Конспект НОД по рисованию нетрадиционным методом тычка в старшей группе «Снегири на ветках»
Задачи:
формировать у детей обобщенное представление о птицах
пробуждать интерес детей к известным птицам
расширять знания о перелетных птицах
учить рисовать гуашью и жесткой кистью снегирей, используя метод тычка, передавая величину, цвет и пропорции частей тела
закреплять умения правильно держать карандаш, кисть, аккуратно пользоваться краской.
воспитывать заботливое отношение к живой природе.
Материал на каждого ребенка: альбомные листы или тонированная бумага формата А4, кисть для рисования, жесткая кисть, простой карандаш, гуашь, баночка-непроливайка с водой, салфетка, подставка для кистей.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Черно-красный, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
Ребята, послушайте рассказ про этих птицах. «Еще наряднее становится природа зимой, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавы-снегири. Они называются так потому, что появляются в наших краях с первым снегом. Снегирь — пухленькая красногрудая птичка с голубовато-зеленой спинкой и черной головкой. Летает снегирь легко и красиво. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка (7-10 птичек), изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день.
Чем питается снегирь? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или
небольшие орешки. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и
кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена. Закусив рябиной,
снегирь чистит клюв. К клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на землю. Весной эти семена прорастут.
С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или на деревья, где и заночует, скрывшись в ветках. И так в течение всей зимы.
Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и
мелодичным посвистыванием».
Вопросы детям:
- Как отличить снегиря от других птиц? Опишите снегиря.
- Можно ли встретить снегиря летом?
- Что делают снегири во время сильных морозов?
- Чем питаются снегири?
- Какой клюв у снегирей?
- Где ночуют снегири?
- Какую пользу приносят снегири?
Дети, на альбомном листе белого или темно-синего цвета простым карандашом рисуют снегирей (голова – в форме круга, от головы прямая линия – это часть спинки и хвоста, большая полукруглая грудка, хвост, крылья).
Вначале легкими тычками закрасьте красным цветом грудку всех снегирей, черным цветом — голову, спинку, хвост.
Физкультурная минутка:
Игра «Птицелов».
Воспитатель выбирает ведущего – «птицелова». В центре стоит ребенок – «птицелов» с завязанными глазами. «Птицы» — дети ходят вокруг «птицелова» со словами:
В лесу, в лесочке,
На земле, на дубочке
Птицы громко поют:
«Ли! Ли! Ли! Птицелов идет.
Он в неволю нас возьмет.
Птицы, улетайте!»
Птицелов хлопает в ладоши, дети замирают. Он начинает искать. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя ребенка. «Угаданный» ребенок становить ведущим.
Дети, после игры, продолжают свою работу. Легкими тычками рисуют голубым и зеленым цветом перья на спинке снегиря; тонкой кистью — глаза, клюв; дорисовывают ветки, ствол дерева. Можно нарисовать снег на ветках, снегопад.
По окончании работы дети рассматривают снегирей. Воспитатель предлагает ребятам выбрать лучшие работы и объяснить, чем понравившаяся работа, по мнению ребенка, лучше других. Затем украшаем работами помещение детского сада.
Конспект занятия по рисованию «Птичка на ветке» (старшая группа)
— расширять и закреплять обобщенные представления детей о зимующих и перелетных птицах, учить классифицировать на зимующих и перелетных птиц;
— формировать у детей умение рисовать птичку, передавая форму частей тела, красивое оперение; упражнять в рисовании восковыми карандашами;
— учить детей делать набросок простым карандашом;
-развивать образное восприятие, воображение;
— уметь передавать в рисовании свои впечатления и наблюдения за птицами, воспитывать любовь к птицам, желание помогать в зимних условиях.
Оборудование и материалы: альбомные листы А4, восковые карандаши, простые карандаши, мольберт, три конверта разных цветов, картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, схема рисования птицы.
Ход занятия:
1 часть Приветствие. (дети стоят в кругу)
Воспитатель: Ребята, сегодня замечательно утро! А утро- это начало дня. Давайте поприветствуем друг друга!
«Доброе утро»
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
(Дети садятся на стульчики)
2 часть. Сюрпризный момент.
Воспитатель:Ребята я хочу загадать вам загадку:
— Верст не считала,
По дорогам не ездила,
А за морем бывала,
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это (Ю. Светлова). (дети дают ответ: птицы)
Воспитатель: Ребята, я не зря загадала вам такую загадку. Сегодня, придя рано утром в группу, я обнаружила большой конверт. Этот конверт нам прислали ребята из другого детского сада- ребята из младшей группы. В нём очень много карточек. Вот они. (Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображением перелётных и зимующих птиц).
Воспитатель: Ребята, кто изображён на этих карточках? (ответ детей- птицы)
Воспитатель: Молодцы! Действительно, на карточках изображены разные птицы. Ребята, какое сейчас время года? (ответ детей: осень). Какие приметы осени вы знаете? (дети перечисляют приметы осени и одна из них — птицы улетают в тёплые страны). Как называются птицы, которые улетают в жаркие страны? Почему они улетают? Каких перелётных птиц вы знаете?
Воспитатель: Ребята, а какое время года наступит после осени? (ответ детей : зима). Скажите, пожалуйста, как мы называем птиц, которые остаются с нами зимовать? Перечислите зимующих птиц, которых вы знаете или видели в городе?
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь рассмотрите внимательно картинки и скажите мне, какие вы видите сходства и различия между этими птицами. (сходство- есть туловище, голова, крылья, хвост, клюв; различие- цвет оперения).
Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в птичек и немного полетать!
3 часть. Физкультминутка «Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто)
4 часть. Рисование.
Воспитатель: Ребята, давайте превратимся снова в детей и займём свои места.
Дети рассаживаются за столы на свои места.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорили о птицах- почему одних птиц называют перелётными, а других зимующими; из каких частей состоит тело птички. Скажите, пожалуйста, кого же мы с вами сегодня будем рисовать? (ответ детей- птичку)
Воспитатель: Но сначала сделаем набросок простым карандашом. На какие геометрические фигуры похожи части тела птички? (туловище –овал, голова- круг, крыло и клюв — треугольник, хвост – прямоугольник). Найдите центр вашего альбомного листа и нарисуйте овал. Это туловище. Потом пририсовываем круг – это голова. Рисуем крыло. Оно похоже на треугольник. И не забудьте нарисовать хвост. Наша птичка сидит на веточке, поэтому рисуем лапки и веточку. Замечательные наброски у вас получились. Ну а теперь раскрасим наших птичек восковыми карандашами. Подумайте, кто какую птичку хочет нарисовать. Наша птичка похожа на нескольких птиц- и на синичку, и на снегиря, и на воробья, поэтому предлагаю раскрасить ваших птичек по-разному. Подсказка для вас на мольберте- карточки с изображением разных птичек. (в процессе рисования воспитатель помогает детям).
Воспитатель: Ребята, какие замечательные птички у вас получились! И синичка, и снегирь, и дятел, и воробей! А что же общего у наших птичек? (ответ детей -туловище, голова хвост, крылья, клюв). А чем отличаются друг от друга наши птички? (ответ детей – цвет перьев).