СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложносочинённые и сложноподчиненные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложносочинённые и сложноподчиненные предложения»

Сложносочинённые предложения.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными

2 вариант

Тест

1. Какое утверждение является неверным?
1) Если два простых предложения соединены в одно сложное союзом зато, это предложение сложносочинённое.
2) В сложносочинённых предложениях с разделительным союзом то - то обычно указывается на чередование явлений.
3) Сложносочинённые предложения бывают союзными и бессоюзными.
4) В сложносочинённых предложениях с союзами однако, зато, же одно явление противопоставляется другому.
2. Определите тип предложения.
Ветер лизнул огромные серые валуны, раскиданные древним ураганом и за столетия неподвижности обросшие переплетением сцепившихся кустов.
1) простое предложение с обособленными однородными членами
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение
3. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Поднялся сильный ветер…
1) и сорвал с деревьев последние листья.
2) и захотелось поскорее укрыться от него куда-нибудь в тёплый дом.
3) разнося по дорожкам сада упавшие листья.
4) от которого захотелось поскорее куда-нибудь укрыться.
4. Какие отношения выражаются с помощью союза и в данном сложносочинённом предложении?
Золотилась и краснела листва в подмосковных лесах, и над убегающей вдаль извилистой речушкой медленно плыла голубая дымка, и свежий ветер был напоён острыми запахами увядающих трав.
1) последовательность явлений
2) чередование явлений
3) противопоставление явлений
4) одновременность явлений
5. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Кругом по-прежнему сонное царство только кое-где поблизости стрекочут кузнечики.
Б. Я был когда-то ротным запевалой да и теперь я изредка пою.
В. Солнце греет по-прежнему однако трава кое-где уже почернела.
Г. Над долиной где мы ехали сгустились тучи.
1) А, Б        2) Б, В         3) В, Г         4) А, Г

6. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны противительным союзом?
1) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
2) Не то птица летит, не то дождь шумит.
3) Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
4) Этот художник талантлив, и тем не менее картины его тебя не трогают.

7. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?
1) что, если, когда
2) зато, однако
3) потому что, в связи с тем что, оттого что
4) как, хотя
8. Каким членом предложения является союзное слово в данном ниже предложении?

Яркие звезды, которые как бы бежали по макушкам деревьев, теперь остановились.

1) Подлежащим
2) Дополнением
3) Обстоятельством
4) Определением

9. Определите вид придаточной части, назвав главное средство связи главной части предложения с придаточной. Что распространяет придаточная часть?

Род Лермонтовых ведет свое начало из Шотландии, где еще в средние века существовал известный род Лермонтов (В. Афанасьев).

1) Придаточная часть места присоединяется с помощью союзного слова где, имеет определительный оттенок значения и распространяет обстоятельство места в главной части.
2) Придаточная часть места присоединяется с помощью союзного слова где и распространяет всю главную часть в целом.

10. Определите верную схему разбора предложения (знаки препинания не расставлены): Вчера я шел по зале освещенной где так давно встречались мы с тобой.

1) [глагол ], ( где    ).
2) [существительное, (где    ),   ].
3) [существительное ], ( где  ).
4) [ глагол, ( где  ),    ].

11. К чему относится придаточная часть сложноподчиненного предложения?

Но я любитель старых тополей, которые до первой зимней вьюги пытаются не сбрасывать с ветвей своей сухой заржавленной кольчуги (Н. Заболоцкий).

1) Придаточная часть относится ко всей главной части предложения в целом.
2) Придаточная часть относится к одному слову – существительному – в главной части.
3) Придаточная часть относится к словосочетанию в главной части.
4) Придаточная часть относится к одному слову – местоимению – в главной части.

12. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Персонажи ранних рассказов Чехова (1) ёмкие образы (2) которых (3) выстроены автором посредством ряда ярких художественных деталей (4) одновременно и реалистичны, и карикатурны.

1) 1,3 
2) 1,3,4 
3) 1.4 
4) 2,3,4

13. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В тени деревьев, которые растут у самой воды, спасаются от нестерпимой жары и слоны, и бегемоты, и львы.
2) Через несколько минут, в продолжение которых луч за лучом исчезли, зелёный свет зари сделался ярко-оранжевым, затем темно-красным.
3) Тур Хейердал, который путешествовал вокруг света вместе с Ю. Сенкевичем, был прекрасным рассказчиком.
4) Поэт Р. Рождественский, который тонко чувствовал жизнь во всем её проявлении, оставил нам удивительные стихи.

14. Определите предложение с придаточным изъяснительным:

1) Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого.

2) Надо хорошо трудиться, чтобы достичь желанной цели.

3) А небо всё чернело, будто чугунная стена росла из-под земли.

4) Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.

15. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному частицей, употреблённой в значении союза.

1) Ему стало ясно, что до вечера домой они не попадут.

2) Юноша прекрасно понимал, о чём идёт речь.

3) Никита при жизни отца не знал, любит ли его.

4) Никто не знал, откуда появилась эта девушка.

16. Какая характеристика предложения верна:

Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-нибудь вспомню про них

1) ССП;

2) простое;

3) СПП с придаточным определительным;

4) СПП с придаточным изъяснительным;

17. Определите вид придаточной части, средство связи придаточной части с главной. К чему относится придаточная часть?

Мне верить хочется, что сердце не игрушка... (Н. Заболоцкий).

1) Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоединяется к ней посредством союзного слова.

2) Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоединяется к ней посредством функционального союза.

18. Укажите СПП с придаточным изъяснительным

1) Он сидел, откинувшись в скрипучем кресле.

2) Давно поспела полевая клубника, лакомиться которой позволяли нам вдоволь.

3) Он сообщил, что возвращается экспедиция.

4) Второе окно во двор, к которому я подкрадываюсь, выходило во двор подъезда.

19. Найдите предложение, соответствующее схеме […., (что), ]

1) Я любил, когда Надюша мне что-то растолковывала.

2) Все, конечно, пойдут на концерт, в котором участвуют одноклассники

3) Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила.

4) Обед в честь гостя, который приехал из Украины, по мнению хозяина, удался.

20. Как присоединяется придаточное изъяснительное к главному?

1) с помощью союзных слов

2) с помощью частицы ли

3) с помощью союзов

4) с помощью союзов, союзных слов, частицы ли



Задания

1. Преобразуйте сложносочинённое предложение в сложноподчинённое. Запишите.

Начался урок, и ученики приступили к выполнению самостоятельной работы.

2. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схему каждого предложения.

1) Лодка билась (о)сваи хотя мол заг_раживал её от большой зыби. 2) Потом я слышал как на

те(р, рр)а(с, сс)е пили чай.