СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»»




Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»

Цели урока:

Объяснить смысл названия рассказа.

Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст.

Развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения, а также развитие мышления, устной речи.

Оборудование:

художественный текст (А. П. Чехов «Человек в футляре»);

компьютер;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель. Итак, сегодня нам предстоит разговор о произведении А. П. Чехова «Человек в футляре».

Учитель. Мы продолжаем чтение и обсуждение чеховских рассказов в рамках празднования юбилея А. П. Чехова. Вы уже познакомились с некоторыми его юмористическими рассказами, Также мы говорили и о том, что Чехов был мастером короткого рассказа. Прочитаем высказывание М.Горького о писательской манере А. П. Чехова.

Как вы его понимаете? Обсуждение.

Учитель. Сегодня на примере рассказа «Человек в футляре» мы снова убедимся в том, что это действительно так, что каждое слово в произведениях Чехова несёт определённый смысл.

Учитель. Ребята, дома вы прочитали рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре». Понравился ли вам этот рассказ?

Ответы учащихся.

Учитель. Как построен рассказ?

- Рассказ в рассказе. Приём обрамления.

Учитель. Кто эти запоздавшие охотники?

- Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин.

Учитель. Кто рассказывает о Беликове?

- Учитель гимназии Буркин.

Учитель. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?

Учитель. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра? Обратимся к вашим читательским дневникам. Зачитывайте цитаты, давайте свою интерпретацию, делитесь чувствами и догадками.

III. Работа с читательскими дневниками (проверка домашнего задания).

«Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу».

Вывод: Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу - ключ к рассказу. Такие люди — явление нередкое.

Учитель. Что говорится о Беликове?

- Товарищ Буркина. Умер месяца два назад.

Чем он примечателен? (зачитываем цитаты из читательского дневника).

Учитель. А сейчас проведём лексическую работу: выписываем ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова.

Тёплое пальто на вате

Зонтик в чехле

Калоши

Нож в чехольчике

Лицо «в чехле» — поднятый воротник

Часы в чехле из серой замши

Тёмные очки

Вата в ушах

Коляска с поднятым верхом

Стремление окружить себя оболочкой

Преподавал древние языки

Мысль запрятать в футляр

«Как бы чего не вышло»

Спальня точно ящик

IV. Беседа по вопросам.

Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?

- Беликов выступал на педсоветах:

«:на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло:»

- Имел обыкновение ходить по квартирам — будто что-то высматривает:

«Было у него странное обыкновение — ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами», и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью».

- Ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом.

«Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко».

Как к Беликову относятся коллеги?

- Боятся. Следовательно, подчиняются и терпят.

«Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!»

Так кто виноват в том, что Беликов терроризирует весь город?

- Те самые умные, образованные, интеллигентные люди.

Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих?

- Беликов едва не женился.

Какое участие приняли окружающие в этом событии? (пересказ эпизода)

- Все стали уверять его, что он должен жениться (пересказ эпизода).

Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко?

- Возненавидел.

«Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.

- Не понимаю, - говорил он нам, пожимая плечами, - не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая:»

- По какой причине первого мая Беликов вышел из дома «зелёный, мрачнее тучи?»

- Карикатура, нарисованная на Беликова во множестве экземпляров.

«Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: «влюбленный антропос». Выражение схвачено, понимаете ли, удивительно. Художник, должно быть, проработал не одну ночь, так как все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, - все получили по экземпляру. Получил и Беликов. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление».

Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий?

- Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде.

«- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?

- Что же тут неприличного? - сказал я. - И пусть катаются себе на здоровье.

- Да как же можно? - крикнул он, изумляясь моему спокойствию. - Что вы говорите?!»

- Разговор Беликова с Коваленко. Беликов: «Я должен доложить:»

Какое слово находит Михаил Саввич?

- Фискал.

Чем заканчивается разговор?

- Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы.

«- Доложить? Ступай, докладывай!

Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?»

Показ отрывка из кинофильма «Человек в футляре».

Здесь «спуск с лестницы» символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения.

Чем закончилось сватовство?

- Заливчатым варенькиным «ха-ха-ха». Эта сцена его убила.

«Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом:

- Ха-ха-ха!

И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал».

Беликов в гробу. Как понять фразу: «Хоронить таких людей: большое удовольствие»? (Кощунство).

Рассуждения ребят.

Чего достиг Беликов?

- Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр — гроб. Лежит там, улыбаясь.

Что изменилось в жизни города?

- Ничего. Таких людей много.

Конец рассказа. Мавра уходит. Что говорит Иван Иваныч?

Читаем.

Как реагирует Буркин?

- Это из другой оперы. Спать пора.

Вывод: Буркин тоже человек в футляре. (Обратить внимание ребят на начало рассказа: «Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках».)


Герои

Характеристика, значение

Отношение к жизни Чехова

Отношение к современной жизни

Буркин

Молодой человек, которому настолько «футлярные» люди «в диковинку», их жизнь его пока только удивляет.

Возможно, символизирует самого Чехова в молодости.


Все герои имеют аналоги в современной жизни

Иван Иваныч

Раскрывает идею произведения, направление по которому советует двигаться Чехов



Беликов

Немного преувеличенный символ ограниченных людей

После путешествий увидел, что городская жизнь – театр марионеток


Михаил Коваленко

Оппозиция Беликову

Общался со многими людьми, и понял, что есть ещё «живые» люди


Мавра

Показывает, что со смертью Беликова «футляризм» не умер




V. Подведение итогов.

В чём смысл названия рассказа?

Рассуждения ребят

Учитель. В финале рассказа читателю предложена мысль автора о том, насколько распространенным бывает пресловутый футляр в окружающей жизни. Приходится признать, что человеку очень трудно повлиять на границы этого самого футляра. И жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова «Человек в футляре» показывает, насколько сильной бывает пошлость, мешающая человеку мыслить и действовать так, как жаждет его душа. Но, тем не менее, такое событие в рассказе, как смерть Беликова, свидетельствует о том, что все-таки с пошлостью можно справиться. От человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Беликовым, над ним достаточно было посмеяться, не боясь проявить истинные чувства

VI. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: в чём смысл названия рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»?



6