Просмотр содержимого документа
«Сложные предложения»
- Определите, какое из данных предложений имеет одну грамматическую основу, а какое - две.
- Даже маленькие маргаритки, выросшие на газонах, отбрасывали миниатюрные тени.
- Дверь, обитая гобеленом с пастушками, неслышно распахнулась, и вбежал человек.
- Даже маленькие маргаритки , выросшие на газонах, отбрасывали миниатюрные тени.
- Дверь , обитая гобеленом с пастушками, неслышно распахнулась , и вбежал человек.
Какое из предложений содержит бОльший объём информации?
Понятие о сложном предложении.
Использованы материалы учебника «Русский язык для 9 кл. Авт.: Л. А. Тростенцова и др.».
Понятие о сложном предложении
- Основные структурные типы предложения: простое и сложное.
- Простые предложения в составе сложного не имеют смысловой и интонационной законченности.
- В сложном предложении две или более грамматические основы. Сложное предложение передаёт больший объем информации.
Справочник:
Сложное предложение – это предложение, состоящее их двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу, грамматически и интонационно.
- Сбежали ручьи , зацвели ландыши , в зарослях кустов вспыхнули пурпуровые цветы медуницы .
ССП СПП
БСП
Помните!
- Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренных правилами, но допустимая, если автор с их помощью передаёт какой-либо добавочный смысл.
Интонация сложного предложения
- Сначала повышение голоса, затем пауза между частями сложного предложения и постепенное понижение голоса к концу предложения.
Зима заканчивалась, | однако снега по-прежнему выпадало много.
Выделить грам.основы, определить вид предложения по кол-ву основ.
1. Ветер усиливался и нагонял тучи.
2. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами.
3. Ему послышалось, что у двери разговаривают.
4. Море бушевало, лодку швыряло в стороны.
Вопрос №1 Сколько грамматических основ в сложном предложении? А) одна Б) две В) две и более
Вопрос№2 Как связаны между собой части в сложном предложении? А) по смыслу Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)
Вопрос№3 Обладает ли завершённостью часть сложного предложения? А) Да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением
Вопрос№4 Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания? А) да Б)нет
Вопрос№5 Могут ли сложные предложения быть восклицательными? А) да Б)нет
Вопрос№6 Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной? А) да Б)нет
Вопрос№7 Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения? А) главной Б) придаточной В) сочинительной и подчинительной
Вопрос№8 Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения? А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь
Вопрос№9 Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения? А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связь Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь
Вопрос№10 Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме. А) сложносочиненное Б) сложноподчиненное В) бессоюзное
Проверь себя! Ответы: 1.В 6.Б 2.Б 7.В 3.Б 8.Б 4.А 9.А 5.А 10.Б
Проверим
Проверим
СПП: 2 грам.основы связаны подчинительным союзом (подчинительная связь).
Проверим
- Простые предложения связаны интонационно (бессоюзная связь).
10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал! 9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал. 7 и менее – необходимо дома ещё раз изучить материал.