СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает обучать детей смысловому чтению.

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение на уроках биологии»

Смысловое чтение нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания нужно не просто прочесть текст, но необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Давайте рассмотрим на конкретном примере. Фрагмент урока по биологии в 8 классе при изучении темы : многообразие млекопитающих.

Дан текст

Кроты — это млекопитающие. Эти маленькие зверьки неслышимые и невидимые, но в то же время они живут практически всюду. Люди часто не замечают необычных животных, потому что они редко выходят на поверхность. Ученым известно около 40 различных видов кротов. Слово «крот» буквально можно перевести как «копатель». Оно имеет древние славянские корни, и на многих языках произносится очень похоже. Один из самых необычных кротов живет в Канаде и юго-восточных штатах Америки. У этого зверька на носу кожные наросты в количестве 22 штук, поэтому крота назвали звездонос. Подвижные отростки помогают ему находить пищу и двигает он ими в этот момент очень быстро, крот может своими «усами» проверять до 30 мелких объектов в секунду. Еще один совсем не типичный крот обитает в Японии. Это японский землеройковый крот, он может взбираться даже на деревья, а зимой этот крот обживает опустевшие гнезда птиц и скворечники, расположенные часто на высоте четырех метров от земли.

В Ленинградской области мы можем встретить крота обыкновенного(европейского). Длина тела варьируется в пределах 13 – 15 сантиметров, а длина хвостика 2 – 4 см. Формой туловище крота напоминает меховой мешок, передняя часть которого мало чем отличается от задней. И в этом есть глубокий смысл при его образе жизни и способах передвижения. Крот строит целые подземные лабиринты, узкие ходы которых не предполагают разворота и двустороннего движения. Поэтому крот способен бегать как вперед, так и задом наперед с одинаковой ловкостью и скоростью. Способности двигаться задом способствуют и специфические особенности меха крота – волосы растут перпендикулярно к коже и легко гнуться в любую сторону. То есть у крота отсутствует понятие “против шерсти”. Зрение у крота развито плохо, а вот слух и обоняние развиты хорошо. Крот обыкновенный живет под землей и на поверхности появляется редко.

Крот-трудолюбивое животное, за один час он может прокопать ход длиной 3 метра. Длина же всех его лабиринтов составляетот200-300метров. Этот сложный многоэтажный лабиринт “тянет” на полноценное поместье, где есть, и зона для охоты и добывания пищи, и территория для прогулок. Спальня, столовая, туалет, пищевые склады проектируются и создаются с сознаньем дела. Верхние тоннели лабиринта обустраиваются на глубине 10 – 25 сантиметров от поверхности почвы и предназначены для поиска пищи. Крот способен съесть все, что движется, при условии, что он может справиться с добычей. Лягушки, ящерицы, змеи, насекомые, маленькие зверьки– все идет на пользу прожорливому кроту. Основной пищей для него служат дождевые черви. К растительной пище он равнодушен. Без еды крот может прожить не более 14-17часов. Живут кроты от 4 до 7 лет. Кроты, прокладывая свои тоннели помогают земле «дышать» Попутно этот подземный житель уничтожает всех вредных насекомых и их личинки.

Озаглавьте текст.

Ответь на вопросы:

1)Чем питаются кроты?

2)В чем необычность японского крота?

3)На основании какого признака крота относят к классу млекопитающих?

4)Зачем кроту нужны лабиринты?

5)В чем польза и вред кротов?

6) За день крот может съесть столько же сколько весит сам. В связи с чем он так много ест?

На часть вопросов ответ есть в тексте, но на несколько вопросов можно ответить только, если переработать все содержание в комплексе.

Очень важно у современных детей вырабатывать навык смыслового чтения текста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!