СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Служебные части речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Служебные части речи.

                                               Е.П.Опперман, учитель русского языка и литературы,

с.Крещенка района Шал акына

Северо-Казахстанской области

 

         Самостоятельный- 1.Существующий отдельно от других, независимый.

         2.Обладающий собственной инициативой.

Служебный- 3.В языкознании: не обладающий самостоятельным значением.

                                           (Из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова)

Цели:

Обучающие

1.Обобщить и систематизировать полученные знания о самостоятельных        частях речи.

         2.Познакомить учащихся с понятием служебные части речи.

         3.Закрепить полученные знания.

Развивающие

         1.Совершенствование читательских способностей школьников.

         2.Развивать логическое мышление, умение сравнивать и сопоставлять.

Воспитательные

1.Учить учеников умению через слово, мастерство владения словом открывать для себя поэтов и писателей.

         2.Учить удивляться и восхищаться красотой, светом, «любоваться» миром, и тем, как этот мир запечатлевают «великие писатели земли русской» и «великие казахские акыны».

Ход урока:

Выбор консультанта, (человека, которому можно доверить самое ответственное задание) по учету правильных ответов.

 

I Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

- Послушайте стихотворение Леонида Мартынова. Какие строки Вам понравились и запомнились? Почему?

Искусство чтения и письма

Все,

Что старательно мы пишем

При свете солнца и луны,

В высоком стиле или низшем,-

Любовно мы хранить должны.

А если столь уж стало тесно,

То, значит, целый новый дом

Придется строить, хоть известно,

Что это связано с трудом.

И в небывалом этом доме,

Воздвигнутом в свою же честь,

Пусть ничего не будет, кроме

Людей, умеющих прочесть.

А если вдруг искусство чтенья

У них похитит некий тать,

То наших строк трудносплетенья

Пусть вновь научат их читать.

- Какие слова, по вашему мнению, могут вызвать затруднение при написании этого текста? Запишите их на доске и в словари.

                                                                           (искусство, тать)

- Какие это части речи?

- Какое лексическое значение заключено в слове тать?

- Незнакомое слово…Как же вы узнали, что это существительное? (по вопросу – кто?)

- Вам известно, что все части речи делятся на две группы самостоятельные и служебные. К какой группе относится имя существительное?

II Актуализация знаний о самостоятельных и служебных частях речи.

                (Проблемная ситуация. Прием – поиск).

- Под стеклом лупы оказались самостоятельные и служебные части речи. Где тут самостоятельные, где служебные – сразу нелегко разобрать. Тем не менее, попытайтесь «увеличит» текст, т.е.найти и распределить части речи по группам.

III- - Какова цель нашего расследования – научиться четко разграничивать понятия самостоятельные и служебные части речи; уметь определять основные различия между ними.

- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).

IV Работа по теме урока.

- Итак, что же заключают в себя понятия: самостоятельный и служебный? Из «Словаря русского языка» Ожегова.

- Как эти толкования слова самостоятельный связаны с самостоятельными частями речи?                                                                                                    (Каждая самостоятельная (знаменательная) часть речи заключает в себе определенное лексическое значение – это может быть предмет, признак, дейс

- Что же это значит – не обладающий самостоятельным значением?

- Откройте теорию на стр.150, найдите  предисловие к п.146 «Служебные части речи. Читаем внимательно материал. Составим денотатный граф. (структуирование содержания).

- Итак

Служебные части речи

предлоги                      союзы                           частицы

не называют ни предметов

ни действий

не бывают членами предложений

(а значит к ним нельзя поставить вопрос)

не изменяются

нужны для связи                             для передачи

слов и предложений                       дополнительных

                                           значений

обслуживают

самостоятельные слова

V. Закрепление материала.

1.Упражнение 769.Смекалочка.

2. Ребята, у вас на столах лежат тексты  стихотворения Махамбета ?теміс?лы «Герой».

- Прочтите его и приготовьтесь читать выразительно.

- Какое слово особо выделяется в тексте?     (не)

Значит на него и надо обратить особое внимание. (уч-ся читают)

- Какие служебные части речи встретились в тексте?

- Какая служебная часть речи повторялась чаще всего?

- Что выражает служебное слово НЕ?

                            (отрицание)

- Какова идея стихотворения?

         (Герой должен отказаться от всех земных благ, для того, чтобы достичь цели)

- Леша вырази отрицание  (не)

- Леша вырази вопрос  (ли)

- Леша вырази желание  (бы)

- Сделайте вывод – для чего могут использоваться частицы в предложении? (Для передачи дополнительного значения)

- Какие дополнительные значения передают частицы?

- Как вы запишите эти частицы с другими словами?

                   (раздельно)

- Как называется орфограмма с которой мы будем работать все последующие уроки?

                   (Орфограмма – пробел)

- Что означает эта орфограмма?

                   (служебные части речи пишутся раздельно с другими частями речи)

VI. Подведение итогов урока.

- Представьте, что вы художники и вам нужно нарисовать картину «Части речи». В изображении каких частей речи вы бы использовали насыщенные тона, а в каких оттенки? Почему?

- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

- Для чего нужны служебные части речи?

- Назовите их.

- Почему они называются служебными?

VII.Рефлексия.

- В заключение урока я прошу выйти ко мне мальчика и девочку.

- Кому из двоих вы присвоили бы звание самостоятельная часть речи, а кому – служебная? Обоснуйте свое мнение.

         (Накануне 8 Марта я думаю, что девочкам больше подходит звание -  самостоятельная часть речи, а мальчикам – служебные: ведь в эти дни они должны ухаживать за вами.)

VIII. Домашнее задание.

– Послушайте миниатюру, написанную Ф.Кривиным.

Инфинитив

         Смотрит Инфинитив, как спрягаются глаголы, и говорит:

- Эх вы, разве так надо спрягаться?

- А как? – спрашивают глаголы. – Ты покажи.

- Я б показал, - сокрушается Инфинитив, - только у меня времени нет.

- Время мы найдем, - обещают глаголы. – Какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?

 - Давайте будущее, - говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. – Да не забудьте про Вспомогательный глагол. Дали ему Вспомогательный глагол. Спрягается Вспомогательный глагол – только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит.

         Зачем ему спрягаться? Он Инфинитив, у него нет времени.

-Напишите миниатюру о служебных частях речи. (Образное представление об изучаемом лингвистическом понятии)

п.65«Самостоятельные и служебные части речи»

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!