Желанновский филиал
МОУ «Важновская СШ»
Смотр знаний в 5 классе на тему:
Подготовила и провела
учитель математики Шилкина В.В.
2017г.
Цель: закрепление, обобщение и углубление данной темы, расширение кругозора, воспитание любознательности.
Оборудование:
Оценочные листы.
Плакат с готовыми заданиями.
Карточки с заданиями.
Оформленная доска.
Магнитофон
План урока:
Организационный момент 2 мин
Проверка теоретических знаний
по контрольным вопросам 7 мин
Устный счёт 2 мин
Работа в парах 3 мин
Самостоятельная работа 10 мин
Игра «Ромашка» 7 мин
Физкультминутка 2 мин
«Хочу всё знать» 5 мин
Подведение итогов, запись домашнего задания. 2 мин
Ход урока
Организационный момент
- Сегодня девизом нашего урока будут слова Б. Паскаля: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным».
Учитель: Мы с вами изучили сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей: выучили правила, решали примеры и задачи.
Сегодня обобщающий урок, на котором мы должны привести все наши знания в систему.
На уроке мы будем решать примеры на все действия с десятичными дробями. Но урок будет необычным. Сегодня мы с вами обратимся к истории. К тем дням, когда на плечи наших людей легли тяжёлые испытания.
Звучит тихая музыка.
Годы, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - срок, равный жизни зрелого человека. За это время возмужали, утвердились во взрослости не только те, кто встретил войну подростком, но и родившиеся в грозное лихолетье, и даже те, кому довелось увидеть свет во вторую половину сороковых или в пятидесятые годы. Но всех их объединяет память…
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
Ю. Поляков
Учитель:
- Ребята, а сейчас давайте вспомним некоторые страницы из истории. На доске написаны названия городов-героев, нужно вписать название города в соответствующую строчку на доске. Тогда в вертикальном столбце появится название города – героя, захват которого планировал Гитлер в направлении удара группы «Центр».
Брест
Севастополь
Киев
Одесса
Минск
Сталинград
Ответ: Минск, Одесса, Брест, Киев, Севастополь, Сталинград.
Учитель: Я поздравляю вас, ребята, с первым успешно выполненным заданием. Сегодня на уроке я желаю получить вам только хорошие оценки. Ваши успехи и неудачи будут фиксироваться на отдельных листках.
Контрольные вопросы:
Учитель: По какому правилу выполняется:
сложение (вычитание) десятичных дробей;
умножение десятичных дробей;
умножение десятичной дроби на 10, 100 и т.д.;
деление десятичной дроби на натуральное число;
деление числа на десятичную дробь;
умножение десятичной дроби на 0,1; 0,01 и т.д.;
деление десятичной дроби на 10, 100 и т.д.;
деление десятичной дроби на 0,1; 0,01 и т.д.
III. Устный счёт.
- В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, ныне Санкт-Петербурга, который находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбёжками и обстрелами, мёрзли, умирали от голода.
Несмотря на тяжёлые испытания, защитники разгромили фашистские полчища у стен города. 18 января 1943 года было прорвано кольцо блокады. А сколько всего дней длилась блокада Ленинграда, вы узнаете, выполнив действия с числами, в блок-схеме.
* 6
- 12,6
+9,6
: 0,3
*10
Ответ: 900 дней.
IV. Работа в парах.
На парту каждой паре учащихся даётся карточка с заданиями. Ребята решают примеры в тетрадях. На доске висит плакат с ответами, которые зашифрованы буквами. Отгаданное слово ученики пишут в своих тетрадях.
Учитель:
- Ребята, фашистский блок потерял в битве за этот город убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около полутора миллионов солдат и офицеров – четвёртую часть своих сил, действующих на советско-германском фронте.
Такого поражения германские армии ещё не знали. Гитлер объявил в Германии трёхдневный траур. Здесь был нанесён удар от которого фашисты так и не успели оправиться.
Назвать город, который пробыл в огненном кольце 201 день, вы сможете решив примеры.
1,2 + 3,06 =
6,17 +3,83 =
25,6 – 5,3 =
0,12 – 0,07 =
5,2 * 2=
0,04 * 50 =
0,15 * 10 =
0,083 * 100 =
12,6 : 3 =
0,5 : 4 =
Ответ: Сталинград.
V. Самостоятельная работа.
Каждому ученику предлагается решить примеры, записанные на карточке. Всего четыре варианта. Учащиеся решают примеры на листочках и сдают на проверку учителю.
1в. 2в. 3в. 4в.
3,5 * 6= 2,7 * 4= 1,6 * 9= 3,7 * 3=
4,6 * 2,3= 5,3 * 2,1= 7,1 * 2,2= 6,4 * 0,3=
169,7 : 10= 45,6 :10= 456,7: 10= 789,4 : 10=
6,28 : 0,1= 23,9 : 0,1= 45,78 : 0,1= 23,78 : 0,1=
0,08 : 0.01= 1,23 : 0,01= 0,56 : 0,01 = 48,97 : 0,01=
26,3 : 2= 261,6 : 8 = 17,78 : 7= 56,7 : 2 =
50,2 : 0,2 = 16,32 : 0,8 = 0,308 : 0,2 = 68,1 : 0,3 =
VI. Игра «Ромашка»
Класс делится на две команды. На доске две ромашки, на лепестках которой записаны задания.
Учитель:
-Ребята, сейчас каждый из вас должен решить на доске пример, который записан на лепестке ромашки. Если пример решён правильно, то лепесток ромашки вы оставляете у себя. Если же пример решён не правильно, то я лепесток у вас забираю. На обратной стороне лепестка ромашки написаны буквы. В конце игры вы должны составить слово. Побеждает та команда, которая первой назовёт слово.
1 команда | 2 команда |
Сравнить: 9,32 и 9,4 | Сравнить: 0,2 и 0,201 |
Вычислить: 2,1 + 1,36= | Вычислить: 7,3 + 0,865= |
Найти: 10,3 – 8,17 = | Найти: 4,1 -2,754= |
Разложить по разрядам: 56,83 | Разложить по разрядам: 47,52 |
Округлить до единиц: 63,873 | Округлить до единиц: 20,327 |
Округлить до сотых: 0,875 | Округлить до сотых: 5,302 |
Решить уравнение: 87,4 : х =23 | Решить уравнение: а : 17 = 2,3 |
Ответ: слово «молодец»
VII. Физкультминутка
Учитель:
- А теперь, ребята, мы с вами немного отдохнём.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик отыскать
На носочки нужно встать.
VIII. «Хочу всё знать»
Учитель:
- Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам Удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырёх чисел – и вы получите ответ на вопрос.
413 | 218 | 474 | 567 |
569 | 374 | 630 | 979 |
195 | 0 | 256 | 349 |
221 | 26 | 282 | 375 |
- 1418 дней и ночей шла Великая Отечественная война. Мы выстояли и победили. Водрузили наше Красное Знамя над фашистским куполом Рейхстага и бросили фашистские знамёна и штандарты к Мавзолею.
Нелегко досталась победа. Двадцать миллионов лучших сынов и дочерей потеряла Родина. Прошли десятилетия, но не стихает в сердце народном боль утраты.
IX. Итоги урока.
Учитель: Наш урок подошёл к концу, и я хочу вас спросить: «Чем же мы сегодня занимались на уроке?»
Учащиеся делают вывод по ходу всего урока. Учитель оценивает работу всех учащихся класса, выставляя «+» в пятый столбик за работу «Хочу всё знать» и «+» в шестой столбик за активность на уроке и итоговую оценку.
Задаётся домашнее задание: составить самому и решить задания, аналогичные тем, которые решали в классе.
Литература:
Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» №19 2001 г.
Журнал «Математика в школе» №3 2001 г., №6 2000 г.