СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловые группы наречий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского язхыка в 7 классе "Смысловые группы наречий". 2 урок по теме "Наречие". 

Просмотр содержимого документа
«Смысловые группы наречий»

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в экспедицию «Эта удивительная страна - Наречие», для того чтобы исследовать неизвестный объект. Я вас предупреждаю, что маршрут нам не знаком, поэтому нам необходимо держаться вместе. Но иногда придётся идти группой, иногда парами, а вот по узкой тропинке мы можем пройти только по одному.

Итак, вы согласны со мной отправиться в экспедицию? Не боитесь? Тогда в путь. С собой берём хорошее настроение…(запас знаний, терпение, смекалку…), а самое главное - ДРУЖБУ, чтобы в трудной ситуации поддержать друг друга. Запишем дату, когда мы отправились в путь.


  1. Актуализация знаний.

  1. Работа с текстом

- Я предлагаю вам прочитать небольшой отрывок, в котором несколько слов пропущено.

Гроза надв..галась. (Впереди) огромная лиловая туча (медленно) поднималась из(за) леса; надо мною и мне (навстречу) н..слись дли(н,нн)ые серые облака; ракиты (тревожно) ш..в..лились и тр..п..тали. Душный жар (внезапно) см..нился влажным холодом; тени (быстро) густели.

(карточки с текстом находятся у учащихся)

Гроза надв..галась. (...) огромная л..ловая туча (…) поднималась из(за) леса; надо мною и мне (…) н..слись дли(н,нн)ые серые облака; ракиты (…) ш..в..лились и тр..п..тали. Душный жар (…) см..нился влажным холодом; тени (…) густели.

Слова для справок: навстречу, медленно, впереди, быстро, внезапно, тревожно.

- Это отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк».

ИГРА «Ты редактор»

- Давайте попробуем отредактировать текст, вместо пропусков вставляя нужные слова.

Работаем в парах, помогая друг другу (Проверка) 

- Определите тему текста? ( Начало грозы).

- Обратите внимание, каких предложений больше в тексте – простых или сложных? (Сложных)

- Какие это предложения? (бессоюзные, состоят из 2 и 3 простых.)

- Объясним орфограммы.

- Какие средства художественной выразительности помогают нам понять, ощутить это состояние природы? Назовите их. (Олицетворения: гроза надвигалась, туча поднималась, облака неслись. Эпитет: душный жар.

Метафора: тени густели)

  - Каких средств художественной выразительности больше в данном тексте? (олицетворений).

- Что называется олицетворением? (Олицетворение – свойства человека переносятся на животных, неодушевлённые предметы)

- Что это за такие загадочные слова, которые мы вставили в отрывок? (Наречия)

2. Повторение сведений о наречии.

- Что вы знаете о наречиях? ( 1)обозначают признак действия, 2)отвечают на вопросы: Как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени? По какой причине? и др. 3)не изменяются, 4)в предложении чаще всего бывают обстоятельствами, 5)присоединяются чаще всего к глаголам, причастиям, деепричастиям, но могут сочетаться с существительными, прилагательными, другими наречиями).

- А какова роль наречий в тексте? (Они делают речь точной, красочной, выразительной)

3. Постановка проблемы.

- Таким образом, наречия важны в нашей речи, но нам пока известны о наречии лишь первоначальные сведения. Давайте дальше проведём исследование.

- А знаете ли вы как проводить исследование?

Во-первых, надо определить объект исследования.

1) Подошел вплотную, повернуть направо, совсем легко, прилетел осенью, пришел ночью, слегка дерзкий, пойти налево, переписать набело.

- Итак, прочитайте словосочетания. Найдите в них общее. (В состав каждого словосочетания входит наречие.)

- Запишите словосочетания, запоминая написание наречий. Выделите главное слово в словосочетании и поставьте вопрос к каждому наречию. Разделите данные словосочетания на четыре группы — в зависимости от вопроса, на который они отвечают.

Учащиеся выполняют задание в группах и проверяют их.

- Назовите первую группу словосочетаний. Обоснуйте свой ответ.

(В первую группу можно включить словосочетания подошел вплотную, переписать набело. В них наречия отвечают на вопрос как?)

- Какие слова можно отнести во вторую группу?

(Во вторую группу можно включить словосочетания повер­нуть направо, пойти налево. Наречия в них отвечают на вопрос куда?)

- Что можете сказать о третьей группе?

(В третью группу можно включить словосочетания пришел ночью, прилетел осенью. Наречия в них отвечают на вопpoc когда?) 

-Дайте характеристику последней группы.

(К четвертой группе можно отнести словосочетания совсем легко и слегка дерзкий. Наречия отвечают на вопрос в какой степени?)


2. Формулирование учащимися темы и цели урока

- Прочитайте составленные группы словосочетаний. Найдите еще один признак, по которому в них объединены наречия.

(Наречия в группах объединены по смыслу.)

- Учитывая последний названный вами признак, скажите, о каких группах наречий будет идти речь на сегодняшнем уроке, и сформулируйте его тему.

(Тема сегодняшнего урока: Смысловые группы наречий)

Тему урока учитель записывает на доске.

- Отталкиваясь от темы, попробуйте сформулировать цель урока.

(Цель урока: познакомиться со смысловыми группами наречий, учиться их отличать и находить в устной и письменной речи.)


  1. Изучение нового материала.

- Итак, объект исследования установили. Перейдём к следующему этапу исследования. Это наблюдение. Перед вами смысловые группы наречий и карточки с названиями. Прочитайте первую группу словосочетаний, задайте вопросы к наречиям. Подумайте, какое название подойдет к этой группе.

Учащиеся подбирают название, пишут вопросы, прикрепляют соответствующую карточку.

Значения наречий

Примеры наречий

Время

гулять дотемна, вернулся поздно

Место

остался здесь, находился внутри

Образ действия

взглянул удивлённо, весело скользит

Причина

обидел сгоряча, наткнуться сослепу

Цель

сказать назло, сломал нарочно

Мера и степень

крайне беспечно, слишком ценный, увеличил вдвое


- Внимательно проанализируйте состав словосо­четаний.

- Обобщите свои наблюдения:

1. Какие смысловые группы образуют наречия? Назовите их вместе с вопросами.

Школьники обобщают изученное.

- Итак, наблюдение провели. Чтобы продолжить исследование, неплохо было бы обратиться к уже имеющемуся опыту по данному вопросу, так сказать, к опыту предыдущих поколений. С чем мы должны сейчас поработать?

Знакомятся с материа­лом учебника


Ребята! Мы с вами проделали большую работу.

  1. ОБЪЕКТ ОПРЕДЕЛИЛИ.

  2. НАБЛЮДЕНИЕ УСТАНОВИЛИ.

  3. ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОВЕЛИ.

- Ребята, чтобы продолжить работу, нам необходимо отдохнуть.

Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.

Из-за парт все встали дружно,

Косточки размять нам нужно.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Энергично повертелись,

Круг рисуем головой,

А теперь тихонько сели

Продолжаем урок свой.

- Вы заметили, что во время физкультминутки тоже прозвучали наречия. Какие? Назовите их и определите разряд.

- Дружно, энергично, тихонько. Образа действия.


III.Закрепление материала.

- Молодцы. Итак, по значению наречия можно разделить на 2 разряда. Какие?

( обстоятельственные и определительные).

1) Поработаем с упр. 227. Задание: 1 вариант выписывает из упр. 3 с/с с обстоятельственными наречиями, 2 вариант – 3 с определительными. ( наречия должны относиться к разным группам.)

2) Снова входим в роль исследователей и проводим исследовательскую работу.


 Найдите предложение, в котором наречие обозначает причину.

1.За правое дело сражайся смело.

2.Сослепу я наткнулся на бурелом.

3.Издалека доносилась песня.

4.Он нарочно испортил картину.

 

Найдите предложение, в котором наречие обозначает меру.

1.Они наговорились вдоволь.

2.Прочитай стихотворение наизусть.

3.Она спросонья ничего не поняла.

4.Поневоле им пришлось остаться.


3) Самостоятельная работа. 

- Прочитайте предложения. К какой части речи относятся выделенные слова?

- Выпишите наречия и укажите, к каким группам по значению они относятся.

  • Но однажды поутру прискакала кенгуру.

  • Невдалеке тускло блестела река.

  • На берегу реки теперь стало совсем темно.

  • Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.

  • Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!

Коллективная проверка “по цепочке” с объяснением. 

Однажды поутру - время

Невлалеке – место

Тускло- образа действия

Теперь-время

 совсем - степень

Неохотно и несмело – образа действия

 назло - цели   

4) Работа в парах.

- Определить значение фразеологических оборотов, подобрать наречия-синонимы, определить смысловое значение.


встать ни свет ни заря

жить душа в душу

рукой подать

куры не клюют

во весь дух

спать как убитый

на краю света



Рано; дружно; близко; много; мчаться быстро; крепко; далеко.


- Что обозначает записанные наречия? (время, образ действия, место, мера)


  1. Употребление наречий в речи.

-  Наречия делают речь более точной, выразительной. ( Дают более точное представление о месте, времени, способе действия).


Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол,  по словам А.Пушкина.


Как вы понимаете слово живописует? (Живописать – писать живо, ярко, образно, выразительно.)

– Давайте попробуем употребить наречия в речи, сделав наше высказывание более ярким и выразительным.


Упр.233. Рассказ мы будем писать на последующих уроках, а сейчас попробуем составить предложения по картине, используя наречия.








  1. Подведение итогов.


1.Сегодня на уроке мы хорошо поработали. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку.

- Что мы изучали сегодня?

- Назовите смысловые группы наречий.

- Что для вас было наиболее интересным на нашем уроке? Какое задание вы выполняли с удовольствием?

- На следующих уроках мы продолжим делать открытия об удивительной части речи – наречии.

2. Оценки за урок.

3. Домашнее задание:

- выучить теоретический материал §35;

- на выбор:

а)Упр.228

б)опишите уголок природы, используя наречия

в)из повести Гоголя «Тарас Бульба» выпишите 10 наречий, укажите их разряд.






Тема: Смысловые группы наречий


Место урока: 2 урок по теме «Наречие».

Тип урока: Урок-исследование.

Цели:

Обучающие: через исследование, наблюдения, подвести учащихся к самостоятельному выводу о смысловых группах наречий. Учить умению распознавать наречия в речи (устной и письменной), правильно употреблять.

Обратить особое внимание на употребление наречий в речи.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи, умение сравнивать, анализировать, и делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.


Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представлений о смысловых группах наречий;

  • знакомство обучающихся с ролью наречий в речи, их особенностями;

  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать наречия в тексте, правильно употреблять их.

Метапредметные (УУД)

  • Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, обобщать и определять смысловые группы наречий.

  • Регулятивные: способность планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.

  • Коммуникативные: умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и учитывать мнения других, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, в парах, при проверке; развитие самостоятельности; развитие интереса к изучению русского языка.


Ресурсы: компьютерная презентация урока, карточки для индивидуальной работы, Учебник: Русский язык 7 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!