Тема урока: Смысл названия рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
Цель урока: выявить смысл названия рассказа, особенности композиции, образ главного героя.
Оборудование: интерактивная доска.
Карточки со словами.
Эпиграф:
…А когда он упал - некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтоб вырубить парня в полный рост…
Ход урока
Слово учителя:
Дома вы прочитали рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». А задумывались вы, ребята, почему автор назвал так свое произведение? О судьбе скольких героев говорится в рассказе? Каким человеком перед читателями предстает Андрей Соколов?
На эти вопросы придется нам сегодня ответить. Попробуем определить и сформулировать тему сегодняшнего урока (по кратким ответам называется тема урока).
1. Презентация. Жизнь и творчество М.Шолохова.(слайды)
2. Сообщение ученика (индив.задание). История написания рассказа:
В 1946 г Шолохов во время охоты встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Случайный прохожий рассказал историю своей жизни, оставшуюся у него в памяти. Судьба простого солдата затронула писателя, он долго вынашивал мысль, план, образы. И только через 10лет в газете «Правда» был напечатан рассказ под названием «Судьба человека». В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, пережившие все ужасы войны, плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из–за границы - Хемингуэй, Ремарк). Многие хотели увидеть Соколова, низко поклониться ему, окружить заботой, поделиться своим теплом.
Вопрос учителя:
Героем рассказа является Андрей Соколов. Как вы думаете, почему автор не дал рассказу название «Судьба Андрея Соколова»? Что он подразумевает под словом человек?
Ответ: (Название рассказа свидетельствует о внимании М. Шолохова к отдельной личности, но он не конкретизирует понятие «человек» и тем самым подчеркивает, что судьба главного героя - это судьба целого народа, прошедшего жесточайшие испытания войны).
Задание: Какие проблемы поднимает писатель? (работа нацелена на знание текста, выразительное чтение, определение проблем рассказа)
Дети называют: взаимоотношение в семье, патриотизм, мужество, гуманизм, стойкость, воспитание. (Карточки со словами вывешивают на доске, выбирая из нескольких слов нужные)
Первая группа раскрывает проблему взаимоотношения в семье, читая или пересказывая фрагменты рассказа.
Вторая группа – патриотизм, примеры из текста.
Третья группа - мужество, стойкость, примеры из текста, фрагменты из фильма С. Бондарчука (сцена в комендатуре немцев).
Пример: Патриотизм проявляет герой, отправляясь на фронт, он не стоял перед выбором: он должен защищать родину, свою семью, дом.
Обобщение ответов, вывод:
Рассказывая о судьбе одного героя, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает весь ужас войны, самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы.
Вопрос к классу: Много ли в рассказе батальных сцен?
(Мы практически не видим героя в обстановке боя, с оружием в руках. Дело в том, что не силу оружия, не сверхчеловеческие способности противопоставляет автор чудовищной машине фашизма, а нечто другое)
Словарная работа: композиция, кольцевая композиция.
Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи рассказчика со случайными попутчиками - Андреем Соколовым и Ванюшей - и завершается расставанием с ними.
Учитель: Какова основная мысль рассказа?
Учащиеся находят, читают предпоследний абзац, делают выводы.
Что стоит за словами «хотелось бы думать»? Пожелание? Предположение? Уверенность?
Мнения могут разделиться.
1 группа: Пожелание и уверенность - подтверждается эпизодами мужества, стойкости, умение брать на себя ответственность (эпизод в церкви)
2 группа: Предположение - война оставила глубокий след в душе главного героя. (Вернемся к чтению строк, свидетельствующих о том, что окаменела душа Андрея Соколова, обратим внимание на детали портрета, манеру говорить).
Обсуждение вопросов:
Что больше тревожит Андрея, не дает ему спать, хотя война закончилась?
Почему берет мальчика на воспитание?
Обсуждение этих вопросов приводит к определению основной мысли рассказа, позиции автора: Рассказ – повествование о том, какой страшной трагедией является война, как она калечит души людей. Но человек должен оставаться человеком в любых ситуациях, не может и должен быть один в мире, жизнь должна иметь смысл, что можно воевать с ненавистью, а жить с любовью.
Чтение наизусть стихотворения заранее подготовленного ученика «Баллада о маленьком человеке» Р. Рождественского.
Как вы понимаете это стихотворение? Что значит «маленький человек», «не хватило мрамора», «вырубить парня в полный рост»?
Ребята, мы должны помнить тех, кто пережил все лишения войны, построил счастливое будущее, в котором мы живем; несмотря на жестокость войны, наши деды, прадеды, продолжали жить, дарить радость, оставаясь людьми, сохраняя человечность.
Домашнее задание: Отзывы о рассказе «Судьба человека» М.Шолохова. Критика А. Солженицына.
Оценки за урок.
Рефлексия. Три М: Учащимся предлагается три момента, которые у них получилось хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.