Самоопределение к деятельности | Итак, начинаем. Посмотрите, что необычного вы заметили у меня в руках? - Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке? - Какими должны быть исследователи? - Лупа будет постоянно нам об этом напоминать. - Итак, уважаемые мои исследователи начинаем наше первое исследование – открытие нового знания. - Давайте, посмотрим, что лежит в конвертах? Работа в парах -Возьмите рабочий лист. Прочитайте слова. Выделите маркером корень в словах. Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах. - Прикрепите листы на доску. Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой. - Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание. - Что вы заметили? - Почему возникло затруднение? Постановка проблемного вопроса. - Какой вопрос возникает? - Сколько корней в слове правдолюб? Учитель прикрепляет карточку со словом правдолюб. -Сколько корней в слове? - Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование. - Что значит слово правдолюб? Правдолюб– любитель правды–правду любит. - Какой корень в слове правда? Докажите. Что нужно сделать? -Какой корень в слове любит? Докажите. Что нужно сделать? -Сколько корней в слове правдолюб? Выделим корни. В чем особенность данного слова? - Это слово имеет два корня. - Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? Сложные слова. - Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? Проверим наши предположения. -А скажите пожалуйста, в электронном приложении вам встречались похожие слова? -Вспомните эти слова. -Ребята, как вы думаете это слова простые или сложные? | - Лупа. -Мы будем исследователями. Исследователи должны быть внимательными, целеустремленными, терпеливыми, наблюдательными Ученики открывают конверты – в них лежат рабочие листы с заданием Ученики работают в паре , выделяют корни. Дети размещают свои варианты выполнения задания. -В слове правдолюб количество корней выделено по-разному. - Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове. Если затрудняются подобрать однокоренные слова. Нужно подобрать однокоренные родственные слова: правда, правдивый, оправдать. Во всех этих словах общая часть – корень –правд-. Нужно подобрать родственные слова: любит, любимая, любовь, любимый. Во всех этих словах общая часть – корень -люб-. В слове правдолюб два корня. Ученики выделяют корни. Учащиеся высказывают свои предположения. Потому что слова образовались от сложения корней. Учащиеся отвечают «да» Вспоминают слова Отвечают | Словесный, наглядный, практический. | п л | Свои предположения |
Работа по теме урока Открытие нового знания | Постановка учебной задачи. - Сформулируйте тему нашего урока. - Какие цели мы перед собой поставим по теме урока? Работа по теме урока Определение сложных слов. - Так, какие же слова называются сложными, давайте дадим определение. Для запоминания я вам предлагаю такой вариант правила (в стихах): Есть средь наших слов такие, Где основы непростые, где корней в основе - два. Это сложные слова! Работа в тетради Откроем учебник на странице 77 упр.138 (самостоятельно) Какие буквы вы подчеркнули? Ребята, обратите внимание, что в сложных словах корни соединяются только гласными о или е. | Ученики самостоятельно формулируют тему и цели урока. 1. Научиться отличать сложные слова от других слов. 2.Учиться выделять корень в однокоренных словах. Дают определение сложным словам(слова, которые имеют в составе два корня) Повторяют хором Ученики записывают число и классная работа. Выполняют задание. Гласные о и е. | Словесный, наглядный. | р п | Высказывают своё мнение |
Физкульт минутка | Физкультминутка проводится под музыку. Если вы слышите сложные слова, в которых -о- соединительная , то поднимаете руки над головой и показываете как шумит дерево; а если соединительная -а- , то руки в стороны и делаем мельницу. Самолет летит вперед, Паровоз не отстает, Даже в море пароход Тоже прибавляет ход. Кашу варит кашевар, Сталь нам варит сталевар, Лошадь водит коневод, В море - мореход плывет. Все названья хороши, Только правильно пиши. | Делают упражнения | Практический | к л | Выполняют упражнения |
Подведение итогов урока | Презентация (мультимедиа) Игра «Третий лишний» - Найдите в каждой строке лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. 1) Водопад, водовоз, водитель, водомер. (Водитель.) 2) Луноход, скороход, подход, снегоход. (Подход.)
| Ответы детей Слова, в которых два корня, называются сложными. | Словесно - практический | р | Закрепляют свои знания. |