Орг. момент. Всем ребятам дан звонок. Он собрал нас на урок. Встанем, подравняемся, С трудностями справимся. А кто, на какую отметку справится с трудностями, мы выясним в конце урока. На доске таблица оценивания и план урока, баллы за каждый вид заданий мы будем проставлять на полях. Взаимопроверка дом. задания. Стр. 36, упр. 50 (3гр. 1-2 абзац). Оформление тетрадей. «Пятиминутка грамотного письма». - Мы с вами стремимся быть грамотными, образованными людьми, а это невозможно без знаний правил правописания и умения составлять предложения. Я предлагаю вам поработать в паре. Из предложенных слов составьте предложение. Октябрь на Руси называют листобоем. - Запишите данное предложение в тетрадь, объясните встретившиеся орфограммы Актуализация знаний. Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Сделать слово из частей! 1. Часть слова, стоит перед корнем служит для образования новых слов. 2. Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов. 3. Главная часть слова, в которой заключено основное его значение. 4. Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении Тема урока, целеполагание. - Какие части слова служат для образования новых слов? - Человек постоянно создает или открывает новые предметы, признаки, действия. И всем им нужно дать наименования, найти новое слово. Большинство новых слов образуется с помощью приставок и суффиксов, как вы правильно сказали. Но есть еще ряд слов, которые в русском языке называют – сложные слова, которые образуются путем сложения. А вот что складывают, мы сейчас с вами выясним. Прочитайте предложение, которое записано у вас в тетради. - Подумайте, есть ли здесь сложное слово. - Что значит слово «листобой»? - Из каких слов состоит это сложное слово? - Что же складывают, при образовании сложных слов? - Правильно. Сложные слова образуются путем сложения частей слов. - Можете ли вы назвать тему нашего урока? - Что вы хотите узнать о сложных словах? - Значит цель нашего урока…… . Сегодня мы с вами познакомимся с правилами правописания сложных слов. Будем учиться составлять сложные слова, находить их среди других слов. Зрительная физпауза. Работа с учебником. Стр. 37, упр. 51. - С помощью, каких соединительных гласных складываются корни в сложных словах? Физ.пауза. - Я буду читать вам пары слов, когда вы слышите сложное слово, вам нужно хлопнуть в ладоши над головой. Моряк – мореход, рыболов – рыбак, земляк – землемер, снегопад – снегирь, цветовод – цветник, лесоруб – лесник. - Молодцы! Какие сложные слова вы запомнили? Работа в паре. «Что это?» Запишите названия, используя сложные слова, сделайте вывод. 1 гр. Ходит везде - __________________ Сосет пыль - _____________________ Мечет пули - ______________________ Режет овощи - ______________________ Проводит нефть - ____________________ Твердо помни: не пиши В сложном слове букву _____. Возит бензин - ___________________ Ловит мух - ______________________ Режет хлеб - ______________________ Рубит мясо - ______________________ Эти сложные слова Не выносят буквы _____. 2 гр. Ходит везде - __________________ Сосет пыль - _____________________ Мечет пули - ______________________ Твердо помни: не пиши В сложном слове букву _____. Возит бензин - ___________________ Ловит мух - ______________________ Эти сложные слова Не выносят буквы _____. - Назовите соединительные гласные, которые помогают нам образовать сложные слова. Самостоятельная работа (закрепление полученных знаний) 1 гр. - Подчеркни слова по теме урока: птицы, зима, водопад, дуб, кормушка, самолёт. - Составь сложные слова: вертит летит ........................................ сам катит................................................ - Придумай свои сложные слова: ............................................................... 2 гр.: Образуйте сложные слова по образцу, выдели корни, подчеркни соединительную гласную: Сух+о+фрукт - ________________________ Вод+?+лаз - _________________________ Жизн+е+люб -_______________________ Камн+?+пад - ___________________________ Лёд+?+кол - ____________________________ Пар+?+воз - _____________________________ Тестовое задание (проверка полученных знаний) - А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним тест. 1) Сложные слова образованы … а) сложением корней; б) сложением приставок 2) Соединительная гласная соединяет… а) буквы; б) суффиксы; в) корни 3) Найди сложное слово: а) подберёзовик; б) вертолёт; в) проспект 4) В слове мухомор соединительная гласная… а) а; б) о; 5) В слове пылесос соединительная гласная… а) е; б) и; Домашнее задание. - Домашнее задание вы выберите себе сами. Перед вами две карточки: жёлтая и зеленая. На жёлтой карточке задание более трудное, а на зеленой - легкое. Итоги урока. - О каких словах мы сегодня говорили. - Как образуются сложные слова? - Назовите соединительные гласные? - Приведите примеры сложных слов? - Какую цель мы с вами ставили на этом уроке? - Достигли мы её? - Все ли вы знаете об образовании и правописании сложных слов? - На последующих уроках мы узнаем о сложных словах, которые образуются без соединительной гласной. - На уроке мы развивали память, наблюдательность, внимательность, все это нам нужно, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию! - На ваших партах стикеры, напишите на них своё имя и прикрепите к той картинке, которая отображает ваше настроение после урока. |