ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в экспедицию «Эта удивительная страна - Наречие», для того чтобы исследовать неизвестный объект. Я вас предупреждаю, что маршрут нам не знаком, поэтому нам необходимо держаться вместе. Но иногда придётся идти группой, иногда парами, а вот по узкой тропинке мы можем пройти только по одному.
Итак, вы согласны со мной отправиться в экспедицию? Не боитесь? Тогда в путь. С собой берём хорошее настроение…(запас знаний, терпение, смекалку…), а самое главное - ДРУЖБУ, чтобы в трудной ситуации поддержать друг друга. Запишем дату, когда мы отправились в путь.
Актуализация знаний.
Работа с текстом
- Я предлагаю вам прочитать небольшой отрывок, в котором несколько слов пропущено.
Гроза надв..галась. (Впереди) огромная лиловая туча (медленно) поднималась из(за) леса; надо мною и мне (навстречу) н..слись дли(н,нн)ые серые облака; ракиты (тревожно) ш..в..лились и тр..п..тали. Душный жар (внезапно) см..нился влажным холодом; тени (быстро) густели.
(карточки с текстом находятся у учащихся)
Гроза надв..галась. (...) огромная л..ловая туча (…) поднималась из(за) леса; надо мною и мне (…) н..слись дли(н,нн)ые серые облака; ракиты (…) ш..в..лились и тр..п..тали. Душный жар (…) см..нился влажным холодом; тени (…) густели.
Слова для справок: навстречу, медленно, впереди, быстро, внезапно, тревожно.
- Это отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк».
ИГРА «Ты редактор»
- Давайте попробуем отредактировать текст, вместо пропусков вставляя нужные слова.
Работаем в парах, помогая друг другу (Проверка)
- Определите тему текста? ( Начало грозы).
- Обратите внимание, каких предложений больше в тексте – простых или сложных? (Сложных)
- Какие это предложения? (бессоюзные, состоят из 2 и 3 простых.)
- Объясним орфограммы.
- Какие средства художественной выразительности помогают нам понять, ощутить это состояние природы? Назовите их. (Олицетворения: гроза надвигалась, туча поднималась, облака неслись. Эпитет: душный жар.
Метафора: тени густели)
- Каких средств художественной выразительности больше в данном тексте? (олицетворений).
- Что называется олицетворением? (Олицетворение – свойства человека переносятся на животных, неодушевлённые предметы)
- Что это за такие загадочные слова, которые мы вставили в отрывок? (Наречия)
2. Повторение сведений о наречии.
- Что вы знаете о наречиях? ( 1)обозначают признак действия, 2)отвечают на вопросы: Как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени? По какой причине? и др. 3)не изменяются, 4)в предложении чаще всего бывают обстоятельствами, 5)присоединяются чаще всего к глаголам, причастиям, деепричастиям, но могут сочетаться с существительными, прилагательными, другими наречиями).
- А какова роль наречий в тексте? (Они делают речь точной, красочной, выразительной)
3. Постановка проблемы.
- Таким образом, наречия важны в нашей речи, но нам пока известны о наречии лишь первоначальные сведения. Давайте дальше проведём исследование.
- А знаете ли вы как проводить исследование?
Во-первых, надо определить объект исследования.
1) Подошел вплотную, повернуть направо, совсем легко, прилетел осенью, пришел ночью, слегка дерзкий, пойти налево, переписать набело.
- Итак, прочитайте словосочетания. Найдите в них общее. (В состав каждого словосочетания входит наречие.)
- Запишите словосочетания, запоминая написание наречий. Выделите главное слово в словосочетании и поставьте вопрос к каждому наречию. Разделите данные словосочетания на четыре группы — в зависимости от вопроса, на который они отвечают.
Учащиеся выполняют задание в группах и проверяют их.
- Назовите первую группу словосочетаний. Обоснуйте свой ответ.
(В первую группу можно включить словосочетания подошел вплотную, переписать набело. В них наречия отвечают на вопрос как?)
- Какие слова можно отнести во вторую группу?
(Во вторую группу можно включить словосочетания повернуть направо, пойти налево. Наречия в них отвечают на вопрос куда?)
- Что можете сказать о третьей группе?
(В третью группу можно включить словосочетания пришел ночью, прилетел осенью. Наречия в них отвечают на вопpoc когда?)
-Дайте характеристику последней группы.
(К четвертой группе можно отнести словосочетания совсем легко и слегка дерзкий. Наречия отвечают на вопрос в какой степени?)
2. Формулирование учащимися темы и цели урока
- Прочитайте составленные группы словосочетаний. Найдите еще один признак, по которому в них объединены наречия.
(Наречия в группах объединены по смыслу.)
- Учитывая последний названный вами признак, скажите, о каких группах наречий будет идти речь на сегодняшнем уроке, и сформулируйте его тему.
(Тема сегодняшнего урока: Смысловые группы наречий)
Тему урока учитель записывает на доске.
- Отталкиваясь от темы, попробуйте сформулировать цель урока.
(Цель урока: познакомиться со смысловыми группами наречий, учиться их отличать и находить в устной и письменной речи.)
Изучение нового материала.
- Итак, объект исследования установили. Перейдём к следующему этапу исследования. Это наблюдение. Перед вами смысловые группы наречий и карточки с названиями. Прочитайте первую группу словосочетаний, задайте вопросы к наречиям. Подумайте, какое название подойдет к этой группе.
Учащиеся подбирают название, пишут вопросы, прикрепляют соответствующую карточку.
Значения наречий | Примеры наречий |
Время | гулять дотемна, вернулся поздно |
Место | остался здесь, находился внутри |
Образ действия | взглянул удивлённо, весело скользит |
Причина | обидел сгоряча, наткнуться сослепу |
Цель | сказать назло, сломал нарочно |
Мера и степень | крайне беспечно, слишком ценный, увеличил вдвое |
- Внимательно проанализируйте состав словосочетаний.
- Обобщите свои наблюдения:
1. Какие смысловые группы образуют наречия? Назовите их вместе с вопросами.
Школьники обобщают изученное.
- Итак, наблюдение провели. Чтобы продолжить исследование, неплохо было бы обратиться к уже имеющемуся опыту по данному вопросу, так сказать, к опыту предыдущих поколений. С чем мы должны сейчас поработать?
Знакомятся с материалом учебника
Ребята! Мы с вами проделали большую работу.
ОБЪЕКТ ОПРЕДЕЛИЛИ.
НАБЛЮДЕНИЕ УСТАНОВИЛИ.
ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОВЕЛИ.
- Ребята, чтобы продолжить работу, нам необходимо отдохнуть.
Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.
Из-за парт все встали дружно,
Косточки размять нам нужно.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Энергично повертелись,
Круг рисуем головой,
А теперь тихонько сели
Продолжаем урок свой.
- Вы заметили, что во время физкультминутки тоже прозвучали наречия. Какие? Назовите их и определите разряд.
- Дружно, энергично, тихонько. Образа действия.
III.Закрепление материала.
- Молодцы. Итак, по значению наречия можно разделить на 2 разряда. Какие?
( обстоятельственные и определительные).
1) Поработаем с упр. 227. Задание: 1 вариант выписывает из упр. 3 с/с с обстоятельственными наречиями, 2 вариант – 3 с определительными. ( наречия должны относиться к разным группам.)
2) Снова входим в роль исследователей и проводим исследовательскую работу.
Найдите предложение, в котором наречие обозначает причину.
1.За правое дело сражайся смело.
2.Сослепу я наткнулся на бурелом.
3.Издалека доносилась песня.
4.Он нарочно испортил картину.
Найдите предложение, в котором наречие обозначает меру.
1.Они наговорились вдоволь.
2.Прочитай стихотворение наизусть.
3.Она спросонья ничего не поняла.
4.Поневоле им пришлось остаться.
3) Самостоятельная работа.
- Прочитайте предложения. К какой части речи относятся выделенные слова?
- Выпишите наречия и укажите, к каким группам по значению они относятся.
Но однажды поутру прискакала кенгуру.
Невдалеке тускло блестела река.
На берегу реки теперь стало совсем темно.
Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.
Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!
Коллективная проверка “по цепочке” с объяснением.
Однажды поутру - время
Невлалеке – место
Тускло- образа действия
Теперь-время
совсем - степень
Неохотно и несмело – образа действия
назло - цели
4) Работа в парах.
- Определить значение фразеологических оборотов, подобрать наречия-синонимы, определить смысловое значение.
встать ни свет ни заря
жить душа в душу
рукой подать
куры не клюют
во весь дух
спать как убитый
на краю света
Рано; дружно; близко; много; мчаться быстро; крепко; далеко.
- Что обозначает записанные наречия? (время, образ действия, место, мера)
Употребление наречий в речи.
- Наречия делают речь более точной, выразительной. ( Дают более точное представление о месте, времени, способе действия).
Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол, по словам А.Пушкина.
Как вы понимаете слово живописует? (Живописать – писать живо, ярко, образно, выразительно.)
– Давайте попробуем употребить наречия в речи, сделав наше высказывание более ярким и выразительным.
Упр.233. Рассказ мы будем писать на последующих уроках, а сейчас попробуем составить предложения по картине, используя наречия.
Подведение итогов.
1.Сегодня на уроке мы хорошо поработали. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку.
- Что мы изучали сегодня?
- Назовите смысловые группы наречий.
- Что для вас было наиболее интересным на нашем уроке? Какое задание вы выполняли с удовольствием?
- На следующих уроках мы продолжим делать открытия об удивительной части речи – наречии.
2. Оценки за урок.
3. Домашнее задание:
- выучить теоретический материал §35;
- на выбор:
а)Упр.228
б)опишите уголок природы, используя наречия
в)из повести Гоголя «Тарас Бульба» выпишите 10 наречий, укажите их разряд.
Тема: Смысловые группы наречий
Место урока: 2 урок по теме «Наречие».
Тип урока: Урок-исследование.
Цели:
Обучающие: через исследование, наблюдения, подвести учащихся к самостоятельному выводу о смысловых группах наречий. Учить умению распознавать наречия в речи (устной и письменной), правильно употреблять.
Обратить особое внимание на употребление наречий в речи.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи, умение сравнивать, анализировать, и делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование представлений о смысловых группах наречий;
знакомство обучающихся с ролью наречий в речи, их особенностями;
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать наречия в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные (УУД)
Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, обобщать и определять смысловые группы наречий.
Регулятивные: способность планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные: умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и учитывать мнения других, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, в парах, при проверке; развитие самостоятельности; развитие интереса к изучению русского языка.
Ресурсы: компьютерная презентация урока, карточки для индивидуальной работы, Учебник: Русский язык 7 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская