Смысловое чтение на уроках разных предметов
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дидро
Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов
Познавательные
УУД
Личностные
УУД
Регулятивные
УУД
Исследовательские
и проектные
Коммуникативные
УУД
Чтение
в составе УУД
Смысловое чтение
Это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Г.С. КОВАЛЕВА,
Э.А. КРАСНОВСКИЙ
Группы читательских умений
Интерпретация текста
Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла,
Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка
нахождение информации
Прием «Кластер»
Приставка
Окончание
Изменяемая часть слова
Состав слова
Служит для образования новых слов
Корень
Суффикс
Основная часть слова
Изменяется по падежам
собственное
Ж.р
нарицательное
единственное
Число
Имя существительное
М.р
Род
Множест
венное
Ср.р
Что?
Кто?
Обозначает предмет
Неодушевлённое
Одушевлённое
Задание: Составить кластер о дочерях (синие ячейки – о старших дочерях, красные – о младшей)
Дочери
Смелый,
мужественный
Радостные,
веселые
О
Находчивый,
решительный
М
Испуганные,
беззащитные
неопытные
А
Волнующийся,
самоотверженно
любящий
хищник,
морское чудовище
Приём «Диаграмма Венна»
Приёмыш
Соболько
Что общего
Приём «Синквейн»
Ученики
Любимые и разные.
Дерзают, думают, шалят…
Без них не хватает чего-то.
Судьба.
- Дочь
- Отзывчивая,добрая
- Заботится, оберегает, жертвует
- Жить ради других.
- Чувство.
Синквейн
ЧИСЛО
СОСТАВНОЕ
ПРОСТОЕ
ОТМЕРЯЕТ
ХРАНИТ
СЧИТАЕТ
СЧЕТА
СТОРОЖ
ГЛАВНЫЙ
ОНО
ПОРЯДОК
«Толстые» и «тонкие» вопросы
- Соответствует ли название рассказа его содержанию?
- Почему Е.И. Чарушин назвал рассказ именно так?
- Чем занимался Евгений Иванович в зоосаде? Прочитайте.
- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?
- Когда происходит действие рассказа? Прочитайте.
- Почему так рано? Прочитайте.
Ключевые слова
- я рисую животных
- все звери играют
- придавил, отнял метлу
- хрустнуло что-то сзади
- идут на меня
- все из рук попадало
- хочет сшибить , растоптать, забодать
- громадные, с желтыми клыками
- ползу, перебираюсь по загородке
- чуть я не слетел
- стыдно стало
Верные и неверные утверждения
Утверждение
НЕВЕРНО
ВЕРНО
Произведение разделить на один множитель, то получится другой множитель.
НЕВЕРНО
ВЕРНО
Если число умножить на нуль, то получится то же самое число.
ВЕРНО
НЕВЕРНО
Приём: «Верите ли Вы…»
- что тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
- что угол – это геометрическая фигура.
- что бывают углы остроумные и тупые.
- что бывает угол прямой.
- что угол может быть тощим.
«Верите ли вы...»
- что можно научиться плавать, держась за коровий хвост?
- что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты?
- что можно жить в деревенском доме и мечтать воспитывать кенгуру?
- что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?
Ромашка Блума
Приём «Работа с вопросником»
- Почему дед Кокованя решил взять Дарёнку к себе?
- Как жилось Дарёнке в чужой семье?
- Как зажили втроём Кокованя,
Дарёнка и Мурёнка?
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
1. М. В. Ломоносов родился в 1711 году в Москве.
2. Отец М. Ломоносова был рыбаком.
3. В 11–12 лет он стал учить грамоту.
4. Его первым учителем был дьячок местной церкви.
5. М. Ломоносов в 15 лет решил отправиться в Москву.
6. В это время английский язык был международным языком науки.
7. За отличную учебу Ломоносов был отправлен в Петербург, а потом в Англию.
8. По возвращении на родину М. Ломоносов начал работать в Петербургской академии наук.
Приём «Восстанови текст».
Первая охота.
Ящерка сидела на камне и грелась на солнышке.
К ней подкрался щенок и схватил её за хвост.
Ящерка извернулась и убежала.
Остался у щенка только хвост в зубах.
Щенок фыркнул и отбросил его.
А ящерка сидит под камнем и новый хвост отращивает.
Приём «Лови ошибку»
Описание приема.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока
Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.
Приём «Алгоритмы»
- 1.Задать вопрос к слову.
- 2.Определить, что обозначает это слово.
- 3.Название части речи.
Алгоритм определения глагола.
Поставь к слову вопрос.
Слово отвечает на вопрос
что делает?, что сделает? …
Да.
Определи, что обозначает слово.
Слово обозначает действие предмета?
Нет.
Да.
Это глагол.
Это другая часть речи.