СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложные предложения с несколькими придаточными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение. Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение. Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение. Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение. Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение. Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение. Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение. Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение. Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение. Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение.  

Просмотр содержимого документа
«Сложные предложения с несколькими придаточными.»

Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение.   Парушкина Г.Н. МБОУ «Петровская СОШ №1»

Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение.

Парушкина Г.Н.

МБОУ «Петровская СОШ №1»

Словарный диктант  Знал (по)латыни, (по)(унтер)офицерски, (в)два..цать(пятых), (на)гора, с..грать (в)ничью, быть (на)чеку, закричать (в)догонку, уйти (в)конец к..ридора, отдать сапоги (в)растяжку, (в)(пол)оборота, поступал (по)змеиному, (в)(про)голодь, честь(по)чести, тепло (по)летнему, разлившаяся (по)весеннему, (на)утро не найдётся.

Словарный диктант

Знал (по)латыни, (по)(унтер)офицерски, (в)два..цать(пятых), (на)гора, с..грать (в)ничью, быть (на)чеку, закричать (в)догонку, уйти (в)конец к..ридора, отдать сапоги (в)растяжку, (в)(пол)оборота, поступал (по)змеиному, (в)(про)голодь, честь(по)чести, тепло (по)летнему, разлившаяся (по)весеннему, (на)утро не найдётся.

Эпиграфом к уроку я взяла слова Владимира Луговского: Если вы буд…те изучать русский язык страс…но любить его, вам откроет…ся мир бе…гр…нич…ных радостей ибо бе…гранич…ны сокровища русского языка. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
  • Эпиграфом к уроку я взяла слова Владимира Луговского:
  • Если вы буд…те изучать русский язык страс…но любить его, вам откроет…ся мир бе…гр…нич…ных радостей ибо бе…гранич…ны сокровища русского языка.
  • Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Цифровой диктант   Вспомним сведения о сложном предложении и его видах. Я буду диктовать вам утверждения, которые могут быть правильными (1) или ошибочными (0).

Цифровой диктант

Вспомним сведения о сложном предложении и его видах. Я буду диктовать вам утверждения, которые могут быть правильными (1) или ошибочными (0).

Правильные (1) или ошибочные (0) 1) Союзы что, если, где – подчинительные? 2) Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей? 3) Сделано все, чтобы я жил спокойно. В этом предложении первая часть – придаточное предложение? 4) Обоз тронулся с места, когда садилось солнце. Это СПП с придаточным времени? 5) Части в СПП могут быть соединены союзами и союзными словами? 6) Союзные слова не являются членами предложения? 7) При последовательном подчинении второе придаточное относится к первому придаточному? 8) При параллельном подчинении придаточные относятся к одному слову в главном? 9) При однородном подчинении придаточные однотипны? 10) В СПП с несколькими придаточными может быть несколько видов подчинения?

Правильные (1) или ошибочные (0)

  • 1) Союзы что, если, где – подчинительные?
  • 2) Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей?
  • 3) Сделано все, чтобы я жил спокойно. В этом предложении первая часть – придаточное предложение?
  • 4) Обоз тронулся с места, когда садилось солнце. Это СПП с придаточным времени?
  • 5) Части в СПП могут быть соединены союзами и союзными словами?
  • 6) Союзные слова не являются членами предложения?
  • 7) При последовательном подчинении второе придаточное относится к первому придаточному?
  • 8) При параллельном подчинении придаточные относятся к одному слову в главном?
  • 9) При однородном подчинении придаточные однотипны?
  • 10) В СПП с несколькими придаточными может быть несколько видов подчинения?
Проверь себя! 1 0 0 1 1 0 1 0 1 1

Проверь себя!

1 0 0 1 1 0 1 0 1 1

Повторение 1. Дайте определение однородным членам предложения. 2. Расскажите о знаках препинания в предложениях с однородными членами.

Повторение

  • 1. Дайте определение однородным членам предложения.
  • 2. Расскажите о знаках препинания в предложениях с однородными членами.
Расскажите об особенностях СПП с однородным подчинением. Почему оно называется однородным? Сейчас мы с вами более подробно рассмотрим, как могут быть связаны однородные придаточные предложения и какие знаки в них ставятся.
  • Расскажите об особенностях СПП с однородным подчинением. Почему оно называется однородным?
  • Сейчас мы с вами более подробно рассмотрим, как могут быть связаны однородные придаточные предложения и какие знаки в них ставятся.
1) Я пробирался туда где гуще зелень где смолистее запах деревьев. 2) Очевидно было что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением. 3) Он решительно заявил что мы должны немедленно убраться из дома или что он вызовет полицию. 4) Находясь в госпитале, он вспомнил как фашисты напали на них внезапно и как они оказались в окружении и как отряду удалось пробиться к своим. 5) Я люблю леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке и когда они заснеженные и когда они спокойно спят под холодным светом луны. 6) Был тот предночный час когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным. 7) Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо и засветились одна за другой звезды.
  • 1) Я пробирался туда где гуще зелень где смолистее запах деревьев.
  • 2) Очевидно было что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.
  • 3) Он решительно заявил что мы должны немедленно убраться из дома или что он вызовет полицию.
  • 4) Находясь в госпитале, он вспомнил как фашисты напали на них внезапно и как они оказались в окружении и как отряду удалось пробиться к своим.
  • 5) Я люблю леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке и когда они заснеженные и когда они спокойно спят под холодным светом луны.
  • 6) Был тот предночный час когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным.
  • 7) Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо и засветились одна за другой звезды.
Закрепление новых знаний   Задача: закрепить полученные знания об СПП с однородным подчинением посредством применения их по образцу.

Закрепление новых знаний

  • Задача: закрепить полученные знания об СПП с однородным подчинением посредством применения их по образцу.
Тест   Укажите количество знаков препинания: Только теперь увидел что совсем рассвело что у синего подножия утеса качаются белые полосы тумана что камни на берегу стали сизоватыми. А) одна запятая; Б) три запятые ; В) две запятые.

Тест

Укажите количество знаков препинания:

  • Только теперь увидел что совсем рассвело что у синего подножия утеса качаются белые полосы тумана что камни на берегу стали сизоватыми.
  • А) одна запятая;
  • Б) три запятые ;
  • В) две запятые.
2) Найдите предложение с однородными придаточными, соединенными союзом И , перед которым ставится запятая: А) И пока садилось солнце и пока сырой туман окутывал луг мы все шли к обещанному проводником зимовью. Б) Все знали что приехала барыня и что она теперь в детской.
  • 2) Найдите предложение с однородными придаточными, соединенными союзом И , перед которым ставится запятая:
  • А) И пока садилось солнце и пока сырой туман окутывал луг мы все шли к обещанному проводником зимовью.
  • Б) Все знали что приехала барыня и что она теперь в детской.
3) Определите вид подчинения в предложении: Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы. А) Однородное. Б) Последовательное. В) Параллельное.
  • 3) Определите вид подчинения в предложении:
  • Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
  • А) Однородное.
  • Б) Последовательное.
  • В) Параллельное.
4. Укажите количество знаков препинания в предложении: В тишине отчетливо послышалось как простонал человек и как захрустел наст под ногами медведя которого гул и трест выгнали из леса. А) одна запятая; Б) три запятые; В) две запятые.
  • 4. Укажите количество знаков препинания в предложении:
  • В тишине отчетливо послышалось как простонал человек и как захрустел наст под ногами медведя которого гул и трест выгнали из леса.
  • А) одна запятая;
  • Б) три запятые;
  • В) две запятые.
5. Укажите, ставится ли запятая перед соединительными союзами И в предложении (знаки не расставлены): Кучер Трофим сказал моему отцу что дорога стала тяжела и что нам не доехать засветло до деревни и что мы запоздаем. А) не ставится в обоих случаях; Б) ставится перед первым союзом И; В) ставится перед обоими союзами И.
  • 5. Укажите, ставится ли запятая перед соединительными союзами И в предложении (знаки не расставлены):
  • Кучер Трофим сказал моему отцу что дорога стала тяжела и что нам не доехать засветло до деревни и что мы запоздаем.
  • А) не ставится в обоих случаях;
  • Б) ставится перед первым союзом И;
  • В) ставится перед обоими союзами И.
Взаимопроверка 1.Б 2.А. 3.А 4.В 5.В. Какие ошибки были допущены? Почему?

Взаимопроверка

1.Б 2.А. 3.А 4.В 5.В.

Какие ошибки были допущены? Почему?

Что нового мы узнали о строении и пунктуации в СПП с однородным подчинением?  Как могут быть связаны однородные придаточные? Какие знаки препинания при этом ставятся?

Что нового мы узнали о строении и пунктуации в СПП с однородным подчинением?

Как могут быть связаны однородные придаточные?

Какие знаки препинания при этом ставятся?

Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Я предлагаю вам написать небольшое эссе «Неуверенность в себе» (50 слов) , употребив сложные предложения с разными видами связи, в том числе и предложения с однородным подчинением, не забыв при этом правильно расставив знаки препинания.
  • Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Я предлагаю вам написать небольшое эссе «Неуверенность в себе» (50 слов) , употребив сложные предложения с разными видами связи, в том числе и предложения с однородным подчинением, не забыв при этом правильно расставив знаки препинания.
Дома выписать из произведений Л.Н.Толстого 10 предложений с однородным подчинением, сделать их пунктуационный разбор; выучить правила.

Дома

выписать из произведений Л.Н.Толстого 10 предложений с однородным подчинением, сделать их пунктуационный разбор; выучить правила.

  • (1)Помню, еще в 60-е годы, когда слушал я о правительственных наградах труженикам сельского хозяйства, вырастившим хороший урожай кукурузы, меня мучила мысль: а почему же американское правительство не наградило орденом фермера Гарста, вырастившего на своей ферме рекордный урожай кукурузы?
  •    (2)Да за что же ему орден-то давать? (3)Постарался, получил за свою кукурузу приличные деньги. (4)Что еще? (5)И тут же сам собой получился вывод: награждая орденами и медалями за честный, хороший труд, правительство как бы официально подтверждает, что оно недоплачивает труженикам! (6)Больше того, выдавая награды передовикам, оно внушает трудящимся массам мысль, что честный, добросовестный труд – это такое геройство, такой подвиг, что он под силу только немногим героям, а от обычных людей требовать честной работы нельзя!
  •    (7)Это обескураживающее открытие долго не давало мне покоя, пока совершенно случайно я не нашел разгадку в «Жизни двенадцати цезарей» Светония. (8)Оказывается, цезарь Август был очень скуп на почетные государственные награды. (9)За услуги государству он всегда старался расплатиться деньгами. (10)И только уж тогда, когда услуга не поддавалась денежной оценке, он со скрипом соглашался устроить такому человеку чествование, триумф, почетный знак или иную государственную награду. (11)Когда Августа спрашивали, почему он так скуп на награды, он отвечал, что деньги всегда можно найти, но если упадет репутация государственной награды, то восстановить ее ничем нельзя.
  •    (12)Вот в чем дело! (13)Вот почему правительственные награды нельзя давать за честный, качественный, добросовестный труд, за который можно расплатиться деньгами. (14)Награды нужно давать за такие деяния, за такие услуги государству, выполняя которые человек ставит на карту свое имя, репутацию, семью, здоровье, самою жизнь.
  •    (15)Много лет я считал эти рассуждения бесспорными. (16)Но сейчас я вдруг понял: нет, они не абсолютны! (17)Они справедливы, когда государство благоденствует и процветает. (18)Но когда Отечество в опасности и у государства нет средств на справедливую оплату, оно вправе давать за труд правительственные награды как признание заслуг, невыразимых в денежном исчислении. (19)Вот почему я новыми глазами смотрю теперь на стариков, когда вижу на их пиджаках и кофтах скромную медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Пояснение.Основные проблемы: Проблема соотношения цели и средств её осуществления (какими средствами должно пользоваться государство, чтобы поощрять граждан?)   Позиция автора: Если у государства хватает средств на справедливую оплату, то лучше заплатить труженику, чем дать ему награду. Награду стоит давать за настоящие подвиги, совершая которые, человек «ставит на карту свое имя, репутацию, семью, здоровье, самою жизнь».
  • Пояснение.Основные проблемы:
  • Проблема соотношения цели и средств её осуществления (какими средствами должно пользоваться государство, чтобы поощрять граждан?)
  •  
  • Позиция автора:
  • Если у государства хватает средств на справедливую оплату, то лучше заплатить труженику, чем дать ему награду. Награду стоит давать за настоящие подвиги, совершая которые, человек «ставит на карту свое имя, репутацию, семью, здоровье, самою жизнь».
Пояснение.Основные проблемы: 1. Проблема человеческой силы и слабости. (В чём проявляется сила и слабость человека?) 2. Проблема отбора людей в армии спасения. (Какими качествами должны обладать работники армий спасения?) 3. Проблема воспитания культуры. (Почему необходимо воспитывать в человеке культуру?) 4. Проблема противостояния человеческого благородства и жестокости. (Способно ли благородство противостоять злу?)   Позиция автора: 1. Слабость человека проявляется в агрессии, стремлении к разрушению, а сила — в великодушии и благородстве. 2. Кроме хорошей физической подготовки и крепкого здоровья спасателям необходимы такие качества, как доброта и терпимость. 3. Воспитание культуры удерживает людей от безнравственных поступков, оно избавляет человека от тех качеств, которые препятствуют достижению совершенства в мастерстве, прочному долговременному успеху. 4. Благородство зиждется на силе духа, поэтому именно за человеческим благородством всегда остаётся победа.
  • Пояснение.Основные проблемы:
  • 1. Проблема человеческой силы и слабости. (В чём проявляется сила и слабость человека?)
  • 2. Проблема отбора людей в армии спасения. (Какими качествами должны обладать работники армий спасения?)
  • 3. Проблема воспитания культуры. (Почему необходимо воспитывать в человеке культуру?)
  • 4. Проблема противостояния человеческого благородства и жестокости. (Способно ли благородство противостоять злу?)
  •  
  • Позиция автора:
  • 1. Слабость человека проявляется в агрессии, стремлении к разрушению, а сила — в великодушии и благородстве.
  • 2. Кроме хорошей физической подготовки и крепкого здоровья спасателям необходимы такие качества, как доброта и терпимость.
  • 3. Воспитание культуры удерживает людей от безнравственных поступков, оно избавляет человека от тех качеств, которые препятствуют достижению совершенства в мастерстве, прочному долговременному успеху.
  • 4. Благородство зиждется на силе духа, поэтому именно за человеческим благородством всегда остаётся победа.
  • (1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди — люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.
  •  
  • (4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.
  •  
  • (7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.
  •  
  • (14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».
  •  
  • (19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.
  •  
  • (23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.
  •  
  • (29)Самое надёжное в нашем мире — это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!