Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Солдатское
Тербунского муниципального района Липецкой области
Подготовила:
учитель русского языка
и литературы
Харитонова А. Д.
2015-2016 уч. г.
Тема. Служебные части речи (урок-деловая игра).
(слайд № 1)
Цель. Повторить и обобщить сведения учащихся о служебных частях речи;
выявить различие между самостоятельными и служебными частями речи;
повторить термины «морфология», «самостоятельные части речи» и «служебные части речи»;
тренировать учащихся в опознавании предлогов, союзов, частиц, функции служебных слов;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
воспитывать интерес к русскому языку как к учебному предмету.
(слайд № 2)
Оборудование: раздаточный материал, презентация.
План урока.
Перед вами громада – русский язык!
Наслажденье глубокое зовёт вас,
наслажденье погрузиться во всю
неизмеримость его и изложить чудные
законы его…
Н. В. Гоголь
(слайд № 3)
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Девиз:
Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться.
(Из песни)
(слайд № 4)
III. Повторение сведений о самостоятельных и служебных частях речи.
1. Лингвистическая сказка «Части речи». (Выступает подготовленный ученик.)
Живут в городе Частереченске различные части речи русского языка: существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречие, причастие, деепричастие, предлог, союз, частица, междометие. Всего двенадцать частей речи.
В труде живут, в заботах. Много и добросовестно работают, укрепляя и обогащая родной язык. Дружно живут, помогают друг другу, в чём могут. Трудится, например, прилагательное «широкий» и существительное «поле», чтобы составить словосочетание «широкое поле» в предложном падеже, ничего не получается!
Кликнут на выручку предлог «в»: сразу всё на своём месте, и словосочетание готово: «в широком поле».
А вот по характеру части речи сильно отличались.
Одни: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, наречие, глагол, причастие, деепричастие – были очень самостоятельны. Они имели свои лексические значения, в предложении являлись его членами. К ним и вопрос задать можно, они всегда на него ответят.
А другие (предлог, союз, частица) без самостоятельных частей речи – никуда! Лексического значения у них нет, в предложении они не играют никакой роли, так как не являются членами предложения.
Предлог служит для связи слов в словосочетании, союз может связывать однородные члены предложения и даже простые объединять в сложные. А для того, чтобы лучше передать какие-то оттенки чувств, согласие или сомнение, уверенность или мечтательность, служат разные частицы.
И, наконец, особняком стоит ещё одна часть речи – междометие. Но оно – существо загадочное, малопонятное, разговор о нём ещё впереди.
Вот так и живут части речи. А хотите узнать о них побольше, пожалуйте в гости в страну Морфологию, в город Частереченск. Там гостям всегда рады.
− О чём говорится в данной сказке?
− Что изучает морфология?
− С каким разделом науки о языке связана морфология?
− Заполните таблицу:
Части речи |
Самостоятельные | Служебные |
1. Существительное 2. Прилагательное 3. Глагол. 4. Местоимение 5. Наречие | 1. Предлог 2. Союз 3. Частица |
(слайд № 5)
2. Повторение сведений о предлоге.
1) Грамматическая сказка «Ссора предлогов со всеми словами».
(Выступает подготовленный ученик.)
Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого-нибудь обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами, они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно из-за дурной репутации, они отделились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.
Так предлоги стали отдельными словами.
Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил такое событие, и появилось правило:
Предлог – это служебная часть речи, которая со словами пишется всегда раздельно.
− Дайте определение предлога.
− Как пишутся предлоги со словами?
2) Устная работа. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.
Лето – время лесных малышей. .. гнёзд вылетают птицы. Медвежата послушно
следуют .. матерью. Лисята играют .. норы. Бельчонок совершает свой первый прыжок .. сосны. .. сумерках выходят .. охоту ежата.
(слайд № 6)
3) Игра «Заказ». Задания для играющих.
Мне нужны глаголы с приставками.
Мне нужны имена существительные с предлогами.
Н а б о р 1: входить, написать, задумать, измерить, подарить, отдать, уехать, подбросить, доделать, продавать, надстроить, пригнать, осмотреть, обвязать, сдать.
Н а б о р 2: в классе, на болоте, за столом, из стали, по улице, от берега, у дома, под деревом, до пристани, про лису, над озером, при школе, о лошади, об отце, с матерью.
4) Самостоятельная работа. Раскройте скобки и выпишите в один столбик слова с предлогами, в другой – слова, имеющие приставки. Укажите, какой частью речи являются слова, употреблённые с предлогами.
1. (В) ходят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
2. (С) царевной
Вот Чернавка (в) лес (по)шла
И (в) такую даль (с) вела,
Что царевна (до) гадалась
И (до) смерти испугалась.
3. (Подо) ждать она хотела
(До) обеда, не стерпела,
(В) руки яблочко взяла,
(К) алым губкам (под) несла,
(По) тихоньку (про) кусила
И кусочек (про) глотила.
(А. С. П у ш к и н.)
(слайд № 7)
В з а и м о п р о в е р к а (контролируйте себя).
с царевной входят
в лес пошла
в даль свела
до смерти догадалась
до обеда подождать
в руки поднесла
к губкам потихоньку
прокусила
проглотила
− Как отличить приставку от предлога?
3. Повторение сведений о союзе.
1) Сообщение учащегося на тему «Союз» (на материале учебника Т § 11).
2) Творческое списывание. З а д а н и е: закончите предложение.
Союз и может соединять (что?) …
(слайд № 8)
3) Запись предложений на доске и в тетрадях.
Сравните:
1) Сквозь облака прорвался яркий луч солнца и позолотил2 стволы сосен.
2) С неба льются горячие лучи солнца, и золотится6 спелая рожь.
4) Шарады. Шарада – словесная игра, когда задуманное слово разгадывается по частям, которые представляют собой отдельные слова.
Две ноты, союз, Союз, предлог и падежная форма
Всё вместе – игра, Личного местоимения
В которую любит Дают вкуснейший плод
Играть детвора. Южноамериканского растения.
(До-ми-но) (А-на-нас)
Мой первый слог – на дереве.
Второй мой слог – союз.
А в целом я материя
И на костюм гожусь.
(Сук-но)
(слайд № 9)
4. Повторение сведений о частице.
Ученик. Мы, − промолвили Частицы,
Можем с каждым подружиться.
Выражаем утвержденье,
Отрицанье и сомненье…
1. Инсценировка.
Ведущий. Жила-была на свете частица РАЗВЕ. Ни во что она не верила. Как только появилась на свет, сразу сомневаться начала.
Разве: Разве я частица? Разве меня зовут «Разве»?
Ведущий: Лучшей её подругой была частица ЛИ. А вот встретятся они вместе и сомневаться начнут. Увидят дом и заспорят:
Разве: Разве это дом.
Ли: Дом ли это вообще?
Ведущий: Разговаривать с ними было невозможно. Подходит к ним как-то частица БЫ. И, как всегда, мечтать начинает:
Бы: Ой, вы, дорогие мои частички! Если бы мне познакомиться со всеми частицами мира, вот было бы здорово!
Разве: Разве это возможно?
Ли: Можно ли так глупо мечтать?
Бы: Да если бы вы могли меня понять! Если бы собрать все частицы мира! Вот тогда мы вместе помечтали бы!
Ведущий: Тут появилась частица ЖЕ.
Же: Успокойтесь же! Могут же некоторые частицы мечтать и сомневаться целыми часами! Это же абсурд! Пойдёмте же гулять в лес!
Ведущий: И они пошли в лес.
Же: Смотрите, это же яма!
Разве : Разве это яма?
Ли: Яма ли это вообще?
Ведущий: И они упали в яму.
Же: Где же верёвка?
Бы: Надо бы верёвку! Ах, если бы у меня была верёвка! Я бы….
Же: У меня же есть верёвка! Держитесь же!
Разве: Разве это верёвка?
Ли: Верёвка ли это вообще?
Же: Хватайтесь же, не теряйте ни минуты!
Ведущий: БЫ и ЖЕ стали тянуть и вытащили частички.
Разве: Разве это помощь?
Ли: Помощь ли это вообще?
Ведущий: Этот случай не пошёл впрок частицам РАЗВЕ и ЛИ, не отучил их сомневаться. Так ни во что они и не верят. Но такая уж дана им роль в русском языке.
2. Практическая работа.
1) Какова роль данных частиц в русском языке?
− Как пишутся частицы бы, ли, же со словами?
2) Комментированное письмо.
1. Спела (бы) и рыбка песенку, когда (бы) голос был. 2. Не видал (ли) где на свете ты царевны молодой? 3. Не печалься (же), ступай, в гости братцев6 поджидай.
(слайд №10)
3) Назовите частицы, выполняющие другие роли в языке, расскажите об этих частицах.
Обобщение. Весёлые рифмы.
Кое – либо, то – нибудь.
Чёрточку-то не забудь.
А частицы же, ли, бы?
Ты отдельно их пиши.
4) Грамматическая сказка «Сила любви».
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил : «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
− А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом?
НЕ с глаголом
Пиши отдельно,
Например: не хотел, не знал.
Только помни об исключеньях:
Ненавидел, негодовал.
5) Творческая работа. Составьте по картинкам и напишите предложения о правилах поведения во время беседы. Употребите в предложениях, когда надо, глаголы с не.
(слайд № 11)
III. Подведение итогов урока.
1. Беседа.
− Чему мы учились сегодня на уроке?
− Весело ли вам было учиться?
− Что вы узнали о служебных частях речи?
Служебные слова – это предлоги, союзы, частицы.
Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, но имеют большое значение, так как они связывают самостоятельные слова в словосочетании и предложении, а также вносят в предложение дополнительные смысловые оттенки (сравните: иду в школу – иду из школы). Без служебных слов не всегда можно образовать предложение. Например: Я стоял на балконе, но снежинки не падали на меня. Опустите служебные слова, и вы увидите, что предложение распалось, потеряло смысл. Служебные части речи употребляются часто: в тексте они обычно составляют 25 % общего числа слов. Правильное употребление служебных частей речи позволяет точно выразить мысль, переходы от одной мысли к другой. Эмоциональность речи связана с умением использовать частицы. (слайд № 12)
2. Слово учителя.
− Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «О добром и прекрасном» писал: «Неточность языка происходит от неточности мысли. Поэтому учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».
Я вам желаю лёгкости стиля и хорошей речи.
(слайд № 13)
IV. Оценка знаний учащихся.
V. Домашнее задание: 1) подготовить устное сообщение о служебных частях речи;
2) записать 2-3 примера с каждой из служебных частей речи.
Л и т е р а т у р а:
1. В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. Русский язык. Теория 5-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, Москва, 2005
2. В. В. Бабайцева. Русский язык. Теория. 5- 11 классы. Учебник для учебных заведений с углубленным изучением русского языка. Москва. Издательский дом «Дрофа», 1998
3. А. Ю. Купалова. Русский язык. Практика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, Москва, 2005
4. Е. И. Никитина. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, Москва, 2006
5. Русский язык. 5 класс6 Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой. Автор-составитель А. В. Соколова. Волгоград6 Учитель, 2004
6. В. В. Волина. Весёлая грамматика. Издательство «Знание», Москва, 1995
7. Грибанская Е. Э., Новикова Л. И. Лингвистические сказки и рассказы. Методическое пособие. Брянск, «Курсив», 2006
8. С. И. Львова. Русский язык. Лингвистические игры. Москва. Эксмо, 2008