СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Смысл деятельности в непрерывном движении к достижениям"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель – профессия необыкновенная. Преподавая свой предмет, обучая других, мы всю жизнь учимся сами.  Однако,  «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь».

Просмотр содержимого документа
«"Смысл деятельности в непрерывном движении к достижениям"»

Смысл деятельности в непрерывном движении к достижениям


Учитель – профессия необыкновенная. Преподавая свой предмет, обучая других, мы всю жизнь учимся сами. Однако, «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь».

Мои практические наблюдения, надеюсь, будут полезны тем учителям, кто за годы своего педагогического труда не утратил интереса к профессии и желания работать творчески. Речь пойдёт об использовании инновационного методического инструментария (технологии и технологической карты) в реальной практике. Это особенно актуально после введения ФГОС второго поколения с 1 сентября 2011 года, в котором требования к результатам образования предполагают осознанную деятельность школьников по достижению учения учиться.

За годы работы каждый учитель знакомится с разными методиками или технологиями, осваивает множество методических приёмов, позволяющих эффективно решать профессиональные задачи. Казалось бы, зачем узнавать, пробовать что-то ещё, когда имеешь немалый педагогический опыт? Такой вопрос возникал и у меня. Когда я, как учитель, начинала знакомиться с новым методическим инструментом под названием «технологическая карта» (далее ТК), то мотивацию определяли:

  • любознательность – что это за «фрукт и с чем его едят?»;

  • профессиональный интерес что в ТК есть такого, что я могу использовать в своей работе, и что это даст ученикам;

  • потребность объективно убедиться в том, что ТК, возможно, совершенно ненужное в моей работе новшество.


Первая встреча с ТК в виде некой таблицы вызвала у меня больше отрицательных эмоций и недоумения. Правда, они тогда выглядели очень скромно, их только начинали создавать, а учителя-разработчики пока этому учились.

Хочу честно сказать, было трудно перейти в другую нетрадиционную систему работы, иногда просто заставляла себя следовать логике ТК. Однако именно практическое использование технологической карты позволило мне ответить на три свои вопроса:

- Что такое ТК?

- Нужно ли мне это «новшество» и почему?

- И что из технологической карты я, как учитель, могу использовать в своей ежедневной работе для достижения программных целей в контексте ФГОС?

Технологическая карта для меня – это одновременно и планирование, и конспект урока с исчерпывающей системой всех этапов учебного процесса, включая различные учебные задания, с выверенным целеполаганием, и с чётко прописанными планируемыми результатами, как для учащихся, так и для учителя - ВСЁ «в одном флаконе». В связи с тем, что ТК включает весь технологический цикл технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности, то учебный процесс организован с использованием данной технологии. Поэтому в каждой ТК ученику предоставляется возможность начинать изучение темы с самоопределения (мотивации, определения потребности и постановки цели своей деятельности), продолжать его в учебно-познавательной деятельности, осваивая содержание посредством выполнения учебных заданий, и завершать работу в теме интеллектуально-преобразовательной деятельностью, в рамках которой ученики самостоятельно используют приобретённые знания и умения в конкретной практической деятельности. Данный методический инструмент содержит необходимые диагностические и контрольные задания для отслеживания результативности учебного процесса, предусмотренные указанной технологией.

Учебно-познавательная деятельность предполагает строгое логическое следование (переход) от задания на «знание» к заданию на «понимание» и только после этого к заданию на «умение». В начале, такой строгий порядок подачи материала вызвал определенные трудности, потому что потребовал от меня дополнительного самоконтроля и самопроверки.

Однако подобная система работы из урока в урок по логически выверенному сценарию, через полтора месяца показала, что между учащимися и учителем возникло взаимопонимание нового качества: один и тот же вопрос не приходилось повторять несколько раз, у ребят стало меньше уточняющих переспросов, корректно сформулированные учебные задания школьники понимали и выполняли успешно. Большинство учащихся стали активнее работали на уроке, в активную деятельность включились неуверенные в себе ученики, уровень самостоятельности школьников значительно вырос, урок проходил более динамично и продуктивно. А продуманная система промежуточного контроля (диагностические работы в конце каждого блока) эффективно готовила учащихся к итоговой контрольной работе и интеллектуально-преобразовательной деятельности (далее ИПД).

На что стоит обратить внимание учителю, начиная работу с технологической картой? Внутри содержательных блоков ТК нет чёткой границы конца урока, нет указаний для учителя, сколько часов идёт на каждый блок учебно-познавательной деятельности. Это сделано намеренно, чтобы каждый учитель мог самостоятельно определять количество часов и количество заданий в зависимости от уровня подготовленности класса или степени сложности учебной задачи.

Работая по ТК важно помнить: учитель проектирует учебную деятельность учащихся так, чтобы каждый урок заканчивался небольшой диагностикой (под диагностикой понимается не только учебное задание, но и публичное или индивидуальное представление промежуточных результатов: у кого и что получилось без ошибок, кто справился сам, кому потребовалась помощь, кто не справился, насколько доволен результатом деятельности, и т.д.).

После нескольких содержательных блоков идёт отдельный самостоятельный блок контроля и диагностики. В нём чётко прописаны цели и обозначены планируемые результаты, что помогает отслеживать реально достигнутые умения школьников.

И, наконец, самый интересный, самый творческий и поэтому, самый сложный этап - интеллектуально-преобразовательная деятельность. На него можно отводить урок или более, по усмотрению учителя. Данное задание предполагает индивидуальную работу, но допускает и деятельность в паре или группе с последующим устным представлением результата деятельности либо одним учеником, либо группой школьников. Понятно, что в 1 классе учитель помогает учащимся разобраться в особенностях каждого варианта ИПД. Во втором классе учащиеся в основном сами выбирают не только форму работы, но и уровень сложности задания для его выполнения. Были случаи, когда ученик справлялся с выбранным вариантом раньше и с удовольствием выполнял другие варианты.

После представления учащимися результата интеллектуально-преобразовательной деятельности (сразу на этом же уроке, а может и на следующем) идёт рефлексивная деятельность школьников. Это самоанализ (для ученика это подведение итогов) и самооценка, где школьникам предоставлена возможности оценить свои успехи по освоению темы.

Вовлечение учащихся в деятельность с первой минуты изучения темы позволяет сохранить мотивацию и потребность в ее освоении до конца изучения, осознать каждому ученику реальный результат от использования приобретенных им знаний и умений в конкретной практической деятельности.

Организация обучения в такой логике на каждом этапе позволяет формировать не только предметные учения, но личностные и метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные), соответствующие требованиям ФГОС к результатам образования. В технологической карте предусмотрен самоанализ и самооценка учителя, поэтому есть возможность педагогу убедиться в эффективности организации учебного процесса.

Все ТК, с которыми мне пришлось работать, учитывают преемственность, как в содержании, так и по формированию умений. Считаю удачным то, что заданий на «умение» предлагается с избытком, это позволяет учителю варьировать работу и выбирать более актуальные виды заданий для своего класса.

Как учитель-пользователь, апробируя ТК, я вносила незначительные коррективы и дополнения в карты, которые были связаны с особенностями предметного обучения, индивидуальными особенностями учащихся, а так же необходимостью введения новых понятий. Предложения по корректировке ТК позволяют сделать ее более совершенной и еще раз убеждают меня в том, что возможность творчества учителя в ТК не исключается. Это удобно и полезно для каждого педагога, когда есть генеральная линия, ведущая к результату, в рамках которой существует возможность учителя внести какие-либо творческие дополнения, необходимые для деятельности конкретного класса, но не отменяющие (или заменяющие) главный результат изучения темы.

Работая с использованием ТК, наблюдаю активное развитие устной речи учащихся, умение аргументировать свою точку зрения (мнение), умение самостоятельно работать с информацией (с текстом произведения, с таблицами, справочными материалами, словарями и т.д.). Ощутимы позитивные изменения в развитии личностных, регулятивных и коммуникативных умений учащихся. Ребята приобрели неоценимый опыт в планировании своей работы в паре или группе, в распределении обязанностей, представлении результата коллективного выполнения заданий. Систематическое использование взаимооценки и самооценки позволяет школьникам не только овладеть процедурами и критериями оценивания, но и развивать внимание и терпимость, объективность и требовательность, приводить в равновесие (гармонию) отношение к самому себе, особенно у ребят с заниженной или завышенной самооценкой.

Весь процесс обучения с использованием ТК, благодаря проектированию целого раздела программы, строится через практическую деятельность учащихся. Учитель-консультант организует деятельность учащихся, в которой школьники приобретают умения, основанные на знании и понимании. Таким образом, в активной ежедневной и целенаправленной практике ученик приобретает не только умение учиться, но и возможность использовать приобретенные знания и умения в конкретной практической деятельности.

Появилось методическое обеспечение к УМК «Перспектива», позволяющее учителю организовать успешную деятельность школьников в контексте ФГОС, которым можно воспользоваться, заглянув на сайт издательства «Просвещение» (http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info).

Использование в учебном процессе ТК позволяет учителю:

  • перейти от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам;

  • осознать алгоритм работы по теме от введения материала до конечного результата;

  • организовать целостное и системное изучение учебного содержания темы;

  • увидеть уровень раскрытия понятий в данном классе и соотнести его с изучаемым материалом;

  • определить возможности реализации межпредметных связей;

  • определить воспитательные возможности темы;

  • организовать условия для самостоятельной деятельности школьников;

  • определить виды умений (личностные, метапредметные, предметные) и обеспечить условия для их формирования у школьников в рамках освоения учебной темы;

  • организовать условия для использования учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности;

  • организовать оперативное и объективное оценивание степени освоения темы учащимися;

  • соотнести полученный результат с поставленной целью изучения темы и, при необходимости, во время внести коррективы.


Сегодня практически каждый учитель задумывается над тем, как организовать учебный процесс, чтобы получить результаты, обозначенные в новом стандарте. ТК являются одним из вариантов методического обеспечения реализации основной образовательной программы, использование которого приводит к осознанию, что возможно строить учебный процесс так, чтобы школьники не только приобретали умение учиться, успешно использовали его в рамках интеллектуально-преобразовательной деятельности, но и могли развивать свои способности, благодаря непрерывному движению к своим достижениям.



«Что ты делаешь?»- с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ.

В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм».

Каждый человек в жизни руководствуется своими принципами, каждого манят свои огни-маяки. Но, пожалуй, нет сферы, в которой эти цели так прозрачны и так труднодостижимы, как в педагогике.






5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!