СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«смысловое чтение как средство формирования ууд младшего школьника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««смысловое чтение как средство формирования ууд младшего школьника»»








«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»







Автор разработки: Конева ЛИ

учитель начальных классов

высшей категории












Г. Гусиноозерск


2019 год


Введение

Выбор данной темы для нас неслучаен, потому что проблема смыслового чтения сейчас как никогда актуальна .

Анализируя метапредметные работы, работы по написанию ВПР, позволило выделить недостатки  в подготовке выпускников начальной.

В содержательной линии «Развитие речи» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:

  • умение определять основную мысль текста ;

  • умение составлять план текста ;

  • анализировать текст, использовать информацию для практического применения;

  • умение владеть нормами речевого поведения.

Многие учащиеся не понимают прочитанное и соответственно неправильно выполняют задание.

По математике, при решении текстовых задач – неправильное понимание прочитанного. И как следствие неправильное решение.



1.Смысловое чтение – как понятие.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом мы должны учить детей не только технической стороне чтения, но и смысловой.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным лишь при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

  • В личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

  • В регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

  • В познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

    1. Технология продуктивного чтения

Работая по программе «Школа 2100» мне понравилось как авторы программы литературного чтения Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева предлагают работать над текстом. (технология продуктивного чтения).

Я применяю данную технологию, работая по программе «Школа Росии».

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

2. Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

3. Работа с текстом после чтения (концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Не только последовательность шагов в процессе чтения обеспечивает успешность использования данной технологии. Крайне важным является диалоговый характер чтения текста (ребёнком, взрослым).

Первичное чтение, обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст, - вот задача, которую необходимо решать при работы с текстом. Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматриваются как ведущие приёмы обеспечения понимания основных смыслов текста, «погружения» в текст читателей.

Для организации диалога читателей с текстом необходимо учить младших школьников ставить вопросы к тексту во время чтения, выдвигать предполагаемые ответы на эти вопросы, проверять себя по ходу чтения.

Главная задача педагога - помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к иллюстрации, к тексту и пр.), увидеть их логику, чтобы даже в отсутствие взрослого он смог самостоятельно осмысливать прочитанное. Вопросы подтекстового уровня составляют большую долю вопросов при анализе текста. Отвечая на них, учащиеся делают свои первые текстологические открытия, уточняют догадки о смысле произведения, и это становится основой для дальнейшей беседы о его идее.

Навык чтения - явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

  • Смысловая:

  • · понимание содержания и смысла читаемого.

  • Техническая:

  • · способ чтения,

  • · темп чтения,

  • · правильность чтения,

  • · выразительность.

Понимание и осмысление прочитанного не может быть без хорошей техники чтения.

Как происходит формирование УУД смыслового чтения в начальной школе ?

1 класс. Дети учатся читать, отвечать на простые вопросы, находить инфррмацию.

2 класс. Отвечать на более сложные вопросы, учатся задавать вопросы по тексту.

3 класс. Дети учатся извлекать и читать информацию в разных формах; текст, таблица, схема, модель..

4 класс. Самостоятельно перерабатывать информации., преобразовывать ее, представлять в виде схемы , модели, рисунка, сообщения





































    1. Результаты по чтению за 1 класс 2017-2018 уч.год

В первом классе я решила начать приобрести тетрадь «Диагностика читательской деятельности» авт. О.Б. Панкова. По данной тетради мы работали в 4 четверти, когда все дети научились читать.

Техника чтения 1 класс 2 четверть 28.11.2017 г.

Не читают 2 человека

До 5 слов – 4 человека.

До 10 слов – 7 чел.

До 20 слов – 6 человек.

Свыше 20 слов – 5 человек.



Гистограмма техника чтения учащихся 1 класса на конец учебного года 2017-2018 уч .год (Норма 20-30 слов)





Уровень понимания прочитанного учащихся 1 класса



    1. Работа по тетради М.В. Беденко.

На следующий год я решила 1 час по внеурочной деятельности посвятить смысловому чтению. Написала программу, выписали сборники по смысловому чтению авт. Беденко М.В. Завели читательские дневники. Стала отслеживать навык чтения у детей,

Тетрадь-тренажер. Смысловое чтение. Беденко М. В.

Данное пособие представляет собой авторский учебный курс, позволяющий подготовить учащихся младших классов к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами - от учебников физики и химии до инструкции по пользованию электроприборами. Курс направлен на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации таких текстов как в устной, так и письменной форме, что отвечает требованиям ФГОС НОО в части формирования личностной и метапредметной составляющей процесса обучения.

Тексты составлены таким образом, что позволяет организовать работу индивидуально, работу в парах, группах. В сборнике за 2 класс представлены тексты двух видов содержащие сказочные подробности (они отмечены *)и предлагающие достоверную информацию. Тексты научные, сказочные и информационные.

В пособии присутствуют такие задания, как: «Выбери правильный ответ из предложенных», «Дорисуй рисунок».

Практически после каждого познавательного текста даются вопросы на осмысление: «Как ты понимаешь выражение «Не покладая лап»?», «Кто обувает лошадей?», «Как ты думаешь, почему асбест называют горным льном?», «Что помогает жирафам скрываться от наблюдателей в африканском редколесье?», «Что общего у английской пословицы «Что толку запирать ворота, если лошадь уже украли?» и у басни Эзопа «Чиж»?»

Также есть задания, направленные на формирование умения выражать собственные мысли: «Опиши, каким образом черепахе удалось обогнать хомяка».

Встречаются и задания, типа: «Придумай заголовок к тексту», «Напиши заголовки к каждому из абзацев текста».

Присутствуют задания на сравнение: «Вспомни, в каком еще тексте слово «нос» имело другое значение».

Практически после каждого текста предлагаются вопросы с выбором правильного варианта ответа.

Я считаю, что эта тетрадь подойдет не только для развития навыков смыслового чтения, но и для формирования умения ориентироваться в тексте, развития творческих способностей ребенка и познавательных ууд. В тетради содержатся вопросы, направленные на осмысление текста, его озаглавливание, озаглавливание частей, объяснение идеи и смысла пословиц.

В тетради представлены задания, которые, в зависимости от вопроса, помогают ребенку определиться с целью и видом чтения. Например, задание: «Запиши все вопросы, которые соседи задавали огороднику» побуждает ученика к изучающему чтению (творческое задание, поиск ключевых слов).

Данное пособие можно использовать как во внеурочной деятельности, так и на уроках. Предназначается учителям, ученикам начальной школы и их родителям.





























    1. Результаты по чтению за первое полугодие

учащихся 2 класса 2018 год

Гистограмма техники чтения учащихся 2 класса на начало 1 четверти норма слов 25-30

Норма – 4 человека

Выше нормы – 19 чел

Ниже нормы – 2 чел

Уровень понимание прочитанного учащимися на начало 1 четверти





Гистограмма техники чтения за первое полугодие учащихся 2 класса (31-40 слов )





Уровень понимание прочитанного учащихся 2 класса за первое полугодие.

    1. Приемы формирования навыка смыслового чтения

Приём №1. Деформированный текст.

Цель: сформировать умения восстанавливать события .

1. Ученики про себя читают деформированный текст .

2.Совместно с учителем определяют о ком или о чем говорится в тексте.

Приём № 2. Читаем и спрашиваем.

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.(Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)

3. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой - отвечает на него.

4. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

Приём № 3 «Ключевые слова» 
Это слова, по которым можно составить рассказ на определенную тему.

Приём № 4. Синквейн.

Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову проработанного текста.

Синквейн - «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing - пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна

Существительное (тема).

Два прилагательных (описание).

Три глагола (действие).

Фраза из четырех слов (описание).

Существительное (перефразировка темы).

Например:

Прием № 5 Составление вопросного плана

Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

· В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Прием № 6 Ромашка Блума

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.

Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации.

Классификация вопросов Б. Блума:

· Простые вопросы.

Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?


Уточняющие вопросы.

Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов «да» - «нет» и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

· Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

Творческие вопросы.

Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?


 Оценочные вопросы.

Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ...? Что лучше? Правильно ли поступил ...?


 Объясняющие(интерпретационные) вопросы.

Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова"Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты


 Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.

Как бы я поступил на месте героя?



















Заключение

Ученые установили, что на успеваемость школьников влияет более двухсот факторов. Фактором номер один является овладение навыками осознанного чтения. Смысловое чтение – это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов.

При формировании смыслового чтения выступают не только художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация учебников, дополнительной литературы по всем учебным дисциплинам в начальной школе.

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать  учителям следующее:

  • выбирать наиболее рациональные      виды чтения для усвоения  учащимися нового материала;

  • формировать у учащихся интерес  к чтению путем внедрения  нестандартных форм и методов работы с текстом;

  • определять характер   деятельности   различных      групп     учащихся  при работе с учебником;

  • предвидеть     возможные     затруднения    учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;

  • повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их  продвижения вперед;

  • организовывать     различные  виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;

  • обучать      самоконтролю и     самоорганизации    в различных  видах



Приложение 1.

Приведу пример, как проводилась работа над ответами на вопросы к IV части рассказа Д. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка» ( Литературное чтение 3 класс). Порядок работы был такой: часть читалась учащимися по отдельным законченным отрывкам (их четыре), затем они отвечали на вопросы по каждому отрывку. После этого школьники формулировали основную мысль отрывка.

Первый отрывок

- Как выдумаете, зачем автор описывает подробно наступление зимы? (Автор подробно описывает наступление зимы, чтобы показать, сто Серой Шейке стало очень тяжело жить. Она оказалась в беде.)

- Как себя чувствовала Серая Шейка с наступлением зимы? (Серая Шейка боялась зимы, потому что полынья замёрзнет и уточка окажется беззащитной.)

- А как Лиса встретила наступление зимы? (Она обрадовалась, что Серая Шейка скоро окажется беззащитной, её можно будет съесть.)

Основная мысль отрывка: беззащитная Серая Шейка боится зимы.

Второй отрывок

-  Как Лиса пытается вызвать Серую Шейку на берег? (Лиса хотела запугать Серую Шейку. Сначала она пыталась уточку вызвать на берег ласково. Она была хитрая.)

- Какими словами автор подчёркивает хитрость Лисы? (Читается отрывок из текста)

- Какими словами автор называет Серую Шейку? Как он к ней относится? (Он называет уточку беззащитной, несчастной, сочувствует Серой Шейке. Ему жаль уточку.)

Основная мысль отрывка: хитрая Лиса пытается выманить Серую Шейку на берег.

Третий отрывок

- Как изменилось поведение Лисы, когда полынья совсем замёрзла? (Лиса издевается над уточкой. Она стала теперь прямо говорить, что хочет её съесть.) Прочитайте слова Лисы.

Основная мысль отрывка: Лиса издевается над Серой Шейкой.

Четвертый отрывок

- Как отнёсся Заяц к поступку Лисы? (Заяц осуждал Лису. Он возмущался «всем своим заячьим сердцем».)

- Как относится Заяц к уточке? (Ласково, дружески. Он сочувствует ей.)

Основная мысль отрывка: Заяц сочувствует Серой Шейке.

         Из данного примера видно, как от характера вопроса зависит построение ответа: вопросы направляют мысль учащегося в определённое русло и помогают сознательно использовать в своей речи  выражения автора и те слова, которые вводит учитель для характеристик действующих лиц.

         После ответов на вопросы школьники легко справились с составлением плана  IV части, т.к. короткое, точное выражение содержания основных отрывков являются одновременно и планом части, и кратким изложением. При этом в плане нашла отражение работа над словами, показывающими эмоциональную оценку событий, действующих лиц.

         Был составлен такой план:

1.     Пришла зима. Беззащитная Серая Шейка боится зимы.

2.     Хитрая Лиса пытается выманить уточку на берег.

3.     Лиса издевается над беззащитной Серой Шейкой.

4.     Заяц сочувствует уточке.

Приложение 2

Текст «Почему мы любим зеленый цвет». (тетрадь тренажер М. Биденко). Учимся делить текст на смысловые части, писать план.

    1. Что выяснили ученые?

    2. Какой цвет приятнее для человека и почему?

Основная мысль первого отрывка : Зеленый цвет успокаивает придает уверенность.

1.Чем питались наши предки?

2. Какие луга полюбились и обещали сытую жизнь?

Основная мысль: Предки полюбили зеленый цвет – это их питание.

  1. Кем были наши предки?

  2. Где они выискивали добычу?

Основная мысль6 Предки охотники искали добычу в зеленой траве и кустарниках.

Приложение 3

Синквейн к рассказу «Бражник» (М. Беденко).

1.Бражник

2.Необычная, крупное.

3.Живет, напоминает, удается

4. Красивый цветок не ломается.

5. Радость

Приложение 3

Восстановление деформированного текста

Задание: Представь, как могли развиваться события: восстанови текст.

-Он купил третий калач и съел, и ему все еще хотелось есть. 3.

- Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку». 5.

-Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему все еще хотелось есть. 1.

-Он купил другой калач и съел; ему все еще хотелось есть. 2.

-Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. 4.

Оцени себя. Умеешь ли ты представлять, как будут развиваться события в рассказе. Сверь свой ответ с ответами одноклассников. Исправь ошибки, если они есть.

Приложение 4

Работа с текстом по «Технологии Продуктивного чтения»

Текст «Необычная охота». (М. Беденко)

1. Работа с текстом до чтения

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Прочитайте имя автора и название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту.

Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете?

Прочитайте ключевые слова и словосочетания на экране.

Значение каких слов вам непонятно? Как вы думаете, что обозначает это слово?

Где мы можем найти значение этого слова?

(Можно заранее приготовить презентацию с фотографиями и определением значения слов.)

Предположите, о чем будет текст?

Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, и мы увидим, насколько точны были наши предположения.


2. Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Чтение 1 абзаца.

Наш текст разделен на абзацы. Посмотрите, сколько их?

Дальше учитель задает уточняющие вопросы, например:

Где происходят события?

Что делают местные жители каждый день?

Почему осторожно ловят лягушку?

Что делают со стрелами?

Для кого предназначаются стрелы?

Как выдумаете, что произойдет дальше?

Чтение 2 абзаца.

Что выделяет тело лягушки?

Чем он опасен?

Почему взрослые и дети спокойно берут ее на руки?

3. Работа с текстом после чтения 

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они?

Ожидали ли вы такого развития действия?

Что вас удивило в рассказе?

Что было самым интересным?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!