СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Случайны ли вирусы на Земле?

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке изучается Царство Вирусы. Особй акцент делается на то, что вирусы - это возбудители  смертельных заболеваний.

Просмотр содержимого документа
«Случайны ли вирусы на Земле?»

Урок .

Тема «Вирусы .Их строение и значение».

Цель : сформировать знания о вирусах ,как неклеточной форме жизни . Их строении , особенностях жизнедеятельности.

Задачи :

образовательные :

рассмотреть строение вируса, как особую форму жизни. Показать актуальность изучения вирусов , выявить их значение в природе и для человека ;

развивающие :

формировать умения сравнивать , анализировать , выделять главное , делать выводы.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности.

1 слайд

На улице холодно, мы болеем , и говорим : « ОРВИ ,грипп , хорошо хоть не Эбола». Мы все знаем , что эти болезни вызываются вирусами. А что или кто , такие вирусы ? На вопрос кто? отвечают одушевленные предметы. На вопрос что ? - неодушевленные. Давайте откроем наш чемодан знаний и ответим на вопросы.



2 слайд.

1. Чем живое отличается от неживого?

2. Какими свойствами обладают живые организмы?

3.Что является основой строения любого живого организма ?

4. Наука, изучающая клетку …

5. Какими особенностями строения и жизнедеятельности обладает клетка ?

( Беседа с классом )



Работа по карточкам . Самопрверка.

У вас есть карточки с заданием. Заполните таблицу, расставляя + или -.

Из перечня характеристик выбрать необходимое :

1.Тело образовано гифами.

2.Клеточная стенка состоит из целлюлозы.

3. Имеет пластиды.

4. Нет клеточной стенки.

5.Запасным углеводом является гликлген

6. По способу питания является автотрофной.

7. Клеточная стенка состоит из хитина .

8. Содержит вакуоли, заполненные клеточным соком

9. По способу питания является гетеротрофной

10.Способна образовывать многоклеточный организм.





Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Растительная клетка











Животная клетка











Грибная клетка













Выполняем задание. У вас должно быть 30 правильных ответов. На доске написан ключ

Поставьте себе оценку : 30-25 правильных ответов «5» , 24 – 20 оценка « 4» , 19 – 15 оценка «3».



3.Открытие новых знаний.

Когда вы выполняли задание в таблице были перечислены грибная , животная , растительная клетки . А где же вирусная ? Значит - это не клетка ? А что же тогда ? Это нам и предстоит выяснить.

Перед серьезной работой – физминутка.



3 слайд. Вирусы – неклеточная форма жизни.



4 слайд. Акцентируем внимание на целях урока.



5 , 6 слайды История изучения вирусов.

В 1887 Году в Крыму неизвестная болезнь поразила плантации табака. Литья приобретали разноцветную окрасу, переливавшуюся всеми цветами радуги . Сельское хозяйство несло уроны. На место заражения прибыл Дмитрий Иосифович Ивановский ,сделавший огромное количество проб и опытов , прежде чем пришел к выводу, что болезнь табака вызывается новой, ранее неизвестной формой жизни. В 1899 году Мартин Бейеринк назвал эту жизнь « вирусом».

Увидеть вирусы удалось лишь в 20 веке в электронный микроскоп.

7 слайд .

В переводе латинского вирус означает « яд». Это особая форма жизни , изучением которой занимается наука вирусология.



8 слайд .

Пользуясь текстом учебника , найдите ответы на вопросы. По группам.

«Вирусы – это плохие новости в хорошей оболочке из белка.»

Ответ 1 группы. Заслушиваем.

9,10,11 слайды .

Действительно , все вирусы объединяются в отдельное царство. Для них характерно простое

устройство : нуклеиновая кислота ДНК или РНК и, защищающая ее белковая оболочка, называемая капсидом . Классификация вирусов ( рассказ по слайду ).

Слушаем выступление 2 группы. « Вирусы самозваные диктаторы и двигатели эволюции».

12 слайд

.Действительно , вирусы действуют как шпионы. Проникнув в организм , вирус подавляет функционирование генетического аппарата клетки, белоксинтезирующий аппарат клетки переходит под контроль генома вируса. Начинается синтез ферментов , необходимых для синтеза и репликации нуклеиновых кислот вируса. На следующем этапе происходит репликация нуклеиновых кислот вируса и сборка белкового капсида . Вирионы созревают и , наконец , выходят из клетки , разрушая ее.

Слушаем выступление 3 группы.

«Жизнь похожа на коробку спичек .Обращаться несерьезно – опасно.»

13, 14, 15 ,16 слайды

Действительно. Такие заболевания как ветрянка, бешенство , желтая лихорадка, полиомелит, столбняк или тетанус, коревая краснуха, паратит или свинка, черная оспа , грипп известны давно.

В 20 веке на борьбу с человеком вышли ВИЧ и гепатит С.( Рассказать об особенностях болезней и путях передачи ). В 2014 году мир потрясает лихорадка Эбола .

Так кто же на Земле хозяин ? ( Вопрос для размышления ).

Вирусы могут поражать и бактерии .

17 слайд.

Бактериофаг состоит из головки, внутри которой находится ДНК . Полого стержня, окруженного чехлом из сократительного белка. ( За счет сократительной реакции происходит впрыскивание ДНК в бактериальную клетку. Базальной пластины , к которой прикреплены 6 нитей , помогающие бактериофагу закрепиться на оболочке бактерии.

18 слайд .Значение вирусов.

19 слайд. Определение вирусов записываем в тетрадь.

20 слайд. Признаки вирусов записываем в тетрадь.

4. Закрепление пройденного материала.

Мы познакомились с вами с удивительным миром - миром вирусов . А чтобы укрепить знакомство решим тесты.

21, 22, 23, 24 слайды .тест + проверка.



Подведение итогов урока , выставление оценок.



Домашнее задание.











25 слайд

Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Я удивился….

Теперь я умею….

Я хотел бы…..

26 слайд .

Заключение.