I. Организационно-мотивационный момент Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке, заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию и беседе, сформулировать тему урока, определить цели и задачи. | Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к уроку. Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Записывают в рабочих тетрадях число, классная работа. | Регулятивные: развитие самоконтроля; формулирование целей, задач урока. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний Цель этапа: закрепить знания, полученные ранее и впоследствии связать их со знаниями, которые будут получены на уроке. | - Сегодняшний урок мы начнем с повторения ранее изученного. Скажите, пожалуйста, что такое морфология? - На прошлых уроках мы говорили о самостоятельных частях речи. Перечислите их. - Молодцы. Все верно. - Выполним вместе небольшой тест. (Тест высвечивается на экране). - Запишите предложение, добавив пропущенные слова. Мы нашли большой муравейник…. елью, … ни одного рыжего муравья мы …. увидели. - Какие части речи вы добавили в предложение? - К какой группе относятся указанные части речи? - Итак, какова же тема сегодняшнего урока? О чем мы будем говорить? - Верно. - Запишите тему урока в своих рабочих тетрадях. | - Морфология - это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. - Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное. Выполняют тест вместе с учителем. Записывают предложение. Мы нашли большой муравейник под елью, и ни одного рыжего муравья мы не увидели. - Предлог, союз, частица. - Это служебные части речи. - Тема урока: «Служебные части речи». Записывают тему урока. | Личностные: нравственно-этическая ориентация; интерес к изучению русского языка в целом. Регулятивные: контроль и самоконтроль; принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство; извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизация знаний. |
III. Включение изученного в систему знаний. Цель этапа: Мотивировать учащихся к деятельности, координировать деятельность учащихся, контролировать выполнения заданий. Физминутка | - Откройте учебник на с.51. Выполним устно Упр.№152. - О каком времени говорится в тексте? - Теперь прочитайте этот же текст, но без выделенных слов. Получилось ли прочитать? Стал ли текст хуже? Почему? - Что изменилось в тексте, когда все служебные части речи оказались на своих местах? - Для чего нужны служебные части речи в тексте? - Ребята, как вы думаете, можно ли с ними составить предложение. - Приведите примеры употребления служебных частей речи с самостоятельными (словосочетания). - Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным? - Являются членами предложения самостоятельные? А служебные? - Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных? - Посмотрим на экран и проверим правильно ли мы ответили. (На экране сравнительная таблица). - Запишем схему «Служебные части речи». - Скажите, пожалуйста, для чего служат предлоги? Приведите пример. - Какова роль союзов? Что они соединяют? Приведите примеры. - Какова роль частицы не? Приведите примеры употребления частицы НЕ. - Продолжим нашу беседу о служебных частях речи, остановимся более подробнее на предлоге. Что же это за слово «предлог»? Предлог – в переводе с греческого обозначает «перед словом». Их немного, около 200, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения). В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение НА ДОРОГЕ звучит так: ТУЙ ВЫЛЫН – «дороге на» (туй – «дорога», вылын – «на»). В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова: Будапештбен – «в Будапеште» (бен – предлог «в») - Возможны ли такие случаи в русском языке? - Как пишутся предлоги со словами, к которым относятся? С какой морфемой можно перепутать предлог? Как это можно проверить? - Запишем предложения под диктовку, подчеркнем орфограммы и выделим предлоги. В тополиную метель потерял дорогу шмель. Промелькнул над огородом, в дом на кухню залетел и над синей чашкой с медом по-хозяйски загудел. - Выполним Упр.№154 на с.52. *С родительным падежом употребляются 115 предлогов, с дательным – 19, с винительным – 20, с творительным -24, с предложным -7. - Перед какими частями речи стоят предлоги? - Употребляются ли предлоги с глаголами? | Читают задание к упражнению. Отвечают на вопросы. Рассуждают. - Текст стал связным, понятным. - Они делают текст связным и понятным. - Нет, они употребляются только с самостоятельными частями речи. - К самостоятельным частям речи можно задать вопрос, а к служебным нельзя. - Да. Служебные не являются членами предложения. - У служебных частей речи нет лексического значения. - Предлоги связывают существительные с другими словами. - Союзы соединяют однородные члены предложения, части сложного предложения. - Придает отрицательный смысл. - Раздельно. - С приставкой. - Предлоги пишутся раздельно, потому что между предлогом и словом можно вставить слово: по(синему) небу. Между приставкой и словом ничего нельзя вставить: побежал. Один ученик работает у доски, остальные выполняют работу на своих местах. Выполняют упражнение. Вернулся из деревни (Р.п.), был на пргулке (П.п.), работает у фермера (Р.п.), живет в городе (П.п.), сражаться в воздухе (П.п.), бежит по опушке (П.п.), шел по улице (П.п.), домик на взморье (П.п.), наклонился к нему (Д.п.), бросился к ней (Д.п.), прибавит к пяти (Д.п.), отнять от шести (Р.п.). - Перед существительными, местоимениями и числительными. - Нет. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»; развитие эстетического вкуса. Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы; построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. Коммуникативные: развитие умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; соблюдение правил речевого поведения; понимание возможности различных позиций других людей, отличной от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: развитие умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы. |