Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зап-Халеевичская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района Брянской области
Конспект открытого урока
«Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными»
Разработал
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Гавриченко Татьяна Николаевна
Тема урока : Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
Цели урока:
Образовательные : повторить правописание приставок , н и нн в суффиксах различных частей речи , строение и типы связей в словосочетании; познакомить учащихся с признаками придаточных изъяснительных,; научить определять значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять место придаточных изъяснительных в сложноподчинённых предложениях, определять средства связи придаточного с главным; правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.
Развивающие : развивать навыки критического мышления при усвоении информации. Находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.
Воспитывающие: воспитывать гуманистическая направленность обучения. Организация активной мыслительной деятельности учащихся на основе мудрых изречений о смысле жизни.
Тип урока :урок изучения нового материала
Оборудование :учебник , презентация , раздаточный материал
Ход урока
Орг момент
1Приветствие
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня,улыбнитесь. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
2Чтение пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости».Анализ пословицы
Повторение
1Задание ОГЭ
А)Задание 4,5 ОГЭ
Спишите словосочетания , вставляя и обозначая пропущенные орфограммы .(слайд 1)
1 вариант
Ра(с,з)толкать толпу, окинул в(зс)глядом, пр(ие)близился к столу , пр(ие)крыл дверь,пр(еи)одолеть пр(е,и)пятствие ,пр(еи)красный день ,пр(ие)школьный участок , пр(ие)смотрел платье , р(оа)зыграть партию,р(а о)списаться в дневнике ,пр(ие)ехал в гости.
2 вариант
Картина испорче(н,нн)а, назва(ннн)ый брат,двигались одновреме(н,нн)о,заброше(н,нный) сад ,листве(н,нн)ым леревьям , деревя(н,нн)ый дом , ,вяза(н,нн)ая бабушкой кофта, нескоше(н,нный) луг,беспричи(н,нн)ый спор , стекля(н,нн)ый сосуд , ране(н нн)ый боец, нежда(н нн)ый гость
Б)Задание 7ОГЭ
1Замените словосочетание ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Замените словосочетание ОТКРЫЛ БЕСШУМНО, построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление
Замените словосочетание ЗА ВЕТКУ БЕРЁЗЫ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
2 Повторение теоретического материала (слайд 5-8)
Тест (да ,нет)
1.Взависимости от количества грамматических основ предложения делятся на простые и сложные
2Сложные предложения делятся на простые и бессоюзные
3Сложные союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые
4 ССП состоит из главного и придаточного предложений
5СПП состоит из главного и придаточного предложения.
6.Придаточное предложение всегда стоит после главного.
7.Части СПП соединяются между собой подчинительными союзами или союзными словами.
8.Части СПП равноправны.
9.Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.
10.Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми.
11.Придаточное определительное предложение отвечает на вопрос: какой ?
12 Придаточные определительные относятся ко всему главному предложению
13 Придаточные определительные присоединяются к главному при помощи союзов и союзных слов
14 Придаточные определительные находятся только после главного предложения
3 Синтаксический разбор сложносочинённого предложения и сложноподчинённого предложения с придаточным определительным .(слайд 9)
Спишите , расставьте недостающие знаки препинания , вставьте пропущенные орфограммы и выполните синтаксический разбор сложных предложений , пользуясь планом анализа СПП(см приложение 1)
Вечером ра.калё.ое со.нце закатилось (за) г.ризонт и начало смеркат.ся .На небе вз.шла огромная луна которая осв.тила всю окрестность .Засияли тысячи звёзд на ночном небе Ст.рожилы говорили что звёзды св.ркают (на) небе (к) м.розу.
II Физкультминутка
III Изучение нового материала
Самостоятельная работа с п 11 Заполнение таблицы (слайд10-13)
IV. Закрепление(слайд14)
Работа по учебнику
Выполнение упр 109 (1часть)-доска
Выполнение упр 110(устно)
Выполнение упр 11 1-самостоятельно
VИтог урока (слайд 15)
Заполни пропуски
вопросы ……….
Придаточные изъяснительные расположены в ………………по отношению к главной части СПП.
V I.Рефлексия (слайд16)
VII. Домашнее задание дифференцированного характера(слайд 17)
а) § 11, упр. 109(2часть);
б) выписать из произведений художественной литературы шесть сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. В изъяснительных придаточных обведите союзы овалом, союзные слова подчеркните как члены предложения .(сильные ученики)
в)задание 2-5 вариант 1-5 КИМы
Приложение №1
План анализа сложноподчинённых предложений.
1. Определите тип предложения, сколько простых предложений входит в него (найдите и подчеркните грамматические основы).
2. Найдите главное предложение.
3. Прочитайте придаточное предложение и определите его место по отношению к главному.
4. Определите, что поясняет придаточное (всё главное, слово или словосочетание), поставьте вопрос от главного предложения к придаточному.
5. Назовите тип придаточного.
6. Укажите способ соединения придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, интонация).
7. Выясните, есть ли в главном предложении указательное слово.
8. Объясните знаки препинания.
9. Составьте графическую схему предложения.
Приложение №2
Тестовые задания
1. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
а) Лёнин отец умер так рано, что мальчик его даже не помнит.
б) Оказалось, что штаб дивизии находится рядом.
в) Это была одна из тех ужасных гроз, которые разражаются иногда над низменностями.
г) Не мил и свет, если друга нет.
2. Укажите, в каких сложноподчинённых предложениях изъяснительное придаточное служит для передачи косвенной речи.
а) Комендант сказал, что сажать на поезд в этом направлении не приказано никого, кроме военнослужащих.
б) Я спросил, какая сегодня будет погода.
в) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.
г) Потом Дерсу рассказал мне, что ему теперь пятьдесят три года, что у него никогда не было дома.
3. Укажите, в каких сложноподчинённых предложениях изъяснительное придаточное прикрепляется к поясняемому слову при помощи союзов.
а) Возвратившиеся с разведки казаки сообщили, что видели много звериных следов.
б) Мне показалось, что под кустом у того берега обязательно должен прятаться рак.
в) Все толпились, суетились, нетерпеливо спрашивали, когда и куда пойдут поезда.
г) Не откладывай на завтра того, что можно сделать сегодня.