союзов CCП с придаточными условными пригодится вам при выполнении заданий 12-14 ГИА.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
1. Одни люди относятся к неисправимым мечтателям, (1) а другие считают, (2) что совершенно не умеют мечтать. Всем им помогут афоризмы и цитаты о мечте, (3) оставленные в дар человечеству великими и известными людьми, (4) многого достигшими в своей жизни. (2)


2. Не жалуйся, (1)что твои мечты не сбылись. Ты мечтай, (2) а когда-нибудь всё обязательно сбудется, (3) если человек никогда не мечтал, то он заслуживает жалости. (1,3)


3. Раз человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, (1) какую он себе вообразил, (2) то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно. (1,2)

Самопроверка по ключу:

I - 2

II - 1,3

III – 1.2


Итог. Рефлексия.


- Мечтатель-это хороший человек? При каком условии? (Если мечты направлены на созидание, а не на разрушение.)

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.

- Мы эти задачи решили?

- На какие вопросы нашли ответы?

- Что для вас на уроке было легко?

-В чём вы затруднялись?

- Оцените свою работу на уроке на лестнице успеха, насколько вы приблизились к осуществлению нашей мечты.


Домашнее задание.


Тест вариант 12.


Упражнение 144, повторить корни с чередующимися гласными.






















Рабочий лист


Наблюдения над предложениями.


1.Если ты можешь мечтать, то можешь воплотить свои мечты в жизнь. – Уолт Дисней

2.Когда ты желаешь чего-нибудь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого. – Пауло Коэльо
3.Коли вы хотите иметь то, что никогда не имели, – начните делать то, что никогда не делали. – Ричард Бах

4. Будь готова попасть под дождь, раз мечтаешь о радуге. – Долли Партон


О мечте.

1.Мечта обладает и большой силой, и большой слабостью. 2.Если заберёте у человека мечту, жизнь окажется бессмысленной. 3.Мечта, как маяк, освещает весь путь нашей жизни. 4.Однако, коли быть объективным, мечта может оказаться и самым большим самообманом. 5..Попробуем в этом разобраться. 6.Типичная ситуация: человек молод, здоров, красив. 7.«Молод, здоров, красив» - никак им не оценивается. 8.Это дано от природы и воспринимается как нечто естественное, как что-то, что должно быть всегда. 9.То, что мы имеем, обычно мы не ценим, но зато хорошо чувствуем, чего у нас нет. 10.Нет денег, нет положения, нет образования и т.п. 11.А раз чего-то нет, значит, нет полноты жизни, нет основы для счастья, нет повода для радости. 12.Тогда появляется мечта. 13.Она предполагает, что все недостающее появится, а значит, появится и само счастье. 14.Счастлив тот, у кого есть мечта. 15.Если мечта сбылась, исчезает томительнее, но сладкое, ожидание, исчезает сказка.

17.Мечтайте, призываю я вас. 18.Мечта есть самое приятное, самое верное, самое интересное общество: оно делает течение времени незаметным.



Задание В 7 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.


1. Одни люди относятся к неисправимым мечтателям, (1) а другие считают, (2) что совершенно не умеют мечтать. Всем им помогут афоризмы и цитаты о мечте, (3) оставленные в дар человечеству великими и известными людьми, (4) многого достигшими в своей жизни.


2. Не жалуйся, (1)что твои мечты не сбылись. Ты мечтай, (2) а когда-нибудь всё обязательно сбудется, (3) если человек никогда не мечтал, то он заслуживает жалости.


3. Раз человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, (1) какую он себе вообразил, (2) то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно.



Домашнее задание.

Тесты вариант 12.

Упр. 144, повторить корни с чередующимися гласными.