СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Нажмите, чтобы узнать подробности

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (Владивосток, очный семинар, октябрь 2016: мнение преподавателей разных предметов)  •Дети не понимают тексты (плохо читают).…  •Трудности с построением рассуждения.  •Не умеют анализировать: причинно-следственные связи, аргументация…  •Не умеют выстроить оценочное суждение (например, по картинке – хорошо, плохо).  •На уроке понимают, но не запоминают (долговременная память).  •Перевод текста в схему. Составление устного рассказа по схеме.  •Работа с планом текста (составление плана текста, пересказ по плану).  •Зная правила правописания, не могут применить на практике или применяют с ошибками  

Просмотр содержимого документа
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Технология продуктивного чтения Надолинская И. В., доцент кафедры общественных дисциплин

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Технология продуктивного чтения

Надолинская И. В., доцент кафедры

общественных дисциплин

МОЗГОВОЙ ШТУРМ Какие проблемы обучения современных школьников наиболее актуальны для вас?

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Какие проблемы обучения современных школьников наиболее актуальны для вас?

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (Владивосток, очный семинар, октябрь 2016: мнение преподавателей разных предметов) • Дети не понимают тексты (плохо читают).… • Трудности с построением рассуждения. • Не умеют анализировать: причинно-следственные связи, аргументация… • Не умеют выстроить оценочное суждение (например, по картинке – хорошо, плохо). • На уроке понимают, но не запоминают (долговременная память). • Перевод текста в схему. Составление устного рассказа по схеме. • Работа с планом текста (составление плана текста, пересказ по плану). • Зная правила правописания, не могут применить на практике или применяют с ошибками.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (Владивосток, очный семинар, октябрь 2016: мнение преподавателей разных предметов)

Дети не понимают тексты (плохо читают).…

Трудности с построением рассуждения.

Не умеют анализировать: причинно-следственные связи, аргументация…

Не умеют выстроить оценочное суждение (например, по картинке – хорошо, плохо).

На уроке понимают, но не запоминают (долговременная память).

Перевод текста в схему. Составление устного рассказа по схеме.

Работа с планом текста (составление плана текста, пересказ по плану).

Зная правила правописания, не могут применить на практике или применяют с ошибками.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (Томск, скайп-семинар, октябрь 2016: мнение историков) • Разный уровень детей – одарённые и другие. Нужно дойти до каждого… • Натаскивание на ЕГЭ (ОБЪЕМ знаний) и системно-деятельностный подход (умения).Как это совместить (объем, время). • Низкая мотивация – зачем им это? • Большой объемы текстов – теряют смысл по ходу чтения. • Тексты сложные, язык академический, требуется «перевод». • Тексты не соответствуют возрасту учеников: поднимаются те проблемы, по которым у них нет жизненного опыта. • Задания стали сложнее за счет аналитики, требуют понимания истории – неподъёмные для большого числа детей. • Понятийный аппарат: в разных учебниках истории разные определения. • Новое сочинение по истории – нет исторического мышления: причины, вывод…

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

(Томск, скайп-семинар, октябрь 2016: мнение историков)

Разный уровень детей – одарённые и другие. Нужно дойти до каждого…

Натаскивание на ЕГЭ (ОБЪЕМ знаний) и системно-деятельностный подход (умения).Как это совместить (объем, время).

Низкая мотивация – зачем им это?

Большой объемы текстов – теряют смысл по ходу чтения.

Тексты сложные, язык академический, требуется «перевод».

Тексты не соответствуют возрасту учеников: поднимаются те проблемы, по которым у них нет жизненного опыта.

Задания стали сложнее за счет аналитики, требуют понимания истории – неподъёмные для большого числа детей.

Понятийный аппарат: в разных учебниках истории разные определения.

Новое сочинение по истории – нет исторического мышления: причины, вывод…

ФГОС (предметные результаты по истории+)

Из «ИКСа»

  • Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной,
  • Формировать у учащихся ценностные ориентации,

культурной самоидентификации личности ;

направленные на воспитание патриотизма,

гражданственности и межнациональной толерантности.

  • овладение знаниями, …закономерностями развития
  • Патриотическая основа… общероссийская

общества (с использованием разных подходов – цивилизационного, многофакторного…);

идентичность… в прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты .

  • воспитание российской идентичности: патриотизма ,.. гражданственности /,… усвоение базовых национальных… гуманистических и демократических ценностей , уважение к историческому наследию народов России;
  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках
  • .. гражданская активность
  • Гордость военными победами… труд народа … начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры.
  • Мы граждане великой страны с великим прошлым… должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать , …
  • Увеличить число часов по истории культуры.
  • История религий …должна излагаться системно.
  • Представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении.
  • … научить ребят самостоятельно делать выводы… аналитический разбор исторического процесса — с общими характеристиками и оценками .

информацию о событиях и явлениях прошлого…, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней ;

  • формирование умений применять исторические

знания в деятельности в современном поликультурном, полиэтничном, многоконфессиональном мире.

Квалифицированный читатель -  человек, умеющий осмыслить сложную, возможно противоречивую информацию, данную в тексте, уловить позицию автора, его мотив, намерения, цели – явные и скрываемые;  человек, способный нравственно и духовно самосовершенствоваться, учиться на чужих примерах и задумываться над смыслом жизни.

Квалифицированный

читатель -

  • человек, умеющий осмыслить сложную, возможно противоречивую информацию, данную в тексте, уловить позицию автора, его мотив, намерения, цели – явные и скрываемые;
  • человек, способный нравственно и духовно самосовершенствоваться, учиться на чужих примерах и задумываться над смыслом жизни.
Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС .

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС .

Учебные стратегии – набор действий, который принимает обучающийся, для более эффективного, результативного обучения. Стратегия алгоритм  Стратегия умения, навыки

Учебные стратегии

набор действий, который принимает обучающийся, для более эффективного, результативного обучения.

Стратегия алгоритм

Стратегия умения, навыки

СТРАТЕГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ Поиск информации и понимание прочитанного Преобразование и интерпретация Оценка информации

СТРАТЕГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Поиск информации и понимание прочитанного

Преобразование и интерпретация

Оценка информации

ВИДЫ ТЕКСТА Сплошные (описание, повествование, научный комментарий, инструкция) Несплошные (графики, диаграммы, схемы, таблицы, плакаты)

ВИДЫ ТЕКСТА

Сплошные

(описание, повествование, научный комментарий, инструкция)

Несплошные

(графики, диаграммы, схемы, таблицы, плакаты)

Стратегии чтения научного и учебного текстов Стадии смыслового чтения Вызов Рефлексия Осмысление

Стратегии чтения

научного и учебного текстов

Стадии смыслового чтения

Вызов

Рефлексия

Осмысление

Вызов Осмысление 1. Актуализация имеющихся знаний 2. Пробуждение интереса к получению новой информации 3. Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний Рефлексия 1. Активное получение новой информации 2. Осмысление новой информации, соотнесение её с собственными знаниями 3. Корректировка учеником собственных целей. 1. Размышление, рождение нового знания. 2. Выработка собственного отношения к новому знанию. 3. Обмен идеями. 4. Постановка учеником новых, собственных целей обучения (новый вызов)

Вызов

Осмысление

1. Актуализация имеющихся знаний

2. Пробуждение интереса к получению новой информации

3. Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний

Рефлексия

1. Активное получение новой информации

2. Осмысление новой информации, соотнесение её с собственными знаниями

3. Корректировка учеником собственных целей.

1. Размышление, рождение нового знания.

2. Выработка собственного отношения к новому знанию.

3. Обмен идеями.

4. Постановка учеником новых, собственных целей обучения (новый вызов)

ОСНОВНЫЕ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ Относительно простые действия  Более трудные действия Извлечение фактуальной инф. Извлечение подтекстовой инф. Извлечение концептуальной инф. Формулирование главной мысли текста Анализ (выделение частей, значимой инф.) Обобщение в виде простых выводов Сравнение Классификация Определение понятия Подведение под понятие (доказательство) Поиск причин и следствий и её аргументация Определение своей позиции (оценки)

ОСНОВНЫЕ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ

Относительно простые действия Более трудные действия

Извлечение

фактуальной инф.

Извлечение

подтекстовой инф.

Извлечение концептуальной инф.

Формулирование главной мысли текста

Анализ

(выделение частей, значимой инф.)

Обобщение в виде простых выводов

Сравнение

Классификация

Определение понятия

Подведение под понятие (доказательство)

Поиск причин и следствий

и её аргументация

Определение своей позиции (оценки)

Как выполнять продуктивные задания? Общий алгоритм Кто был главой советского государства с 1955 по 1964 год? Прочтите отрывок из воспоминаний и запишите фамилию автора = - Узнать автора по его воспоминаниям. 1. Осмысли цель задания (что надо сделать?). 2. Найди и  отбери нужную информацию (текст, рисунок, предварительные сведения). 3. Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…). 4.Сформулируй ответ, так как это требуется   - Как узнать автора? Надо найти в тексте  факты: что делал, кем был, с кем был  знаком… Он «критиковал Сталина», значит, жил при нём или после… диссидент? … Нет - он сам был «Председателем Совмина»! … О! Ещё и главой партии. Значит – Хрущёв? Брежнев? (нет, он не критиковал). Горбачёв? Что здесь есть еще? Булганин… не помню такого. «Выносит на суд истории…», значит вопрос со Сталиным для него важен – тогда Хрущёв, а не Горбачёв! -   « ) Регулятивные. Познавательные . Личностные . Коммуникативные

Как выполнять продуктивные задания? Общий алгоритм

Кто был главой советского государства с 1955 по 1964 год?

Прочтите отрывок из воспоминаний и запишите фамилию автора

=

- Узнать автора по его воспоминаниям.

1. Осмысли цель задания (что надо сделать?).

2. Найди и отбери нужную информацию (текст, рисунок, предварительные сведения).

3. Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…).

4.Сформулируй ответ, так как это требуется

 

- Как узнать автора? Надо найти в тексте факты: что делал, кем был, с кем был знаком…

Он «критиковал Сталина», значит, жил при нём или после… диссидент? … Нет - он сам был «Председателем Совмина»! … О! Ещё и главой партии. Значит – Хрущёв? Брежнев? (нет, он не критиковал). Горбачёв? Что здесь есть еще? Булганин… не помню такого.

«Выносит на суд истории…», значит вопрос со Сталиным для него важен – тогда Хрущёв, а не Горбачёв!

-

«

)

Регулятивные. Познавательные . Личностные . Коммуникативные

Технология продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения

Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам? На любом уроке и в жизни мы читаем разные тексты, которые необходимо понять. Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов. Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов. Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.

Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам?

На любом уроке и в жизни мы читаем разные тексты, которые необходимо понять.

Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.

  • Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.
  • Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.

Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам   технология формирования типа правильной читательской деятельности

Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам

технология формирования типа правильной читательской деятельности

 ВСПОМНИМ,  ЧТО НАМ ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

ВСПОМНИМ, ЧТО НАМ ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Что такое ЧТЕНИЕ?  Учебный предмет Процесс освоения текста Общеучебное умение (компетенция)  Из образовательной программы «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте

Что такое ЧТЕНИЕ?

  • Учебный предмет
  • Процесс освоения текста
  • Общеучебное умение (компетенция)

Из образовательной программы

«Сквозная цель образования - воспитание

грамотного, компетентного читателя,

человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».

Выделите ключевое словосочетание в данном тексте

  • «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте
  • «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте

Кого можно назвать  « грамотным читателем»?  Грамотность чтения – это способность понимать  письменные тексты рефлексировать на содержание текстов:  - размышлять над содержанием  - оценивать прочитанное  - излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.) Выделите главную составляющую грамотности чтения

Кого можно назвать « грамотным читателем»?

Грамотность чтения – это способность

  • понимать письменные тексты
  • рефлексировать на содержание текстов:

- размышлять над содержанием

- оценивать прочитанное

- излагать свои мысли о прочитанном

  • использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)

Выделите главную составляющую грамотности чтения

Что такое  ПОЛНОЕ понимание текста?  Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста?

Это вычитывание трех видов текстовой информации:

  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
  • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
 Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ Просмотровое  Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет анализ заголовка, подзаголовка просмотр схем, таблиц, оглавления Изучающее Ознакомительное Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации Цель: извлечение основной информации  (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать) выделение смысловых частей вычитывание подтекста чтение по абзацам графические пометки

Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ

Просмотровое

Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет

  • анализ заголовка, подзаголовка
  • просмотр схем, таблиц, оглавления

Изучающее

Ознакомительное

Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации

Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)

  • выделение смысловых частей
  • вычитывание подтекста
  • чтение по абзацам
  • графические пометки

Каждый образованный человек умеет читать любые тексты.  А учит ли этому школа? Традиционный урок чтения: Преобладает чтение вслух Вопросы на понимание факт. информации, пересказ ЖИЗНЬ: Традиционный урок чтения: Учитель готовит детей к восприятию текста Первым новый текст читает учитель  До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать , сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. 2) Во время чтения Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них 3) После чтения в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других  23

Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа?

Традиционный урок чтения:

  • Преобладает чтение вслух
  • Вопросы на понимание факт. информации, пересказ

ЖИЗНЬ:

Традиционный урок чтения:

  • Учитель готовит детей к восприятию текста
  • Первым новый текст читает учитель
  • До чтения

У книжной полки сами решаем, читать или не читать , сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п.

2) Во время чтения

Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них

3) После чтения

в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других

23

 ПОИСК РЕШЕНИЯ,  ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ    1. Знакомство с технологией формирования типа правильной читательской деятельности (технологией продуктивного чтения) 2. Использование технологии при чтении учебно-научных текстов

ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

1. Знакомство с технологией формирования типа правильной читательской деятельности

(технологией продуктивного чтения)

2. Использование технологии при чтении учебно-научных текстов

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (с 1999 г.)  Цель - понимание текстов  Алгоритм - три этапа работы с любым текстом: Тексты учебников по всем предметам с подтекстом, интригующими названиями и т.п.  до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.  Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 25

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (с 1999 г.) Цель - понимание текстов Алгоритм - три этапа работы с любым текстом:

Тексты учебников по всем предметам с подтекстом, интригующими названиями и т.п.

  • до чтения текста

просмотровое чтение

Результат:

предвосхищение чтения, создания мотива для чтения

2) Во время чтения текста

изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.

Результат:

понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

25

1-й этап. Работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:  названию  имени  автора - иллюстрациям  (перед текстом)  выделенным словам  (просмотровое чтение) - привлекая предшествующий читательский опыт ↓ мотивирование чтения

1-й этап. Работа с текстом до чтения

Цель: прогнозирование будущего чтения.

Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:

  • названию
  • имени автора

- иллюстрациям (перед текстом)

  • выделенным словам (просмотровое чтение)

- привлекая предшествующий читательский опыт

мотивирование чтения

2-й этап.  Работа с текстом во время чтения Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.) ПРИЕМ: диалог с автором Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл) Прогнозировать О тветы на эти вопросы П роверять свои прогнозы, по ходу чтения ↓ интерпретация текста

2-й этап. Работа с текстом во время чтения

Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)

ПРИЕМ: диалог с автором

  • Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл)
  • Прогнозировать О тветы на эти вопросы
  • П роверять свои прогнозы, по ходу чтения

интерпретация текста

3-й этап.  Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. - Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. - Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов ↓ корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом

3-й этап. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.

- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов

корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом

 ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ    ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ (АЛГОРИТМ РАБОТЫ)

ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ

(АЛГОРИТМ РАБОТЫ)

Подготовка текста к продуктивному чтению на уроке Продолжаем анализировать памятку.

Подготовка текста к продуктивному чтению на уроке

Продолжаем анализировать памятку.

 Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке Прочитайте текст , выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту) Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.) Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)

Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке

  • Прочитайте текст , выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию
  • Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту)
  • Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)
  • Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа )
  • Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
 Продуктивное чтение для художественных и учебно-научных текстов отличается, но суть одна.  Прочитайте текст , выделите в нем фактуальную, подтекстовую (если есть) и концептуальную информацию Определите роль данного текста на уроке (Художественный текст – художественная задача; учебно-научный текст: поиск решения проблемы, выполнение продуктивного задания) Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.) Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения (диалог с авторов, комментарии и т.п.) Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту) Опять же экране дублирует памятку-практикум – показывает шаги подготовки текста. Здесь лучше выполнить практикум по памятке – поработать с данным там текстом.

Продуктивное чтение для художественных и учебно-научных текстов отличается, но суть одна.

  • Прочитайте текст , выделите в нем фактуальную, подтекстовую (если есть) и концептуальную информацию
  • Определите роль данного текста на уроке (Художественный текст – художественная задача; учебно-научный текст: поиск решения проблемы, выполнение продуктивного задания)
  • Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)
  • Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения (диалог с авторов, комментарии и т.п.)
  • Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)

Опять же экране дублирует памятку-практикум – показывает шаги подготовки текста. Здесь лучше выполнить практикум по памятке – поработать с данным там текстом.

Окружающий мир 4 кл.  Что такое кровь?   (Сложный ли это текст?) ДАЛЬШЕ Кровь – внутренняя среда организма. Мышцы, кости и  другие части тела состоят из отдельных клеток. Составляющие же кровь клетки не связаны друг с другом, а плавают в жидкой среде – кровяной плазме . Плазма сама по себе – прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус. Это сложнейший водный раствор, в котором есть почти все вещества, встречающиеся в организме. В каждой капле крови содержится около 100 миллионов живых клеток. Среди них больше всего красных кровяных клеток . Цвет им придаёт вещество красного цвета – гемоглобин . С помощью гемоглобина эти клетки переносят кислород от лёгких ко всем органам. Белые кровяные клетки крупнее красных и могут сами перемещаться подобно амёбе.

Окружающий мир 4 кл. Что такое кровь? (Сложный ли это текст?)

ДАЛЬШЕ

Кровь – внутренняя среда организма. Мышцы, кости и

другие части тела состоят из отдельных клеток. Составляющие же кровь клетки не связаны друг с другом, а плавают в жидкой среде – кровяной плазме . Плазма сама по себе – прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус. Это сложнейший водный раствор, в котором есть почти все вещества, встречающиеся в организме. В каждой капле крови содержится около 100 миллионов живых клеток. Среди них больше всего красных кровяных клеток . Цвет им придаёт вещество красного цвета – гемоглобин . С помощью гемоглобина эти клетки переносят кислород от лёгких ко всем органам. Белые кровяные клетки крупнее красных и могут сами перемещаться подобно амёбе.

ДАЛЬШЕ Они защищают организм от «попавших в него бактерий. Смелые защитники нападают на бактерий, хотя часто погибают при этом сами. Гной, скопившийся в воспалённой ранке, – это и есть погибшие бактерии и белые кровяные клетки. Попадая на воздух, кровь быстро темнеет, густеет и застывает – свёртывается. Не будь у неё этого замечательного свойства, из порезанного пальца могла бы вытечь вся кровь. К счастью, в крови находятся кровяные пластинки , которые, участвуя в свёртывании крови, закупоривают рану и останавливают кровотечение. Повреждённый кровеносный сосуд вскоре восстанавливается. Питательные вещества, витамины, растворённые газы, различные отходы путешествуют в кровеносных сосудах вместе с плазмой. Кровь транспортирует («перевозит») не только вещества, но и тепло. Например, лицо человека не замерзает на морозе благодаря постоянному притоку тёплой крови.

ДАЛЬШЕ

Они защищают организм от «попавших в него бактерий. Смелые защитники нападают на бактерий, хотя часто погибают при этом сами. Гной, скопившийся в воспалённой ранке, – это и есть погибшие бактерии и белые кровяные клетки.

Попадая на воздух, кровь быстро темнеет, густеет и застывает – свёртывается. Не будь у неё этого замечательного свойства, из порезанного пальца могла бы вытечь вся кровь. К счастью, в крови находятся кровяные пластинки , которые, участвуя в свёртывании крови, закупоривают рану и останавливают кровотечение. Повреждённый кровеносный сосуд вскоре восстанавливается.

Питательные вещества, витамины, растворённые газы, различные отходы путешествуют в кровеносных сосудах вместе с плазмой. Кровь транспортирует («перевозит») не только вещества, но и тепло. Например, лицо человека не замерзает на морозе благодаря постоянному притоку тёплой крови.

 Что такое кровь?  (В: Что надо узнать, чтобы ответить? О: Из чего состоит? Для чего нужна? В: Есть в тексте выдел. слова? ) Кровь – внутренняя среда организма. (В:Почему среда?) Мышцы, кости и другие части тела состоят из отдельных клеток. Составляющие же кровь клетки не связаны друг с другом, а плавают в жидкой среде – кровяной плазме . (П:почему среда понятно! В: А что такое плазма?)  Плазма сама по себе – прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус. Это сложнейший водный раствор, в котором есть почти все вещества, встречающиеся в организме. (П:получили ответ? На какой из двух вопросов к тексту можем ответить? Из чего?) В каждой капле крови содержится около 100 миллионов живых клеток. Среди них больше всего красных кровяных клеток . Цвет им придаёт вещество красного цвета – гемоглобин . (П:на какой вопрос к тексту получен ответ? Из чего? В: о чем можно спросить автора? Зачем?) С помощью гемоглобина эти клетки переносят кислород от лёгких ко всем органам. (П: на какой вопрос получен ответ? Зачем нужна!) ДАЛЬШЕ

Что такое кровь? (В: Что надо узнать, чтобы ответить? О: Из чего состоит? Для чего нужна? В: Есть в тексте выдел. слова? )

Кровь – внутренняя среда организма. (В:Почему среда?) Мышцы, кости и другие части тела состоят из отдельных клеток. Составляющие же кровь клетки не связаны друг с другом, а плавают в жидкой среде – кровяной плазме . (П:почему среда понятно! В: А что такое плазма?)

Плазма сама по себе – прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус. Это сложнейший водный раствор, в котором есть почти все вещества, встречающиеся в организме. (П:получили ответ? На какой из двух вопросов к тексту можем ответить? Из чего?)

В каждой капле крови содержится около 100 миллионов живых клеток. Среди них больше всего красных кровяных клеток . Цвет им придаёт вещество красного цвета – гемоглобин . (П:на какой вопрос к тексту получен ответ? Из чего? В: о чем можно спросить автора? Зачем?)

С помощью гемоглобина эти клетки переносят кислород от лёгких ко всем органам. (П: на какой вопрос получен ответ? Зачем нужна!)

ДАЛЬШЕ

Белые кровяные клетки крупнее красных и могут сами перемещаться подобно амёбе. (П:на какой вопрос к тексту получен ответ? Из чего? В: Что можно спросить у автора? Зачем?) Они защищают организм от «попавших в него бактерий. (В: Как?) Смелые защитники нападают на бактерий, хотя часто погибают при этом сами. Гной, скопившийся в воспалённой ранке, – это и есть погибшие бактерии и белые кровяные клетки. (П:на какой вопрос к тексту получен ответ? Зачем?)

Попадая на воздух, кровь быстро темнеет, густеет и застывает – свёртывается. Не будь у неё этого замечательного свойства, из порезанного пальца могла бы вытечь вся кровь. К счастью, в крови находятся кровяные пластинки , (Это к вопросу…Из чего?) которые, участвуя в свёртывании крови, закупоривают рану и останавливают кровотечение. Повреждённый кровеносный сосуд вскоре восстанавливается. (Это к вопросу…Зачем?)

Питательные вещества, витамины, растворённые газы, различные отходы путешествуют в кровеносных сосудах вместе с плазмой. Кровь транспортирует («перевозит») не только вещества, но и тепло. Например, лицо человека не замерзает на морозе благодаря постоянному притоку тёплой крови. (Это к вопросу…Зачем?)

Вернемся к заголовку. Можем теперь объяснить, что такое кровь?)

Литература, 5 кл. Любовь к жизни. Джек Лондон До чтения: Понятно заглавие? О какой любви идет речь?

Во время чтения : Диалог с автором В – задай вопрос автору О – спрогнозируй ответ П – проверь себя по ходу чтения .

Прихрамывая , В (Почему? Что случилось?) О они спускались к речке (Путь явно был долгим и сложным) , и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись (Не просто оступился, очевидно, что его силы на пределе) среди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений (герои покорились судьбе, но не потеряли надежду, ради чего-то они терпят долгие лишения) . В (Ради чего?) Плечи им оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями...

Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, - сказал один. П (Значит патроны кончились, именно к тайнику они стремятся) В (Догадались, почему хотя бы два?) О П

Голос его звучал вяло, без всякого выражения… его спутник, только что вступивший в молочно-белую пенящуюся по камням воду, ничего ему не ответил.

Он окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался один… Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь мглу и густой туман… Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев ни кустов ни травы – ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни. (Представили?) В его глазах появилось выражение страха…

Работа с текстом на уроке  русского языка Стили речи. Учебно-научный стиль. Стили речи. Учебно-научный стиль. 1.О чем будет текст? 2. Какие это 3 цели? Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из 3 целей ( В ): общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь ( П ). В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нем выделяются разновидности , которые называются стилями ( В ): разговорный, книжные (научный, художественный и др.) ( П )  Можем предположить, что такое стиль? Как вы понимаете значение этого слова? 3. Что мы узнали о стилях и для чего они нужны?

Работа с текстом на уроке русского языка

Стили речи. Учебно-научный стиль.

  • Стили речи. Учебно-научный стиль.

1.О чем будет текст?

2. Какие это 3 цели?

Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из 3 целей ( В ): общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь ( П ).

В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нем выделяются разновидности , которые называются стилями ( В ): разговорный, книжные (научный, художественный и др.) ( П )

Можем предположить, что такое стиль?

Как вы понимаете значение этого слова?

3. Что мы узнали о стилях и для чего они нужны?

История 6 кл. Крещение Руси

• Определи по тексту, что принесло правление Владимира жителям Руси. • Сделай вывод об историческом образе князя.

… Важной задачей Владимира была оборона южных рубежей русской земли от набегов печенегов. В (Почему?) О (Предположи!) Печенежские орды кочевали в то время в причерноморских степях. Каждое лето, когда степные кони нагуливали силы на сочных травах, ханы объединялись и вели своих соплеменников на Русь. В городах и селах они находили богатую добычу: пищу, одежду, ткани, украшения. П (Понятно?) Заслышав о подходе русских дружин, печенеги так же быстро и неожиданно уходили обратно в степи, уводя сотни пленников. П (Понятно?) В (Что же делать князю?) О (Есть варианты?) По приказу Владимира вдоль притоков Днепра соорудили непреодолимые для печенежской конницы земляные валы. П Дороги и речные броды охраняли крепости, в которых Владимир велел служить воинам из северных областей Руси: словенам, кривичам, чуди. Эти пограничные заставы первыми принимали удар печенежских орд. В (А дальше?) Дым от сигнальных костров, зажигавшихся на их башнях, в несколько минут давал знать в Киеве о приближении врага. Навстречу печенегам выходила великокняжеская дружина. П (Ясно, что Владимир дал людям?)

39

39

Биология.   39 39 39

Биология.

39

39

39

Работа с текстом на уроке истории Роль текста на уроке – поиск решения проблемы: Почему в ледниковый период люди смогли расселиться по планете? ЗАДАНИЕ к тексту: 2). Что же это за картина? 1). О чем будет этот текст?  Можем предположить, что это такое? Получили ответ? Попробуйте объяснять значение слов «Родовая община» В 3).После чтения текста Дайте развернутый ответ, что такое «родовая община» В П

Работа с текстом на уроке истории

Роль текста на уроке – поиск решения проблемы: Почему в ледниковый период люди смогли расселиться по планете?

ЗАДАНИЕ

к тексту:

2). Что же это за картина?

1). О чем будет этот текст?

Можем предположить, что это такое?

Получили ответ? Попробуйте объяснять значение слов «Родовая община»

В

3).После чтения текста Дайте развернутый ответ, что такое «родовая община»

В

П

§ 18. ЛИШАЙНИКИ – это ….. Лена : На коре деревьев и камнях я видела растения в виде тонких кожистых измятых пластинок и серых ветвистых трубочек. Биолог : Это лишайники – особая группа живых организмов. В  Что это за особая группа живых организмов? Чем они отличается от других? Лишайники часто обитают в местах, где другие наземные растения выжить не могут П  (Мы нашли ответ на вопрос?) Лишайники – первые поселенцы на обнаженном грунте . ( То есть по-другому… )  На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на бревнах и стволах деревьев селятся лишайники. Вспомни. Для того чтобы существовала экосистема, необходимы живые организмы разных “профессий” В  (Каких именно профессий и почему?)  О . Только совместными усилиями они могут поддерживать круговорот веществ П  (ответ на вопрос «почему?») .

§ 18. ЛИШАЙНИКИ – это …..

Лена : На коре деревьев и камнях я видела растения в виде тонких кожистых измятых пластинок и серых ветвистых трубочек.

Биолог : Это лишайники – особая группа живых организмов. В

Что это за особая группа живых организмов? Чем они отличается от других?

Лишайники часто обитают в местах, где другие наземные растения выжить не могут П

(Мы нашли ответ на вопрос?)

Лишайники – первые поселенцы на обнаженном грунте .

( То есть по-другому… )

На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на бревнах и стволах деревьев селятся лишайники.

Вспомни. Для того чтобы существовала экосистема, необходимы живые организмы разных “профессий” В

(Каких именно профессий и почему?) О .

Только совместными усилиями они могут поддерживать круговорот веществ П

(ответ на вопрос «почему?») .

Но в одном организме лишайника уже присутствуют и водоросли-производители и грибы-потребители. Поэтому лишайник представляет собой не только один организм, но и целую миниатюрную “экосистему”, которая может жить самостоятельно П  (На какой вопрос мы нашли ответ) .  Как же устроены эти удивительные организмы? (Обратите внимание: это уже не скрытый, а прямой вопрос. Можете попробовать ответить? (Нет.) Значит, поищем ответ в тексте)  Лишайники состоят из гиф гриба , между которыми живут водоросли П . Верхняя поверхность лишайника образована плотно сплетенными нитями – поэтому многие лишайники блестящие и гладкие. Внутри гифы сплетены рыхло – в промежутках между ними размещаются водоросли. Итак, вернемся к началу. Какой был вопрос? Мы нашли ответ? Какой? Так как же можно сформулировать тему нашего урока? (Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли)

Но в одном организме лишайника уже присутствуют и водоросли-производители и грибы-потребители. Поэтому лишайник представляет собой не только один организм, но и целую миниатюрную “экосистему”, которая может жить самостоятельно П

(На какой вопрос мы нашли ответ) .

Как же устроены эти удивительные организмы?

(Обратите внимание: это уже не скрытый, а прямой вопрос. Можете попробовать ответить? (Нет.) Значит, поищем ответ в тексте)

Лишайники состоят из гиф гриба , между которыми живут водоросли П . Верхняя поверхность лишайника образована плотно сплетенными нитями – поэтому многие лишайники блестящие и гладкие. Внутри гифы сплетены рыхло – в промежутках между ними размещаются водоросли.

Итак, вернемся к началу. Какой был вопрос?

Мы нашли ответ? Какой?

Так как же можно сформулировать тему нашего урока?

(Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли)

Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения? Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника. Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Личностные: в случае если анализ текста порождает оценочные суждения. Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).  Рефлексия по продуктивному чтению, аналогично проблемному диалогу.

Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения?

  • Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника.
  • Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.
  • Личностные: в случае если анализ текста порождает оценочные суждения.
  • Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).

Рефлексия по продуктивному чтению, аналогично проблемному диалогу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!