СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложное предложение с несколькими придаточными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными», на котором  организована  работа обучающихся по изучению и первичному закреплению способов подчинения в СПП с несколькими придаточными,  по применению знаний о  СПП с несколькими придаточными и умению определять способы подчинения в них.

Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение с несколькими придаточными»

9/ № дата:

Тема: Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными».

Цели: организовать работу обучающихся по изучению и первичному закреплению способов подчинения в СПП с несколькими придаточными; организовать деятельность обучающихся по применению знаний о СПП с несколькими придаточными и умению определять способы подчинения в них; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Задачи: совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме; учить опознавать СПП с несколькими придаточными в тексте и определять способы подчинения в них; формировать умение строить СПП с несколькими придаточными; обогащение речевой практики учащихся на основе использования синтаксической конструкции СПП с несколькими придаточными.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Перед вами громада- русский язык!

Наслажденье глубокое зовет вас,

Наслажденье погрузиться во всю

неизмеримость его и

изловить чудные законы его.

Н.В.Гоголь

- В словах великого писателя особо подчеркнуты 4 слова. Как вы думаете, какие?

- Почему выделили эти слова? (научившись погружаться в язык, приходим к пониманию законов, правил, системы)

- Когда приходит желание «изловить» законы языка? ( когда научимся чувствовать язык; понимать, почему так, а не иначе говорят и пишут).

- Сделаем вывод из этого высказывания : через постижение красоты языка, его богатства приходим к грамотной устной и письменной речи.

  1. Актуализация изученного.

Устная работа с карточкой

- Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее.

  1. [ ],( )


  1. ( ) , [ ]


  1. [ ,( ), ]



  1. Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.

  2. Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.

  3. Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.

  4. Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.




3. Целеполагание.

-Почему третье предложение не соответствует ни одной из схем?

- Как вы думаете, для чего включено в задание это предложение? (

-Чтобы вы хотели узнать по данной теме?

-Где проверяется знание этой темы? ( ОГЭ)

- Задача выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими придаточными.

4. Первичное изучение темы

- Вернемся к предложениям, которые соотносили со схемами. Согласны ли вы с первым высказыванием?

Знания станут по-настоящему нашим достоянием только тогда, когда будут добыты самостоятельно. Поэтому изучать новую тему вы будете самостоятельно.

Работа в группах

У вас есть листы самостоятельной работы.

1 ряд – 1 способ анализирует; 2 ряд – 2 способ; 3 ряд- 3 способ.

Задача: выявить особенности подчинения в СПП с несколькими придаточными.

- Что вам нужно делать, для решения этой задачи?

1) проанализировать предложение;

2) составить схему предложения;

3) восстановить теорию, заполнив пробелы.

-У меня карточки с реальными названиями способов подчинения. Распределите их в соответствии с составленными схемами на доске.

Работа с учебником. Теперь обратимся к теории учебника и посмотрим, удалось ли вам самостоятельно решить поставленную задачу

- Вернемся к «лишнему» предложению из первого задания. Запишем его и определим способ подчинения.

Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.

5. Закрепление изучаемого

Конструирование предложений

Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. Начертить схему.

  1. Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …, который …).

  2. Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда …, то …, которая …).

Задание «Синтаксическое лото».

- Прочитать предложения, определить, какая схема соответствует тому или иному предложению, а так же определить тип подчинения. Проверка сразу после выполнения.

Предложение

Схема

Тип подчинения

1.Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.




2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.




3.Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк.




4.В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.




Тренинг ОГЭ.

  • Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения. 

  • (1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)

13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Пар. 28, упр. 169-170



- Закончите предложение: Хотя я и устал, но к концу урока я доволен тем, что….

































































[ ],( )


( ) , [ ]


[ ,( ), ]



  1. Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.

  2. Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.

  3. Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.

  4. Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.






[ ],( )


( ) , [ ]


[ ,( ), ]



  1. Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.

  2. Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.

  3. Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.

  4. Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.




[ ],( )


( ) , [ ]


[ ,( ), ]



  1. Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.

  2. Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.

  3. Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.

  4. Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.




[ ],( )


( ) , [ ]


[ ,( ), ]



  1. Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.

  2. Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.

  3. Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.

  4. Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.




Предложение

Схема

Тип подчинения

1.Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.




2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.




3.Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк.




4.В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.






Предложение

Схема

Тип подчинения

1.Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.




2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.




3.Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк.




4.В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!