Особенности формирования смыслового чтения
на уроках математики при решении текстовых задач
Бочкарева Е.И.,
учитель математики
МАОУ СОШ№11 г.Белово
Одним из требований современного общества к человеку относится работа с большим объемом информации (собирать, систематизировать, анализировать, делать выводы). Перед школой ставиться задача: воспитание личности, которая способна в разных ситуациях собирать факты, делать важные обобщения, приводить аргументированные выводы и самостоятельно работать над собственным развитием.
Решением таких задач станут умения грамотного чтения, которые обеспечат успешность детей в учебе, а взрослых в работе.
Процесс грамотного чтения условно можно разделить на три этапа:
Восприятие текст, осмысление его содержания, установление значений неизвестных или мало понятных слов.
Интерпретация текста, извлечение смысла на основе имеющихся знаний.
Присвоение добытых знаний как собственных в результате размышления.
Умение смыслового чтения является актуальным в свете перехода на ФГОС, где обучающимся недостаточно прочитать текст, его необходимо понять, дать оценку, выделить главное. Этот вид чтения относится к метапредметным результатам основной образовательной программы.
Работа с текстом является связующим звеном всех учебных предметов. На уроках ученикам постоянно приходиться работать с разными текстами, которые необходимо понять, осмыслить. Это становится одной из важнейших задач в школе – научить читать правильно. Правильно – значит вдумчиво, не упуская деталей, соотносить полученные знания с уже имеющимися.
Развитие умений смыслового чтения на уроках математики связано с умением решать текстовые задачи. Из-за того, что ученики невнимательно читают условие или не могут отделить условие задачи от вопроса, допускаются ошибки при решении.
К основным направлениям формирования умений работы с текстом на уроках математики при решении текстовых задач можно отнести:
выделение в тексте главного;
умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
умение пользоваться образцами решения задач;
запоминание определений, формул, теорем.
работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
Н.Н. Сметанниковой в книге «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС» М: Баласс, 2011, выделяет три этапа продуктивного чтения: предтекстовая деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность. На каждом этапе чтения можно использовать различные приемы, которые делают процесс чтения более осмысленным, помогают выделять главное и формируют умения графически представлять результат работы с текстом.
Перед началом работы с текстом можно использовать такие приемы как : «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Батарея вопросов». В процессе чтения задачи подойдут приемы: «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками», «Чтение про себя с пометками». После того как задача будет прочитана нужно перейти к осмыслению текста: «Верные – неверные утверждения», «Тонкие и толстые вопросы», «Составление краткой записи».
Рассмотрим некоторые приемы на уроке математики при решении.
I. Составление краткой записи условия задачи
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
Пример составления краткой записи условия задачи:
Школьники помогали в уборке моркови и работали 4 дня. В первый день они собрали на 230 кг больше, чем во второй день, и на 150 кг больше, чем в третий день. В третий день они собрали на 259 кг меньше, чем в четвертый. Сколько килограммов моркови собрали школьники за все 4 дня, если в первый день они собрали 650 кг? (Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс)
I
650 кг 1) 650-230=420 (кг) – за II день;
II на 230 кг 2) 650-150=500 (кг) – за III день;
I
II на 150 кг 3) 500+259=759 (кг) – за IV день;
IV на 259 кг чем 4) 650+420+500+759=2329 (кг) –
собрали за все 4 дня
Правильно составленная краткая запись к задаче поможет не допустить ошибки в вычислениях.
II. Составление задач по схеме или таблице
Используя рисунок, составьте задачу и решите ее с помощью уравнения
(Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс)
у 74
у+74=172
у=172-74
у=98
Для решения данной задачи, ученикам потребуется умение работать с иллюстрациями. При составлении задач по схемам (чертежам, рисункам), у обучающихся развиваются такие операции мышления как: анализ, синтез, сравнение и обобщение.
III. «Тонкие» и « толстые» вопросы
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? | Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
Такой прием позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После прочтения текста задачи учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса. «Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа.
Использование учителем таких приемов смыслового чтения при решении текстовых задач на уроках математики способствует лучшему усвоению информации и облегчит процесс решения для учеников, сократив количество ошибочных действий.