СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Служебные части речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-деловая игра на тему "Служебные части речи"

Просмотр содержимого документа
«Служебные части речи»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Солдатское

Тербунского муниципального района Липецкой области




Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Харитонова А. Д.


2015-2016 уч. г.

Тема. Служебные части речи (урок-деловая игра).

(слайд № 1)

Цель. Повторить и обобщить сведения учащихся о служебных частях речи;

выявить различие между самостоятельными и служебными частями речи;

повторить термины «морфология», «самостоятельные части речи» и «служебные части речи»;

тренировать учащихся в опознавании предлогов, союзов, частиц, функции служебных слов;

совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

воспитывать интерес к русскому языку как к учебному предмету.

(слайд № 2)

Оборудование: раздаточный материал, презентация.

План урока.

Перед вами громада – русский язык!

Наслажденье глубокое зовёт вас,

наслажденье погрузиться во всю

неизмеримость его и изложить чудные

законы его…

Н. В. Гоголь

(слайд № 3)

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Девиз:

Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться.

(Из песни)

(слайд № 4)

III. Повторение сведений о самостоятельных и служебных частях речи.

1. Лингвистическая сказка «Части речи». (Выступает подготовленный ученик.)

Живут в городе Частереченске различные части речи русского языка: существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречие, причастие, деепричастие, предлог, союз, частица, междометие. Всего двенадцать частей речи.

В труде живут, в заботах. Много и добросовестно работают, укрепляя и обогащая родной язык. Дружно живут, помогают друг другу, в чём могут. Трудится, например, прилагательное «широкий» и существительное «поле», чтобы составить словосочетание «широкое поле» в предложном падеже, ничего не получается!

Кликнут на выручку предлог «в»: сразу всё на своём месте, и словосочетание готово: «в широком поле».

А вот по характеру части речи сильно отличались.

Одни: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, наречие, глагол, причастие, деепричастие – были очень самостоятельны. Они имели свои лексические значения, в предложении являлись его членами. К ним и вопрос задать можно, они всегда на него ответят.

А другие (предлог, союз, частица) без самостоятельных частей речи – никуда! Лексического значения у них нет, в предложении они не играют никакой роли, так как не являются членами предложения.

Предлог служит для связи слов в словосочетании, союз может связывать однородные члены предложения и даже простые объединять в сложные. А для того, чтобы лучше передать какие-то оттенки чувств, согласие или сомнение, уверенность или мечтательность, служат разные частицы.

И, наконец, особняком стоит ещё одна часть речи – междометие. Но оно – существо загадочное, малопонятное, разговор о нём ещё впереди.

Вот так и живут части речи. А хотите узнать о них побольше, пожалуйте в гости в страну Морфологию, в город Частереченск. Там гостям всегда рады.

− О чём говорится в данной сказке?

− Что изучает морфология?

− С каким разделом науки о языке связана морфология?

− Заполните таблицу:


Части речи

Самостоятельные

Служебные

1. Существительное

2. Прилагательное

3. Глагол.

4. Местоимение

5. Наречие

1. Предлог

2. Союз

3. Частица

(слайд № 5)

2. Повторение сведений о предлоге.

1) Грамматическая сказка «Ссора предлогов со всеми словами».

(Выступает подготовленный ученик.)

Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого-нибудь обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами, они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно из-за дурной репутации, они отделились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил такое событие, и появилось правило:

Предлог – это служебная часть речи, которая со словами пишется всегда раздельно.

− Дайте определение предлога.

− Как пишутся предлоги со словами?

2) Устная работа. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

Лето – время лесных малышей. .. гнёзд вылетают птицы. Медвежата послушно

следуют .. матерью. Лисята играют .. норы. Бельчонок совершает свой первый прыжок .. сосны. .. сумерках выходят .. охоту ежата.

(слайд № 6)

3) Игра «Заказ». Задания для играющих.

Мне нужны глаголы с приставками.

Мне нужны имена существительные с предлогами.

Н а б о р 1: входить, написать, задумать, измерить, подарить, отдать, уехать, подбросить, доделать, продавать, надстроить, пригнать, осмотреть, обвязать, сдать.

Н а б о р 2: в классе, на болоте, за столом, из стали, по улице, от берега, у дома, под деревом, до пристани, про лису, над озером, при школе, о лошади, об отце, с матерью.

4) Самостоятельная работа. Раскройте скобки и выпишите в один столбик слова с предлогами, в другой – слова, имеющие приставки. Укажите, какой частью речи являются слова, употреблённые с предлогами.

1. (В) ходят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

2. (С) царевной

Вот Чернавка (в) лес (по)шла

И (в) такую даль (с) вела,

Что царевна (до) гадалась

И (до) смерти испугалась.


3. (Подо) ждать она хотела

(До) обеда, не стерпела,

(В) руки яблочко взяла,

(К) алым губкам (под) несла,

(По) тихоньку (про) кусила

И кусочек (про) глотила.

(А. С. П у ш к и н.)

(слайд № 7)

В з а и м о п р о в е р к а (контролируйте себя).

с царевной входят

в лес пошла

в даль свела

до смерти догадалась

до обеда подождать

в руки поднесла

к губкам потихоньку

прокусила

проглотила

− Как отличить приставку от предлога?

3. Повторение сведений о союзе.

1) Сообщение учащегося на тему «Союз» (на материале учебника Т § 11).

2) Творческое списывание. З а д а н и е: закончите предложение.

Союз и может соединять (что?) …

(слайд № 8)

3) Запись предложений на доске и в тетрадях.

Сравните:

1) Сквозь облака прорвался яркий луч солнца и позолотил2 стволы сосен.

2) С неба льются горячие лучи солнца, и золотится6 спелая рожь.

4) Шарады. Шарада – словесная игра, когда задуманное слово разгадывается по частям, которые представляют собой отдельные слова.

Две ноты, союз, Союз, предлог и падежная форма

Всё вместе – игра, Личного местоимения

В которую любит Дают вкуснейший плод

Играть детвора. Южноамериканского растения.

(До-ми-но) (А-на-нас)

Мой первый слог – на дереве.

Второй мой слог – союз.

А в целом я материя

И на костюм гожусь.

(Сук-но)

(слайд № 9)

4. Повторение сведений о частице.

Ученик. Мы, − промолвили Частицы,

Можем с каждым подружиться.

Выражаем утвержденье,

Отрицанье и сомненье…

1. Инсценировка.

Ведущий. Жила-была на свете частица РАЗВЕ. Ни во что она не верила. Как только появилась на свет, сразу сомневаться начала.

Разве: Разве я частица? Разве меня зовут «Разве»?

Ведущий: Лучшей её подругой была частица ЛИ. А вот встретятся они вместе и сомневаться начнут. Увидят дом и заспорят:

Разве: Разве это дом.

Ли: Дом ли это вообще?

Ведущий: Разговаривать с ними было невозможно. Подходит к ним как-то частица БЫ. И, как всегда, мечтать начинает:

Бы: Ой, вы, дорогие мои частички! Если бы мне познакомиться со всеми частицами мира, вот было бы здорово!

Разве: Разве это возможно?

Ли: Можно ли так глупо мечтать?

Бы: Да если бы вы могли меня понять! Если бы собрать все частицы мира! Вот тогда мы вместе помечтали бы!

Ведущий: Тут появилась частица ЖЕ.

Же: Успокойтесь же! Могут же некоторые частицы мечтать и сомневаться целыми часами! Это же абсурд! Пойдёмте же гулять в лес!

Ведущий: И они пошли в лес.

Же: Смотрите, это же яма!

Разве : Разве это яма?

Ли: Яма ли это вообще?

Ведущий: И они упали в яму.

Же: Где же верёвка?

Бы: Надо бы верёвку! Ах, если бы у меня была верёвка! Я бы….

Же: У меня же есть верёвка! Держитесь же!

Разве: Разве это верёвка?

Ли: Верёвка ли это вообще?

Же: Хватайтесь же, не теряйте ни минуты!

Ведущий: БЫ и ЖЕ стали тянуть и вытащили частички.

Разве: Разве это помощь?

Ли: Помощь ли это вообще?

Ведущий: Этот случай не пошёл впрок частицам РАЗВЕ и ЛИ, не отучил их сомневаться. Так ни во что они и не верят. Но такая уж дана им роль в русском языке.

2. Практическая работа.

1) Какова роль данных частиц в русском языке?

− Как пишутся частицы бы, ли, же со словами?

2) Комментированное письмо.

1. Спела (бы) и рыбка песенку, когда (бы) голос был. 2. Не видал (ли) где на свете ты царевны молодой? 3. Не печалься (же), ступай, в гости братцев6 поджидай.

(слайд №10)

3) Назовите частицы, выполняющие другие роли в языке, расскажите об этих частицах.

Обобщение. Весёлые рифмы.

Кое – либо, то – нибудь.

Чёрточку-то не забудь.

А частицы же, ли, бы?

Ты отдельно их пиши.

4) Грамматическая сказка «Сила любви».

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил : «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом?

НЕ с глаголом

Пиши отдельно,

Например: не хотел, не знал.

Только помни об исключеньях:

Ненавидел, негодовал.

5) Творческая работа. Составьте по картинкам и напишите предложения о правилах поведения во время беседы. Употребите в предложениях, когда надо, глаголы с не.

(слайд № 11)

III. Подведение итогов урока.

1. Беседа.

− Чему мы учились сегодня на уроке?

− Весело ли вам было учиться?

− Что вы узнали о служебных частях речи?

Служебные слова – это предлоги, союзы, частицы.

Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, но имеют большое значение, так как они связывают самостоятельные слова в словосочетании и предложении, а также вносят в предложение дополнительные смысловые оттенки (сравните: иду в школу – иду из школы). Без служебных слов не всегда можно образовать предложение. Например: Я стоял на балконе, но снежинки не падали на меня. Опустите служебные слова, и вы увидите, что предложение распалось, потеряло смысл. Служебные части речи употребляются часто: в тексте они обычно составляют 25 % общего числа слов. Правильное употребление служебных частей речи позволяет точно выразить мысль, переходы от одной мысли к другой. Эмоциональность речи связана с умением использовать частицы. (слайд № 12)

2. Слово учителя.

− Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «О добром и прекрасном» писал: «Неточность языка происходит от неточности мысли. Поэтому учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».

Я вам желаю лёгкости стиля и хорошей речи.

(слайд № 13)

IV. Оценка знаний учащихся.

V. Домашнее задание: 1) подготовить устное сообщение о служебных частях речи;

2) записать 2-3 примера с каждой из служебных частей речи.

Л и т е р а т у р а:


1. В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. Русский язык. Теория 5-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, Москва, 2005

2. В. В. Бабайцева. Русский язык. Теория. 5- 11 классы. Учебник для учебных заведений с углубленным изучением русского языка. Москва. Издательский дом «Дрофа», 1998


3. А. Ю. Купалова. Русский язык. Практика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, Москва, 2005


4. Е. И. Никитина. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, Москва, 2006


5. Русский язык. 5 класс6 Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой. Автор-составитель А. В. Соколова. Волгоград6 Учитель, 2004


6. В. В. Волина. Весёлая грамматика. Издательство «Знание», Москва, 1995


7. Грибанская Е. Э., Новикова Л. И. Лингвистические сказки и рассказы. Методическое пособие. Брянск, «Курсив», 2006


8. С. И. Львова. Русский язык. Лингвистические игры. Москва. Эксмо, 2008






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!