Служебные части речи.
Е.П.Опперман, учитель русского языка и литературы,
с.Крещенка района Шал акына
Северо-Казахстанской области
Самостоятельный- 1.Существующий отдельно от других, независимый.
2.Обладающий собственной инициативой.
Служебный- 3.В языкознании: не обладающий самостоятельным значением.
(Из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова)
Цели:
Обучающие
1.Обобщить и систематизировать полученные знания о самостоятельных частях речи.
2.Познакомить учащихся с понятием служебные части речи.
3.Закрепить полученные знания.
Развивающие
1.Совершенствование читательских способностей школьников.
2.Развивать логическое мышление, умение сравнивать и сопоставлять.
Воспитательные
1.Учить учеников умению через слово, мастерство владения словом открывать для себя поэтов и писателей.
2.Учить удивляться и восхищаться красотой, светом, «любоваться» миром, и тем, как этот мир запечатлевают «великие писатели земли русской» и «великие казахские акыны».
Ход урока:
Выбор консультанта, (человека, которому можно доверить самое ответственное задание) по учету правильных ответов.
I Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- Послушайте стихотворение Леонида Мартынова. Какие строки Вам понравились и запомнились? Почему?
Искусство чтения и письма
Все,
Что старательно мы пишем
При свете солнца и луны,
В высоком стиле или низшем,-
Любовно мы хранить должны.
А если столь уж стало тесно,
То, значит, целый новый дом
Придется строить, хоть известно,
Что это связано с трудом.
И в небывалом этом доме,
Воздвигнутом в свою же честь,
Пусть ничего не будет, кроме
Людей, умеющих прочесть.
А если вдруг искусство чтенья
У них похитит некий тать,
То наших строк трудносплетенья
Пусть вновь научат их читать.
- Какие слова, по вашему мнению, могут вызвать затруднение при написании этого текста? Запишите их на доске и в словари.
(искусство, тать)
- Какие это части речи?
- Какое лексическое значение заключено в слове тать?
- Незнакомое слово…Как же вы узнали, что это существительное? (по вопросу – кто?)
- Вам известно, что все части речи делятся на две группы самостоятельные и служебные. К какой группе относится имя существительное?
II Актуализация знаний о самостоятельных и служебных частях речи.
(Проблемная ситуация. Прием – поиск).
- Под стеклом лупы оказались самостоятельные и служебные части речи. Где тут самостоятельные, где служебные – сразу нелегко разобрать. Тем не менее, попытайтесь «увеличит» текст, т.е.найти и распределить части речи по группам.
III- - Какова цель нашего расследования – научиться четко разграничивать понятия самостоятельные и служебные части речи; уметь определять основные различия между ними.
- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).
IV Работа по теме урока.
- Итак, что же заключают в себя понятия: самостоятельный и служебный? Из «Словаря русского языка» Ожегова.
- Как эти толкования слова самостоятельный связаны с самостоятельными частями речи? (Каждая самостоятельная (знаменательная) часть речи заключает в себе определенное лексическое значение – это может быть предмет, признак, дейс
- Что же это значит – не обладающий самостоятельным значением?
- Откройте теорию на стр.150, найдите предисловие к п.146 «Служебные части речи. Читаем внимательно материал. Составим денотатный граф. (структуирование содержания).
- Итак
Служебные части речи
предлоги союзы частицы
не называют ни предметов
ни действий
не бывают членами предложений
(а значит к ним нельзя поставить вопрос)
не изменяются
нужны для связи для передачи
слов и предложений дополнительных
значений
обслуживают
самостоятельные слова
V. Закрепление материала.
1.Упражнение 769.Смекалочка.
2. Ребята, у вас на столах лежат тексты стихотворения Махамбета ?теміс?лы «Герой».
- Прочтите его и приготовьтесь читать выразительно.
- Какое слово особо выделяется в тексте? (не)
Значит на него и надо обратить особое внимание. (уч-ся читают)
- Какие служебные части речи встретились в тексте?
- Какая служебная часть речи повторялась чаще всего?
- Что выражает служебное слово НЕ?
(отрицание)
- Какова идея стихотворения?
(Герой должен отказаться от всех земных благ, для того, чтобы достичь цели)
- Леша вырази отрицание (не)
- Леша вырази вопрос (ли)
- Леша вырази желание (бы)
- Сделайте вывод – для чего могут использоваться частицы в предложении? (Для передачи дополнительного значения)
- Какие дополнительные значения передают частицы?
- Как вы запишите эти частицы с другими словами?
(раздельно)
- Как называется орфограмма с которой мы будем работать все последующие уроки?
(Орфограмма – пробел)
- Что означает эта орфограмма?
(служебные части речи пишутся раздельно с другими частями речи)
VI. Подведение итогов урока.
- Представьте, что вы художники и вам нужно нарисовать картину «Части речи». В изображении каких частей речи вы бы использовали насыщенные тона, а в каких оттенки? Почему?
- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
- Для чего нужны служебные части речи?
- Назовите их.
- Почему они называются служебными?
VII.Рефлексия.
- В заключение урока я прошу выйти ко мне мальчика и девочку.
- Кому из двоих вы присвоили бы звание самостоятельная часть речи, а кому – служебная? Обоснуйте свое мнение.
(Накануне 8 Марта я думаю, что девочкам больше подходит звание - самостоятельная часть речи, а мальчикам – служебные: ведь в эти дни они должны ухаживать за вами.)
VIII. Домашнее задание.
– Послушайте миниатюру, написанную Ф.Кривиным.
Инфинитив
Смотрит Инфинитив, как спрягаются глаголы, и говорит:
- Эх вы, разве так надо спрягаться?
- А как? – спрашивают глаголы. – Ты покажи.
- Я б показал, - сокрушается Инфинитив, - только у меня времени нет.
- Время мы найдем, - обещают глаголы. – Какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?
- Давайте будущее, - говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. – Да не забудьте про Вспомогательный глагол. Дали ему Вспомогательный глагол. Спрягается Вспомогательный глагол – только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит.
Зачем ему спрягаться? Он Инфинитив, у него нет времени.
-Напишите миниатюру о служебных частях речи. (Образное представление об изучаемом лингвистическом понятии)
п.65«Самостоятельные и служебные части речи»