СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Служебные части речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Служебные части речи»

Ход урока


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационно-мотивационный момент

Цель этапа:

подготовить обучающихся к работе на уроке, заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию и беседе, сформулировать тему урока, определить цели и задачи.

Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к уроку. Открываем тетради, записываем число, классная работа.













Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Записывают в рабочих тетрадях число, классная работа.










Регулятивные: развитие самоконтроля;

формулирование целей, задач урока.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний

Цель этапа: закрепить знания, полученные ранее и

впоследствии связать их со знаниями, которые будут получены на уроке.


- Сегодняшний урок мы начнем с повторения ранее изученного. Скажите, пожалуйста, что такое морфология?

- На прошлых уроках мы говорили о самостоятельных частях речи. Перечислите их.

- Молодцы. Все верно.

- Выполним вместе небольшой тест. (Тест высвечивается на экране).

- Запишите предложение, добавив пропущенные слова.

Мы нашли большой муравейник…. елью, … ни одного рыжего муравья мы …. увидели.


- Какие части речи вы добавили в предложение?

- К какой группе относятся указанные части речи?


- Итак, какова же тема сегодняшнего урока? О чем мы будем говорить?

- Верно.

- Запишите тему урока в своих рабочих тетрадях.

- Морфология - это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.


- Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное.


Выполняют тест вместе с учителем.



Записывают предложение.

Мы нашли большой муравейник под елью, и ни одного рыжего муравья мы не увидели.


- Предлог, союз, частица.

- Это служебные части речи.



- Тема урока: «Служебные части речи».



Записывают тему урока.









Личностные: нравственно-этическая ориентация;

интерес к изучению русского языка в целом.

Регулятивные: контроль и самоконтроль;

принятие и сохранение учебной задачи.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство;

извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизация знаний.

III. Включение изученного в систему знаний.

Цель этапа:

Мотивировать

учащихся к деятельности, координировать деятельность учащихся, контролировать

выполнения заданий.



Физминутка

- Откройте учебник на с.51. Выполним устно Упр.№152.

- О каком времени говорится в тексте?

- Теперь прочитайте этот же текст, но без выделенных слов. Получилось ли прочитать? Стал ли текст хуже? Почему?


- Что изменилось в тексте, когда все служебные части речи оказались на своих местах?


- Для чего нужны служебные части речи в тексте?


- Ребята, как вы думаете, можно ли с ними составить предложение.

- Приведите примеры употребления служебных частей речи с самостоятельными (словосочетания).


- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

-  Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

- Посмотрим на экран и проверим правильно ли мы ответили. (На экране сравнительная таблица).

- Запишем схему «Служебные части речи».

- Скажите, пожалуйста, для чего служат предлоги? Приведите пример.


- Какова роль союзов? Что они соединяют?

Приведите примеры.


- Какова роль частицы не?

Приведите примеры употребления частицы НЕ.


- Продолжим нашу беседу о служебных частях речи, остановимся более подробнее на предлоге. Что же это за слово «предлог»? Предлог – в переводе с греческого обозначает «перед словом». Их немного, около 200, но по частоте    употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения). В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение НА ДОРОГЕ звучит так:

ТУЙ ВЫЛЫН – «дороге на» (туй – «дорога», вылын – «на»). В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова: Будапештбен – «в Будапеште» (бен – предлог «в»)

- Возможны ли такие случаи в русском языке?



- Как пишутся предлоги со словами, к которым относятся? С какой морфемой можно перепутать предлог? Как это можно проверить?





- Запишем предложения под диктовку, подчеркнем орфограммы и выделим предлоги.


В тополиную метель потерял дорогу шмель.

Промелькнул над огородом, в дом на кухню залетел и над синей чашкой с медом по-хозяйски загудел.


- Выполним Упр.№154 на с.52.


*С родительным падежом употребляются 115 предлогов, с дательным – 19, с винительным – 20, с творительным -24, с предложным -7.





- Перед какими частями речи стоят предлоги?


- Употребляются ли предлоги с глаголами?


Читают задание к упражнению.



Отвечают на вопросы. Рассуждают.




- Текст стал связным, понятным.



- Они делают текст связным и понятным.



- Нет, они употребляются только с самостоятельными частями речи.





- К самостоятельным частям речи можно задать вопрос, а к служебным нельзя.

- Да. Служебные не являются членами предложения.

- У служебных частей речи нет лексического значения.





- Предлоги связывают существительные с другими словами.


- Союзы соединяют однородные члены предложения, части сложного предложения.


- Придает отрицательный смысл.




















- Раздельно.

- С приставкой.

- Предлоги пишутся раздельно, потому что между предлогом и словом можно вставить слово: по(синему) небу. Между приставкой и словом ничего нельзя вставить: побежал.


Один ученик работает у доски, остальные выполняют работу на своих местах.






Выполняют упражнение.

Вернулся из деревни (Р.п.), был на пргулке (П.п.), работает у фермера (Р.п.), живет в городе (П.п.), сражаться в воздухе (П.п.), бежит по опушке (П.п.), шел по улице (П.п.), домик на взморье (П.п.), наклонился к нему (Д.п.), бросился к ней (Д.п.), прибавит к пяти (Д.п.), отнять от шести (Р.п.).


- Перед существительными, местоимениями и числительными.

- Нет.


Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»;

развитие эстетического вкуса.

Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы;

построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.

Коммуникативные: развитие умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

соблюдение правил речевого поведения;

понимание возможности различных позиций других людей, отличной от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Регулятивные: развитие умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы.

IV. Рефлексия.

Цель этапа: формирование умений оценить свою работу на уроке, осмысление нравственных норм.

- О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?

- Что относится к служебным частям речи?

- Какую функцию они выполняют?

- Что нового вы узнали на уроке?


Выставление оценок за работу на уроке.


Учащиеся высказывают свое впечатление от урока.

Личностные: развитие умения выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: развитие умения оформлять свои мысли в письменной и устной форме.

Регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

V. Домашнее задание.

Цель этапа: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Упр.№ 156 (по заданию), учить правила на с.51, 52.

Спасибо за работу на уроке. До свидания.


Записывают домашнее задание.

Регулятивные: развитие самоконтроля.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!