СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложные предложения»

Определите, какое из данных предложений имеет одну грамматическую основу, а какое - две. Даже маленькие маргаритки, выросшие на газонах, отбрасывали миниатюрные тени. Дверь, обитая гобеленом с пастушками, неслышно распахнулась, и вбежал человек.
  • Определите, какое из данных предложений имеет одну грамматическую основу, а какое - две.
  • Даже маленькие маргаритки, выросшие на газонах, отбрасывали миниатюрные тени.
  • Дверь, обитая гобеленом с пастушками, неслышно распахнулась, и вбежал человек.
Даже маленькие маргаритки , выросшие на газонах, отбрасывали миниатюрные тени. Дверь , обитая гобеленом с пастушками, неслышно распахнулась , и вбежал  человек. Какое из предложений содержит бОльший объём информации?
  • Даже маленькие маргаритки , выросшие на газонах, отбрасывали миниатюрные тени.
  • Дверь , обитая гобеленом с пастушками, неслышно распахнулась , и вбежал человек.

Какое из предложений содержит бОльший объём информации?

Понятие о сложном предложении. Использованы материалы учебника «Русский язык для 9 кл. Авт.: Л. А. Тростенцова и др.».

Понятие о сложном предложении.

Использованы материалы учебника «Русский язык для 9 кл. Авт.: Л. А. Тростенцова и др.».

Понятие о сложном предложении Основные структурные типы предложения: простое и сложное. Простые предложения в составе сложного не имеют смысловой и интонационной законченности. В сложном предложении две или более грамматические основы. Сложное предложение передаёт больший объем информации.

Понятие о сложном предложении

  • Основные структурные типы предложения: простое и сложное.
  • Простые предложения в составе сложного не имеют смысловой и интонационной законченности.
  • В сложном предложении две или более грамматические основы. Сложное предложение передаёт больший объем информации.
Справочник: Сложное предложение  – это предложение, состоящее их двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу, грамматически и интонационно. Сбежали  ручьи , зацвели  ландыши , в зарослях кустов вспыхнули пурпуровые цветы  медуницы .

Справочник:

Сложное предложение – это предложение, состоящее их двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу, грамматически и интонационно.

  • Сбежали ручьи , зацвели ландыши , в зарослях кустов вспыхнули пурпуровые цветы медуницы .
ССП    СПП БСП

ССП СПП

БСП

Помните! Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренных правилами, но допустимая, если автор с их помощью передаёт какой-либо добавочный смысл.

Помните!

  • Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренных правилами, но допустимая, если автор с их помощью передаёт какой-либо добавочный смысл.
Интонация сложного предложения Сначала повышение голоса, затем пауза между частями сложного предложения и постепенное понижение голоса к концу предложения.  Зима заканчивалась, |  однако снега по-прежнему выпадало много.

Интонация сложного предложения

  • Сначала повышение голоса, затем пауза между частями сложного предложения и постепенное понижение голоса к концу предложения.

Зима заканчивалась, | однако снега по-прежнему выпадало много.

Выделить грам.основы, определить вид предложения по кол-ву основ. 1. Ветер усиливался и нагонял тучи. 2. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами. 3. Ему послышалось, что у двери разговаривают. 4. Море бушевало, лодку швыряло в стороны.

Выделить грам.основы, определить вид предложения по кол-ву основ.

1. Ветер усиливался и нагонял тучи.

2. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами.

3. Ему послышалось, что у двери разговаривают.

4. Море бушевало, лодку швыряло в стороны.

 Вопрос №1  Сколько грамматических основ в сложном предложении?   А) одна  Б) две  В) две и более   

Вопрос №1 Сколько грамматических основ в сложном предложении? А) одна Б) две В) две и более  

Вопрос№2  Как связаны между собой части в сложном предложении?   А) по смыслу  Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)

Вопрос№2 Как связаны между собой части в сложном предложении? А) по смыслу Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)

  Вопрос№3  Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?   А) Да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение  Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением   

Вопрос№3 Обладает ли завершённостью часть сложного предложения? А) Да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением  

Вопрос№4  Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?   А) да  Б)нет

Вопрос№4 Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания? А) да Б)нет

Вопрос№5  Могут ли сложные предложения быть восклицательными?   А) да Б)нет

Вопрос№5 Могут ли сложные предложения быть восклицательными? А) да Б)нет

Вопрос№6  Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?   А) да  Б)нет

Вопрос№6 Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной? А) да Б)нет

  Вопрос№7  Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?     А) главной  Б) придаточной  В) сочинительной и подчинительной

Вопрос№7 Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?   А) главной Б) придаточной В) сочинительной и подчинительной

Вопрос№8  Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?   А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь  Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь

Вопрос№8 Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения? А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь

Вопрос№9  Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?   А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связь  Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

Вопрос№9 Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения? А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связь Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

Вопрос№10  Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме.   А) сложносочиненное  Б) сложноподчиненное  В) бессоюзное

Вопрос№10 Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме. А) сложносочиненное Б) сложноподчиненное В) бессоюзное

   Проверь себя!  Ответы:  1.В 6.Б  2.Б 7.В  3.Б 8.Б  4.А 9.А  5.А 10.Б

Проверь себя! Ответы: 1.В 6.Б 2.Б 7.В 3.Б 8.Б 4.А 9.А 5.А 10.Б

Проверим Сочинительная связь.

Проверим

  • Сочинительная связь.
Проверим СПП: 2 грам.основы связаны подчинительным союзом (подчинительная связь).

Проверим

СПП: 2 грам.основы связаны подчинительным союзом (подчинительная связь).

Проверим Простые предложения связаны интонационно (бессоюзная связь).

Проверим

  • Простые предложения связаны интонационно (бессоюзная связь).
10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал!  9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал.  7 и менее – необходимо дома ещё раз изучить материал.

10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал! 9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал. 7 и менее – необходимо дома ещё раз изучить материал.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!