СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по теме "Сложноподчинённые предложения с  придаточными изъяснительными".На уроке использовалась презентация , карточки разноуровневые .

Просмотр содержимого документа
«СПП с прид изъясн открытый урок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зап-Халеевичская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района Брянской области
















Конспект открытого урока

«Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными»







Разработал

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Гавриченко Татьяна Николаевна























Тема урока : Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Цели урока:

Образовательные : повторить правописание приставок , н и нн в суффиксах различных частей речи , строение и типы связей в словосочетании; познакомить учащихся с признаками придаточных изъяснительных,; научить определять значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять место придаточных изъяснительных в сложноподчинённых предложениях, определять средства связи придаточного с главным; правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.

Развивающие : развивать навыки критического мышления при усвоении информации. Находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.

Воспитывающие: воспитывать гуманистическая направленность обучения. Организация активной мыслительной деятельности учащихся на основе мудрых изречений о смысле жизни.

Тип урока :урок изучения нового материала

Оборудование :учебник , презентация , раздаточный материал


Ход урока

  1. Орг момент

1Приветствие

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня,улыбнитесь. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

2Чтение пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости».Анализ пословицы


  1. Повторение

1Задание ОГЭ

А)Задание 4,5 ОГЭ

Спишите словосочетания , вставляя и обозначая пропущенные орфограммы .(слайд 1)

1 вариант

Ра(с,з)толкать толпу, окинул в(зс)глядом, пр(ие)близился к столу , пр(ие)крыл дверь,пр(еи)одолеть пр(е,и)пятствие ,пр(еи)красный день ,пр(ие)школьный участок , пр(ие)смотрел платье , р(оа)зыграть партию,р(а о)списаться в дневнике ,пр(ие)ехал в гости.

2 вариант

Картина испорче(н,нн)а, назва(ннн)ый брат,двигались одновреме(н,нн)о,заброше(н,нный) сад ,листве(н,нн)ым леревьям , деревя(н,нн)ый дом , ,вяза(н,нн)ая бабушкой кофта, нескоше(н,нный) луг,беспричи(н,нн)ый спор , стекля(н,нн)ый сосуд , ране(н нн)ый боец, нежда(н нн)ый гость

Б)Задание 7ОГЭ

1Замените словосочетание ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Замените словосочетание ОТКРЫЛ БЕСШУМНО, построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление

Замените словосочетание ЗА ВЕТКУ БЕРЁЗЫ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

2 Повторение теоретического материала (слайд 5-8)

Тест (да ,нет)

1.Взависимости от количества грамматических основ предложения делятся на простые и сложные

2Сложные предложения делятся на простые и бессоюзные

3Сложные союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые

4 ССП состоит из главного и придаточного предложений

5СПП состоит из главного и придаточного предложения.

6.Придаточное предложение всегда стоит после главного.

7.Части СПП соединяются между собой подчинительными союзами или союзными словами.

8.Части СПП равноправны.

9.Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.

10.Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми.

11.Придаточное определительное предложение отвечает на вопрос: какой ?

12 Придаточные определительные относятся ко всему главному предложению

13 Придаточные определительные присоединяются к главному при помощи союзов и союзных слов

14 Придаточные определительные находятся только после главного предложения

3 Синтаксический разбор сложносочинённого предложения и сложноподчинённого предложения с придаточным определительным .(слайд 9)

Спишите , расставьте недостающие знаки препинания , вставьте пропущенные орфограммы и выполните синтаксический разбор сложных предложений , пользуясь планом анализа СПП(см приложение 1)

Вечером ра.калё.ое со.нце закатилось (за) г.ризонт и начало смеркат.ся .На небе вз.шла огромная луна которая осв.тила всю окрестность .Засияли тысячи звёзд на ночном небе Ст.рожилы говорили что звёзды св.ркают (на) небе (к) м.розу.

II Физкультминутка

III Изучение нового материала

Самостоятельная работа с п 11 Заполнение таблицы (слайд10-13)



IV. Закрепление(слайд14)

Работа по учебнику

Выполнение упр 109 (1часть)-доска

Выполнение упр 110(устно)

Выполнение упр 11 1-самостоятельно


VИтог урока (слайд 15)

Заполни пропуски

  • Придаточные изъяснительные относятся к словам ……………в главной части

  • Придаточные изъяснительные отвечают на

вопросы ……….

  • К главной части придаточные изъяснельные присоединяются при помощи …

Придаточные изъяснительные расположены в ………………по отношению к главной части СПП.



V I.Рефлексия (слайд16)

VII. Домашнее задание дифференцированного характера(слайд 17)

а) § 11, упр. 109(2часть);

б) выписать из произведений художественной литературы шесть сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. В изъяснительных придаточных обведите союзы овалом, союзные слова подчеркните как члены предложения .(сильные ученики)

в)задание 2-5 вариант 1-5 КИМы













































Приложение №1

План анализа сложноподчинённых предложений.

1. Определите тип предложения, сколько простых предложений входит в него (найдите и подчеркните грамматические основы).

2. Найдите главное предложение.

3. Прочитайте придаточное предложение и определите его место по отношению к главному.

4. Определите, что поясняет придаточное (всё главное, слово или словосочетание), поставьте вопрос от главного предложения к придаточному.

5. Назовите тип придаточного.

6. Укажите способ соединения придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, интонация).

7. Выясните, есть ли в главном предложении указательное слово.

8. Объясните знаки препинания.

9. Составьте графическую схему предложения.









































Приложение №2

Тестовые задания

1. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

а) Лёнин отец умер так рано, что мальчик его даже не помнит.

б) Оказалось, что штаб дивизии находится рядом.

в) Это была одна из тех ужасных гроз, которые разражаются иногда над низменностями.

г) Не мил и свет, если друга нет.


2. Укажите, в каких сложноподчинённых предложениях изъяснительное придаточное служит для передачи косвенной речи.

а) Комендант сказал, что сажать на поезд в этом направлении не приказано никого, кроме военнослужащих.

б) Я спросил, какая сегодня будет погода.

в) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.

г) Потом Дерсу рассказал мне, что ему теперь пятьдесят три года, что у него никогда не было дома.


3. Укажите, в каких сложноподчинённых предложениях изъяснительное придаточное прикрепляется к поясняемому слову при помощи союзов.

а) Возвратившиеся с разведки казаки сообщили, что видели много звериных следов.

б) Мне показалось, что под кустом у того берега обязательно должен прятаться рак.

в) Все толпились, суетились, нетерпеливо спрашивали, когда и куда пойдут поезда.

г) Не откладывай на завтра того, что можно сделать сегодня.



Просмотр содержимого презентации
«СПП с придаточными изъяснительными. открытый урок»

Мой университет - www.moi-mummi.ru Мой университет - www.moi-mummi.ru Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зап-Халеевичская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района Брянской области Сложноподчиненные предложения  с придаточными изъяснительными Гавриченко Татьяна Николаевна , учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зап-Халеевичская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района Брянской области

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Гавриченко Татьяна Николаевна ,

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Орфографическая пятиминутка Готовимся к ОГЭ (задание 4,5)   1вариант Ра(с,з)толкать толпу, окинул в(зс)глядом, пр(ие)близился к столу , пр(ие)крыл дверь ,пр(еи)одолеть пр(е,и)пятствие, пр(еи)красный день ,пр(ие)школьный участок , ,пр(ие)смотрел платье , р(оа)зыграть партию,р(а о)списаться в дневнике, пр(ие)ехал в гости. 2 вариант  Картина испорче(н,нн)а, назва(ннн)ый брат,двигались одновреме(н,нн)о,заброше(н,нный) сад ,листве(н,нн)ым леревьям , деревя(н,нн)ый дом , ,вяза(н,нн)ая бабушкой кофта, нескоше(н,нный) луг,беспричи(н,нн)ый спор , стекля(н,нн)ый сосуд , ране(н нн)ый боец, нежда(н нн)ый гость

Орфографическая пятиминутка Готовимся к ОГЭ (задание 4,5)

1вариант

  • Ра(с,з)толкать толпу, окинул в(зс)глядом, пр(ие)близился к столу , пр(ие)крыл дверь ,пр(еи)одолеть пр(е,и)пятствие, пр(еи)красный день ,пр(ие)школьный участок , ,пр(ие)смотрел платье , р(оа)зыграть партию,р(а о)списаться в дневнике, пр(ие)ехал в гости.
  • 2 вариант
  • Картина испорче(н,нн)а, назва(ннн)ый брат,двигались одновреме(н,нн)о,заброше(н,нный) сад ,листве(н,нн)ым леревьям , деревя(н,нн)ый дом , ,вяза(н,нн)ая бабушкой кофта, нескоше(н,нный) луг,беспричи(н,нн)ый спор , стекля(н,нн)ый сосуд , ране(н нн)ый боец, нежда(н нн)ый гость

Проверим !

Проверим !

  • 1вариант
  • Ра Столкать толпу, окинул вЗглядом, иСкривила линию движения,вСплеск чувств, ,прИблизился к столу , прИкрыл дверь ,прЕодолеть прЕпятствие ,прЕкрасный день ,прИшкольный участок ,прИсмотрел платье , рАзыграть партию,прИехал в гости.
  • 2 вариант
  • Картина испорчеНа, назваНый брат,двигались однов ремеННо,заброшеННый сад ,листвеННым деревьям , деревяННый дом ,вязаННая бабушкой кофта, нескошеННый луг,беспричиННый спор , стекляННый сосуд, раненый боец, неждаННый гость
Готовимся в ОГЭ (задание 7) 1Замените словосочетание ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК , построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление. Замените словосочетание ОТКРЫЛ БЕСШУМНО , построенное на основе связи примыкание , синонимичным словосочетанием со связью управление Замените словосочетание ЗА ВЕТКУ БЕРЁЗЫ , построенное на основе связи управление , синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Готовимся в ОГЭ (задание 7)

1Замените словосочетание ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК , построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление.

Замените словосочетание ОТКРЫЛ БЕСШУМНО , построенное на основе связи примыкание , синонимичным словосочетанием со связью управление

Замените словосочетание ЗА ВЕТКУ БЕРЁЗЫ , построенное на основе связи управление , синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Тест (Да/НЕТ) 1Предложения делятся на простые и сложные 2Сложные предложения делятся на простые и бессоюзные 3Сложные союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые 4 ССП состоит из главного и придаточного предложений

Тест (Да/НЕТ)

  • 1Предложения делятся на простые и сложные
  • 2Сложные предложения делятся на простые и бессоюзные
  • 3Сложные союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые
  • 4 ССП состоит из главного и придаточного предложений

5. СПП состоит из главного и придаточного предложения. 6.Придаточное предложение всегда стоит после главного. 7.Части СПП соединяются между собой подчинительными союзами или союзными словами. 8.Части СПП равноправны.
  • 5. СПП состоит из главного и придаточного предложения.
  • 6.Придаточное предложение всегда стоит после главного.
  • 7.Части СПП соединяются между собой подчинительными союзами или союзными словами.
  • 8.Части СПП равноправны.

9.Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения. 10.Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми.
  • 9.Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.
  • 10.Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми.

11.Придаточное определительное предложение отвечает на вопрос: какой ? 12 Придаточные определительные относятся ко всему главному предложению 13 Придаточные определительные присоединяются к главному при помощи союзов и союзных слов 14 Придаточные определительные находятся только после главного предложения
  • 11.Придаточное определительное предложение отвечает на вопрос: какой ?
  • 12 Придаточные определительные относятся ко всему главному предложению
  • 13 Придаточные определительные присоединяются к главному при помощи союзов и союзных слов
  • 14 Придаточные определительные находятся только после главного предложения

Спишите , расставьте знаки препинания , вставьте пропущенные орфограммы и выполните синтаксический разбор сложных предложений .   Вечером ра.калё.ое со.нце закатилось (за) г.ризонт и начало смеркат.ся .На небе вз.шла огромная луна которая осв.тила всю окрес.ность . Засияли тысячи звёзд на ночном небе. Ст.рожилы говорили что звёзды св.ркают (на) небе (к) х.рошей п.годе.

Спишите , расставьте знаки препинания , вставьте пропущенные орфограммы и выполните синтаксический разбор сложных предложений .

  • Вечером ра.калё.ое со.нце закатилось (за) г.ризонт и начало смеркат.ся .На небе вз.шла огромная луна которая осв.тила всю окрес.ность . Засияли тысячи звёзд на ночном небе. Ст.рожилы говорили что звёзды св.ркают (на) небе (к) х.рошей п.годе.

Определим цели и задачи урока Познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными. Познакомимся с признаками придаточных изъяснительных;  Научимся определять значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять место придаточных изъяснительных в сложноподчинённых предложениях, определять средства связи придаточного с главным;  Научимся правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.

Определим цели и задачи урока

  • Познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными.
  • Познакомимся с признаками придаточных изъяснительных;
  • Научимся определять значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять место придаточных изъяснительных в сложноподчинённых предложениях, определять средства связи придаточного с главным;
  • Научимся правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.

Изучите параграф 11  , заполните таблицу  СПП с придаточным изъяснительным К чему относится, что поясняет  На какие вопросы отвечает Чем прикрепляется  Где находится по отношению к главному

Изучите параграф 11 , заполните таблицу СПП с придаточным изъяснительным

К чему относится, что поясняет

На какие вопросы отвечает

Чем прикрепляется

Где находится по отношению к главному

К чему относится, что поясняет  На какие вопросы отвечает К словам со значением мысли, речи, чувства. Чем прикрепляется  На вопросы косвенных падежей Где находится по отношению к главному Союзными словами: как, где, зачем, когда, что, что, сколько;  Союзами: что, как, будто, чтобы Частицей ЛИ. Свободное (до, после, внутри главного предложения)

К чему относится, что поясняет

На какие вопросы отвечает

К словам со значением мысли, речи, чувства.

Чем прикрепляется

На вопросы косвенных падежей

Где находится по отношению к главному

Союзными словами: как, где, зачем, когда, что, что, сколько;

Союзами: что, как, будто, чтобы Частицей ЛИ.

Свободное (до, после, внутри главного предложения)

Составим опорную схему СПП с придаточным изъяснительным [  ]  ,  (  ). ? КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ х К. СЛ. + (УК.СЛ.) С.СЛ ОВА: ЧТО, КАК, КАК БУДТО … СОЮЗЫ : ЧТО, КАК, КУДА … ЧАСТИЦА ЛИ

Составим опорную схему СПП с придаточным изъяснительным

[ ] , ( ).

? КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ

х

К. СЛ.

+

(УК.СЛ.)

С.СЛ ОВА: ЧТО, КАК, КАК БУДТО …

СОЮЗЫ : ЧТО, КАК, КУДА …

ЧАСТИЦА ЛИ

Закрепление Работа по учебнику

Закрепление

  • Работа по учебнику

Мой университет - www.moi-mummi.ru Мой университет - www.moi-mummi.ru Подведем итоги Придаточные изъяснительные относятся к словам ……………в главной части Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы ………. К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи … Придаточные изъяснительные расположены в ……………… по отношению к главной части СПП.

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Подведем итоги

Придаточные изъяснительные относятся к словам ……………в главной части

Придаточные изъяснительные отвечают на

вопросы ……….

К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи …

Придаточные изъяснительные расположены в ……………… по отношению к главной части СПП.

Рефлексия Материал полностью усвоен мною. У меня есть отдельные затруднения в овладении новым материалом Материал урока не понят мною

Рефлексия

Материал полностью усвоен мною.

У меня есть отдельные затруднения в овладении новым материалом

Материал урока не понят мною

Домашнее задание а) § 11, упр. 109(2часть); б) (инд зад)выписать из произведений художественной литературы три сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. В изъяснительных придаточных обведите союзы овалом, союзные слова подчеркните как члены предложения . в)задние 2-5 вариант 1-5 (сборник подготовки к ОГЭ)

Домашнее задание

  • а) § 11, упр. 109(2часть);
  • б) (инд зад)выписать из произведений художественной литературы три сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. В изъяснительных придаточных обведите союзы овалом, союзные слова подчеркните как члены предложения .
  • в)задние 2-5 вариант 1-5 (сборник подготовки к ОГЭ)