МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 28 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 КЛАСС
Сложноподчинённое предложение
с придаточными изъяснительными
подготовила
учитель русского языка
и литературы
МИРОШИНА О.Е.
ДОНЕЦК-2017
ЦЕЛИ УРОКА
Выработать умения, навыки определять вид придаточного предложения; Н аучить ставить вопрос к придаточной части ;
Закрепить умения определять главную и придаточные части СПП
Развивать логическое мышление; формировать умения учащихся мыслить и работать творчески;
Воспитывать у учащихся любовь к маме, чувство благодарности, ответственности
Повторить теоретический материал разделов
языкознания «Лексика», «Орфография», «Морфология»,
«Пунктуация»
Мы вечно будем прославлять ту женщину, чьё имя – мать!
Муса Джалиль
Работа у доски
- «Есть прекрасное существо на свете, у которого мы всегда в долгу. Это - мать»,- писал Н.Островский.
Составить схему предложения
Ассоциативный ряд
- МАМА - ……, …….., ………
- МАМА –……, …….., ………
- МАМА – ……, …….., ………
- МАМА - ……, …….., ………
Морфологический разбор слов
- Любим
- Любовь
- Любимая
- Любя
Синтаксический разбор предложений
Мама - первое слово, главное слово в нашей судьбе .
Синтаксический разбор предложений
Всё на свете могут наши мамы, только не умеют не стареть.
Мы любим её как хорошего друга за то, что у нас с нею всё сообща .
За то, что, когда нам становится туго, мы можем всплакнуть у родного плеча.
За то, что всегда без утайки и прямо мы можем доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она наша мама, мы нежно и крепко любим её.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
- Тема
- Основная мысль
- Стиль речи
- Тип речи
- Ключевые слова
Мама! Я помню твои руки с того мгновения, как я стал осознавать себя на свете… Я помню твои руки, не сгибающиеся, красные от студёной воды в проруби, где ты полоскала бельё, и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила…Нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались! Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты в жизни обижал больше, чем мать…
Не от меня ли, не от тебя ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери?
Словарная работа
- ПРОРУБЬ -отверстие, прорубленное во льду
- ЗАНОЗА – тонкий острый кусочек дерева, металла, стекла, вонзившийся под кожу и причиняющий боль
- ГНУШАТЬСЯ – испытывать чувство отвращения, брезгливости к чему-либо
- ГВАРДИЯ – отборные, лучшие войска;
- Наиболее активная часть молодёжи
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Составить портрет мамы, используя сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными
Спасибо за внимание!!!