СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Смысловое чтение как основа формирования читательской грамотности младших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 21 веке проблема чтения становится ещё более актуальной. Что такое смысловое чтение? Это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Просмотр содержимого документа
««Смысловое чтение как основа формирования читательской грамотности младших школьников».»














«Смысловое чтение как основа формирования

читательской грамотности младших школьников».

Ланина Марина Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Черногорска























2024г



Читается трояким образом: первое, читать и не понимать, второе, читать и понимать, третье, читать и понимать даже то, что не написано.

Яков Борисович Княжнин


В настоящее время, к  сожалению, наблюдается тенденция снижения интереса младших школьников к чтению. Связано   это  с отсутствием у них внутренней мотивации и личной потребности в чтении. Традиционные тексты для чтения вытесняются текстами медийными, книга печатная уступает место гаджету. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи ряда школьных предметов. 

В 21 веке проблема чтения становится ещё более актуальной. Что такое смысловое чтение? Это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Смысловое чтение ставит задачи:

Прочесть.

Дать оценку информации.

Откликнуться на содержание.

«Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации»

  Процесс формирования навыков смыслового чтения – очень длительный и трудный путь. Он идёт поэтапно.

1 класс  обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия:

 - практическое отличие текста от набора предложений.

- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

  - знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

- озаглавливание текста (подбор заголовков).

- составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

 2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

- подбор антонимов и синонимов к словам.

 - нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс:

- обучение находить информацию;

- интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному;

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

 - прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

 -сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.


Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка .

Даётся текст, дети выполняют к нему задания:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Имя собственное.

Группы слов.

Слова с несколькими значениями.

Ударение.

Слово и его значение.

От слова к предложению

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Слоги.

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Шипящие согласные. Буквосочетание

Безударные гласные

Слова с удвоенными согласными.

Разделительные ь и ъ знаки.

Слова с несколькими значениями.

Состав слова.

Имя существительное.

Глагол.

Имя прилагательное.


Прописная буква в имени собственном.

Безударные гласные в корне слова.

Непроизносимые согласные.

Разделительный Ъ и Ь знак.

Однородные члены предложения.

Нахождение приставок.

Глагол как часть речи. Распознавание.

Роль имен прилагательных в речи.

Предложения с однородными членами.

Простые и сложные предложения.

Главные члены предложения. Однородные члены предложения.

Падежные окончания имён существительных 1.2.3 склонения.

I и II спряжение глаголов.

Спряжение и лицо глагола.

Наречие.

Правописание предлогов и приставок.



Развитие навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Ознакомительное чтение 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

- Назови действующих лиц произведения

 - О каком событии рассказывается в этом тексте


- Кто из героев вызывает симпатию?

 - Какими качествами наделены персонажи?

 - От чьего имени ведется рассказ?


- Что вас удивило в этой сказке?

 - По каким признакам сказку можно отнести к волшебным?

 - Сравни тексты произведений


 -  Что вы можете сказать об авторе рассказа?

 - Какими важными мыслями хотели поделиться с вами авторы?

 - Какие вопросы можно задать к тексту?



Поисковое чтение

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 -К кому обращены слова из (песни, текста и т.д.)

 -Как описан предмет?

-Подтверди свой ответ строками из произведения…

 -Найди и прочитай…


-Соотнеси иллюстрацию с соответствующим эпизодом произведения

 -Найдите в тексте предложения со словом …

- Найди строки, которые подтверждают (утверждают)…


-Найдите в тексте реальные факты: место действия, время действия, события и т.д.

 -Кто является главным героем, найдите подтверждение в тексте


 -В словах какого персонажа содержится главная мысль

 -Опишите … , используя слова из текста

 -Найдите в стихотворении сравнения, метафоры



Изучающее чтение

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

-Сравни героев, сюжет  …

 -Как ты понимаешь смысл…

 -Объясни смысл пословицы, поговорки…

 -Какие поступки героев говорят о том, что…


 -Какие слова использовал автор для раскрытия характера героя?

 -Найди в словаре значение слова…

-Что общего в этих произведениях? Чем различаются?

 -Перескажи сказку от лица героя


-Перечитай самый интересный эпизод

 -Найди статью об авторе в энциклопедии

 -Разыграйте спектакль по произведению

 -Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их

-Найди в тексте опорные слова и сделай по ним пересказ


-Как писатель относится к своему герою? (подтверди словами произведения)

 -Проследите по тексту, как менялось настроение героя

 -Какие пословицы подходят к тексту?

 -Попробуй передать содержание рассказа в нескольких предложениях



Рефлексивное чтение

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

- Над чем заставило тебя задуматься это произведение?

- Какую главную мысль хотел донести автор до читателя?

 -Охарактеризуй героя по его поступкам


- Чему учит произведение?  

 -С каким настроением и в каком темпе будем читать произведение?

 -Объясни название рассказ


- Какими важными мыслями хотели поделиться с вами авторы?

 -Зачем предложение в тексте повторяется дважды?

 -Какие чувства появились к герою?

 -Напиши отзыв о прочитанном произведении


- Как вы понимаете смысл последней строчки

 -Отметьте те эпизоды, в которых изображаются события, созвучные вашему настроению

 -Разыграйте сценку этого эпизода. Какие рекомендации дадите актерам


Использование данных упражнений на уроках русского и литературного чтения будет способствовать формированию навыка смыслового чтения.


Развитие навыка смыслового чтения на уроках математики.

Прием “Ключевые слова”

Например "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Закрепление знаний по опорным словам при изучении величин (времени, массы, площади, длины).

Прием “Лови ошибку”

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Например: задачи с ошибками, с неверной информацией.

«Верные, неверные утверждения»

Учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ.

Также  одним из способов развития смыслового чтения является организация работы с текстовыми задачами. 
 Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи придается также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы.

Прием «Кластер» - всё самое важное. Для решения уравнений дети должны знать

«Компоненты сложения», «Компоненты вычитания», «Компоненты умножения», «Компоненты деления» и т.д., где нужно применить правила решения данной задачи.


Научить школьника работать с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала. Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.



Развитие навыка смыслового чтения на уроках окружающего мира.

 Приём  «Вопросы к тексту учебника» 

Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в паре.
Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума» 

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяются на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
10.Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Постоянная продуманная и целенаправленная работа с текстом на уроках окружающего мира помогает младшему школьнику освоить навыки смыслового чтения, научит ребёнка точно и полно понимать содержание, поможет научиться добывать необходимую нужную и полезную информацию, анализировать, структурировать и представлять ее.

Системная работа над формированием читательской грамотности в начальной школы – это научатся читать, а значит, не только овладеть техникой чтения, но и научатся «вычерпывать» из текста все зало­женные в нём смыслы.