СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: выявить смысл названия рассказа, особенности композиции, образ главного героя

Просмотр содержимого документа
«Смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»»

Тема урока: Смысл названия рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

Цель урока: выявить смысл названия рассказа, особенности композиции, образ главного героя.

Оборудование: интерактивная доска.

Карточки со словами.

Эпиграф:

…А когда он упал - некрасиво, неправильно,

в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле не хватило мрамора,

чтоб вырубить парня в полный рост…


Ход урока

Слово учителя:

Дома вы прочитали рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». А задумывались вы, ребята, почему автор назвал так свое произведение? О судьбе скольких героев говорится в рассказе? Каким человеком перед читателями предстает Андрей Соколов?

На эти вопросы придется нам сегодня ответить. Попробуем определить и сформулировать тему сегодняшнего урока (по кратким ответам называется тема урока).

1. Презентация. Жизнь и творчество М.Шолохова.(слайды)

2. Сообщение ученика (индив.задание). История написания рассказа:

В 1946 г Шолохов во время охоты встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Случайный прохожий рассказал историю своей жизни, оставшуюся у него в памяти. Судьба простого солдата затронула писателя, он долго вынашивал мысль, план, образы. И только через 10лет в газете «Правда» был напечатан рассказ под названием «Судьба человека». В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, пережившие все ужасы войны, плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из–за границы - Хемингуэй, Ремарк). Многие хотели увидеть Соколова, низко поклониться ему, окружить заботой, поделиться своим теплом.

Вопрос учителя:

Героем рассказа является Андрей Соколов. Как вы думаете, почему автор не дал рассказу название «Судьба Андрея Соколова»? Что он подразумевает под словом человек?

Ответ: (Название рассказа свидетельствует о внимании М. Шолохова к отдельной личности, но он не конкретизирует понятие «человек» и тем самым подчеркивает, что судьба главного героя - это судьба целого народа, прошедшего жесточайшие испытания войны).

Задание: Какие проблемы поднимает писатель? (работа нацелена на знание текста, выразительное чтение, определение проблем рассказа)

Дети называют: взаимоотношение в семье, патриотизм, мужество, гуманизм, стойкость, воспитание. (Карточки со словами вывешивают на доске, выбирая из нескольких слов нужные)

Первая группа раскрывает проблему взаимоотношения в семье, читая или пересказывая фрагменты рассказа.

Вторая группа – патриотизм, примеры из текста.

Третья группа - мужество, стойкость, примеры из текста, фрагменты из фильма С. Бондарчука (сцена в комендатуре немцев).

Пример: Патриотизм проявляет герой, отправляясь на фронт, он не стоял перед выбором: он должен защищать родину, свою семью, дом.

Обобщение ответов, вывод:

Рассказывая о судьбе одного героя, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает весь ужас войны, самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы.

Вопрос к классу: Много ли в рассказе батальных сцен?

(Мы практически не видим героя в обстановке боя, с оружием в руках. Дело в том, что не силу оружия, не сверхчеловеческие способности противопоставляет автор чудовищной машине фашизма, а нечто другое)

Словарная работа: композиция, кольцевая композиция.

Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи рассказчика со случайными попутчиками - Андреем Соколовым и Ванюшей - и завершается расставанием с ними.

Учитель: Какова основная мысль рассказа?

Учащиеся находят, читают предпоследний абзац, делают выводы.

Что стоит за словами «хотелось бы думать»? Пожелание? Предположение? Уверенность?

Мнения могут разделиться.

1 группа: Пожелание и уверенность - подтверждается эпизодами мужества, стойкости, умение брать на себя ответственность (эпизод в церкви)

2 группа: Предположение - война оставила глубокий след в душе главного героя. (Вернемся к чтению строк, свидетельствующих о том, что окаменела душа Андрея Соколова, обратим внимание на детали портрета, манеру говорить).

Обсуждение вопросов:

Что больше тревожит Андрея, не дает ему спать, хотя война закончилась?

Почему берет мальчика на воспитание?

Обсуждение этих вопросов приводит к определению основной мысли рассказа, позиции автора: Рассказ – повествование о том, какой страшной трагедией является война, как она калечит души людей. Но человек должен оставаться человеком в любых ситуациях, не может и должен быть один в мире, жизнь должна иметь смысл, что можно воевать с ненавистью, а жить с любовью.

Чтение наизусть стихотворения заранее подготовленного ученика «Баллада о маленьком человеке» Р. Рождественского.

Как вы понимаете это стихотворение? Что значит «маленький человек», «не хватило мрамора», «вырубить парня в полный рост»?

Ребята, мы должны помнить тех, кто пережил все лишения войны, построил счастливое будущее, в котором мы живем; несмотря на жестокость войны, наши деды, прадеды, продолжали жить, дарить радость, оставаясь людьми, сохраняя человечность.

Домашнее задание: Отзывы о рассказе «Судьба человека» М.Шолохова. Критика А. Солженицына.

Оценки за урок.

Рефлексия. Три М: Учащимся предлагается три момента, которые у них получилось хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя