СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложные и сложносокращенные слова. Образование и правописание.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность освоения ИКТ, применения на уроках ЭОР определяется и изменением образовательной среды школы, необходимостью формирования информационно-образовательной среды (ИОС), обеспечивающей решение новых образовательных задач, поставленных ФГОС второго поколения для основной школы

Просмотр содержимого документа
«Сложные и сложносокращенные слова. Образование и правописание.»


МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1

им. Б.Н.Куликова г. Семикаракорска"



Разработка урока

с применением ЭОР



«Сложные и сложносокращенные слова.

Образование и правописание.»





Урок русского языка в 6-м классе.










Разработала: Девицкая Е.А. ,

учитель русского языка и литературы



г. Семикаракорск

2013 г.






Пояснительная записка


Актуальность освоения ИКТ, применения на уроках ЭОР определяется и изменением образовательной среды школы, необходимостью формирования информационно-образовательной среды (ИОС), обеспечивающей решение новых образовательных задач, поставленных ФГОС второго поколения для основной школы

Главные цели применения ИКТ на уроке - обеспечение:


  • информационно-методической поддержки образовательного процесса;

  • планирования образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

  • мониторинга и фиксации хода и результатов образовательного процесса;

  • современных процедур создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

  • мониторинга здоровья (актуализация различных систем организма)


Презентация применяется в течение всего урока с целью организации деятельности обучающихся по формированию предметных и метапредметных обобщенных навыков (компетенций, универсальных учебных действий).

Использование различных методических приемов с учетом индивидуальных особенностей восприятия информации и индивидуальных познавательных стилей учебной деятельности различных категорий учащихся, мотивации и инструктирования, управления процессом познания обучающихся и их самостоятельной деятельностью.

Данный урок предполагает наличие рабочего листа у учащихся, заполняемого в течение урока.

Типы ЦОР по русскому языку, применяемые на уроке:

1) демонстрационные материалы, выполняющие иллюстративную функцию ( схемы, в том числе интерактивные; анимации);

2) демонстрационно-опорные материалы, выполняющие моделирующую функцию (интерактивные правила, интерактивные тексты);

3) обобщающие материалы (интерактивные таблицы);

4) тренировочно-контролирующие материалы (тест);

5) учебно-справочные материалы (определения и правила в виде гипертекста).


Электронные образовательные ресурсы позволяют обеспечить наглядность (электронные схемы, интерактивные таблицы, анимация) при объяснении нового материала, содержат справочные материалы для самостоятельной работы учащихся и дидактический материал для организации осмысления и закрепления учебного материала (тест, текстовые задания, задания на соответствия).

Практические задания позволяют организовать проверку выполнения.





Методические рекомендации к использованию электронного приложения:

Презентация используется в течение всего урока «микровкраплениями». Перемещение по слайдам происходит по щелчку. Внутри слайда объекты появляются по щелчку.


Создание виртуальной учебной среды, элементный состав которой сформирован из ЭОР, предоставляет возможность для полноценной самостоятельной деятельности каждого учащегося:

  • различные источники информации,

  • быстрое и удобное перемещение по массиву теоретического, справочного, иллюстративного, информационного и познавательного материала,

  • возможность увидеть и исследовать объекты, явления, процессы в интерактивном режиме (в отличие от их текстовых описаний);

  • механизмы обратной связи (комментарии, показ правильного ответа, помощь в электронных заданиях, переход к следующему этапу работы или возврат на шаг назад).

Методические критерии оценки образовательного потенциала ЭОР

  • принцип индивидуализации обучения

  • принцип дифференцированного подхода

  • принципы развивающего обучения

  • принцип речевой и коммуникативной направленности – принцип единства языка речи

  • контекстный принцип анализа языковых единиц

  • принципы преемственности и перспективности

  • принцип связи теории с практикой, принцип взаимосвязанности различных разделов русского языка).


Решение различных задач при использовании ЭОР

на уроке русского языка в 6 «Г» классе

Учебные задачи

Методические задачи

  • Изучение и осмысление нового материала

  • Формирование лингвистических понятий и развитие лингвистического мышления учащихся

  • Формирование орфографических и пунктуационных навыков

  • Формирование информационных учебных действий, в том числе по работе в интерактивной среде

  • Формирование навыков работы с тестами

  • Систематизация и обобщение знаний

  • Формирование навыков самоконтроля и оценки

  • Обеспечение наглядности учебного материала

  • Обеспечение системности, последовательности и оперативности при изучении отдельных разделов и тем

  • Организация самостоятельной и индивидуализированной работы учащихся

  • Пропедевтическая подготовка к сдаче экзаменов в формате ГИА и ЕГЭ

  • Организация диагностики процесса и результатов обучения


Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание.

Базовый учебник: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.: М, «Просвещение», 2010.


Тип урока: Урок открытия новых знаний.


Цель для учителя:

  • ознакомить учащихся со сложными и сложносокращенными словами;

  • развивать речевую, мыслительную деятельность;

  • научить образовывать сложные слова из данных корней;

  • находить корни; формировать навыки правильного написания слов с соединительными гласными о или е;

  • формировать навыки правильного употребления сложносокращенных слов в речи;

  • воспитывать интерес к предмету; обогащение, уточнение и активизация словарного запаса, совершенствование памяти и логического мышления; развитие и коррекция связной речи.

Цели как деятельность учеников.

  • извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

  • договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.

  • устанавливать способы образования слов, опираясь на понятия производной и производящей основы.


Оборудование:

  • Компьютер,

  • Толковый словарь .

  • Словообразовательный словарь.

  • Ключевые слова урока – сложение, сложносокращенное слово, аббревиатура.

  • Карточки словообразовательные  Приложение 1.

  • Рабочий лист по теме «Словообразование»  Приложение 2.

  • Презентация к уроку  Приложение 3.

Формы работы на уроке: самостоятельная работа, фронтальная работа, словарная и лексическая работа; самопроверка, взаимопроверка, работа «консультантов». работа на компьютере, работа с учебником, работа в парах.

Методы работы: наглядный, словесный, поисковый, исследовательский.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Направлен на создание благоприятного эмоционального фона, располагающего учащихся к освоению новых знаний. (В данном случае объединен с лингвистической разминкой)



II. Лингвистическая разминка с элементами проверки домашнего задания.



слайд 4 Обеспечение наглядности учебного материала

Прочитать выразительно предложенный текст, ответить на вопросы:

- Какое здесь спряталось слово, которое заслуживает нашего особого внимания? (дровосек)

- Почему выбрали именно это слово? (изучали на предыдущем уроке, сложное, образовано при помощи соединительных О – Е)

- Какие слова, похожие на данное слово, вы подобрали при выполнении д/з?

– Какой способ словообразования вы использовали? Докажите это.




Познавательные УУД

Анализировать, обобщать, делать выводы.






III. Формулирование темы и целей урока.


слайд 5 позволяют учителю конструировать учебный процесс, основываясь на принципах проблемного обучения.

Предлагаю вашему вниманию новый вид слов.

- Что связывает эти слова с теми, которые изучали на предыдущем уроке? (выбрать на доске ключевое слово)

– В чём их особенность?

– Как вы думаете, каким способом оно образовано?

– Сформулируйте тему и цель урока. (Сложные слова. Как образуются сложные слова?)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.


IV. Актуализация и углубление изученного.


Проводится по предложенному плану с использованием презентации:

1. Приглашаются 6 человек (2 группы) для участия в поисковой деятельности.

Задание: Определить, как образуются слова «главврач», «медпункт»

(карточки 1. глав – ный – врач; 2. мед – ицинский – пункт)

слайд 6 наглядное средство, поддерживающее поисковую деятельность учащихся; активизирует умственную деятельность

Графическое изображение нового материала.

Для активизации учебной и творческой деятельности

Беседа, проверяющая понимание.

– Что нового вы узнали? (О двух способах образования сложных слов.)

– Чем отличаются эти способы образования? (использование соединительных гласных о – е, без соединительных гласных.)

– Что общего в структуре слов, образованных сложением? (Есть два корня.)

– Изобразите в виде схем эти два способа словообразования.

Познавательные УУД

Извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать и передавать её в других формах (графические изображения, слова).




V. Развитие учебно­языковых умений.



Работа в рабочих листах (задание №1)– развивается умение образовывать сложные слова и правильно их писать, графически обозначать орфограмму­букву соединительного гласного в сложных словах, выделять корни. – взаимопроверка. слайд 7

В процессе устного разбора выясняется лексическое значение слов.

Учитель, используя эвристическую организацию схемы, строит свой урок как коллективное исследование, последовательно решая вместе с классом вопросы.

Ответы подтверждаются (или опровергаются) путем открытия ячеек.

Для подтверждения ответов учитель по щелчку открывает правильный ответ.


Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

Личностные результаты

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.


VI. Постановка проблемного вопроса урока и открытие новых знаний.


слайд 8 Ученики с опорой на мультимедийные иллюстрации расшифровывают слова.

Для подтверждения ответов учитель по щелчку открывает правильный ответ.

1. Наблюдение над группой слов, появившихся сравнительно недавно (около 100 лет); отграничение известного и нового материала, формулирование вопросов на основе получения новой информации.

(Что обозначают эти слова? Как образуются? Как будут называться? – выбор ключевого слова - аббревиатура)

Работа в парах по учебнику на стр. 76. – наблюдение над произношением, образованием и значением новой группы слов.

2.! В это время 1 пара готовит индивидуальное задание по Толковому словарю : найти толкование слова «аббревиатура».

– Прочитайте ключевые слова урока, дайте название новой группе слов.

П. Учитель может ввести термин аббревиатура для сложносокращённых слов.

3. Чтение определения сложносокращённых слов в рамке.

4. Уточнение и углубление понимания материала с помощью вопросов после текста в рамке. Развитие умений читательской деятельности.

– Задайте вопросы к каждой части текста в рамке и составьте вопросный план.

1) Что такое сложносокращённые слова?

2) Как они образуются?

3) Как записываются?

4) Как определить род сложносокращённых слов?

слайд 9 – графическое восприятие нового материала.

Учитель с помощью анимации демонстрирует новый материал, чтобы актуализировать зрительную память



Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Пользоваться разными видами и приёмами чтения, вычитывать все виды текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему).



VII. Первичное применение новых знаний, развитие учебно­языковых умений.


1. слайд 10 Создание виртуальной учебной среды предоставляет возможность для полноценной самостоятельной деятельности каждого учащегося.

  • механизмы обратной связи (комментарии, показ правильного ответа, помощь в электронных заданиях, переход к следующему этапу работы или возврат на шаг назад).

Для подтверждения ответов учитель по щелчку открывает правильный ответ.

Работа в рабочих листах (задание №2)– развивается умение образовывать и писать сложносокращённые слова, правильно их произносить.

Выполняется устно, затем письменно под руководством учителя.

2. слайд 11, 12, 13 возможность увидеть и исследовать объекты, явления, процессы в интерактивном режиме (в отличие от их текстовых описаний);

Работа в рабочих листах (задание №3)– творческая работа по редактированию текста заметки в газету (работа в парах).

3. слайд 14

Выполняется в парах с последующей коллективной проверкой.

Для подтверждения ответов учитель по щелчку открывает правильный ответ.


Работа в рабочих листах (задание №4) – развивается умение определять род сложносокращённых слов и правильно сочетать их с прилагательными

4. Постановка проблемного вопроса –

слайд 15

Роль ученика: самостоятельно выполнить поставленные в электронных модулях задачи, прийти к определенным выводам.


(определять род сложносокращённых слов и правильно сочетать их с глаголами прошедшего времени)


Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.



VIII. Итог урока.

Рефлексия.

1– В каких случаях в речи лучше употреблять сложносокращённые слова (аббревиатуры), а в каких – составные собственные наименования?

– Как пишутся сложносокращённые слова?

2 слайд 16 - тест

Роль ученика: самостоятельно выполнить поставленные в электронных модулях задачи, прийти к определенным выводам.

(работа за компьютером)

Использование обобщающего теста на этапе закрепления, обобщения материала обеспечивает расширение возможностей при организации учебной деятельности обучаемых

3 Рефлексия – заполнить таблицу в рабочих листах (знал, узнал, хочу знать больше)

новое понятие

знал(а)

узнал(а)

хочу знать больше о…







– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Дидактические возможности ЭОР позволяют подходить к оцениванию результатов обучения нетрадиционно: они, помимо оценки учителем, предполагают:

  • оценку компьютером,

  • самооценку,

  • оценку коллективом.

Таким образом учитель освобождается от роли контролера, несовместимой с требованием, предъявляемой ему современной методикой: стать партнером ученика.



















Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.




IX. Домашнее задание.


слайд 17

1. Определение в рамке (рассказ по плану).

2. Задание на выбор: упр. 174, жизненная задача.

Учителю необходимо проверить, как понято задание (что нужно сделать и как будут выполнять). Ученики разбиваются на группы, назначается руководитель проекта, который докладывает учителю о ходе работы.