СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Со страниц на сцену"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитать любовь к чтению

Просмотр содержимого документа
«"Со страниц на сцену"»

Сценарий литературного праздника "Со страниц на сцену" 5-7 классы

Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята, уважаемые учителя, на литературном празднике, посвященном русской литературе.

Ведущий 2. Русскую литературу отличает живое тепло чувств и глубина человеческой мысли. Мировое значение нашей литературы начинается с Пушкина – “солнца русской поэзии”. Продолжили традиции Пушкина Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков и много еще величайших имен, прославивших Россию.

Ученик читает стихотворение:

Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть она,
Страна Читалия.
Вы здесь услышите сейчас
О том, что так волнует вас.
Подарит вам в часы досуга,
Неповторимый счастья миг.
Свидание с книгой – добрым другом,
Ведь не прожить никак без книг.

(Выходит ученик в костюме огромной книги)

Книга. Ох-ох-ох! Как мне плохо. У меня все болит. Ой ручки, ой ножки. Я устала, я так устала.
Ведущий 1. Кто ты?
Книга. Я книга, я самая большая книга русской литературы. Меня затрепали, меня роняли, на мне рисовали. За-му-чи-ли.
Ведущий 2. Ой, как жалко! А мы хотели на праздник тебя позвать.
Книга. На какой праздник?
Ведущий 1. На литературный вечер.
Книга. Ой, нет-нет-нет. Я вся измучилась. Мне в отпуск пора.
Ведущий 2. Мы приглашаем тебя как гостью. Ребята покажут, как они знают и как любят русскую литературу.
Книга. Ну, тогда, я, пожалуй, останусь.
Ведущий 1. Всего несколько страниц мы перелистаем, но пройдут перед вами и сказка, и басня, и рассказ, и стихотворение, и повесть, и драма.
Ведущий 2. Каждая страничка позволит вам открыть для себя что-то новое, поразмышлять, прикоснуться к удивительной тайне русского слова.

Ведущий 1. Первая страница нашей книга – страница сказок. А поможет нам ее прочитать 5а класс. Ребята, на сцену!

Страница “Сказка”

(играет музыка вступления “В гостях у сказки”, выходят ученики 5а в костюмах А.С.Пушкина и Арины Родионовны)

Пушкин: Няня, расскажи сказку!
Няня: Экой ты неуимчивый, Александр Сергеевич!
П: Ну нянюшка…

Н: Ну уж слушай. Тут царевич наш думал да думал и наконец того говорит: “ А ну его, будь он неладен! Повесить так повесить: не дюже-то голова моя дорога”. А Марья Царевна и говорит: “Не печалься ты, Иван-царевич, скинь портки, повесь на шесток, а завтра возьми молоточек да и ходи около церкви: где лишнее - отрежь, а неровно где – приколоти”.

(Пушкин смеется)

Н: Экой ты смешливый, батюшка! Слушай-ка! Как на том окияне-море глубоком стоит остров зелен; как на том острову стоит дуб зеленый, от того дуба зеленого висит цепь золотая, по той цепи золотой ходит черный кот. Как черный кот во правую сторону идет – веселые песни заводит, как во левую сторону идет – старые сказки сказывает.

П: Няня, а послушай, как по-моему получается:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит, 
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.

Н: Красиво по-новому соединил!
П: Вот какая, нянюшка, ты особенная у меня! А вот еще послушай – теперь мою сказку… «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Продолжение страницы “Сказка ”

Ведущий 1. Сказка… Это слово знакомо нам с детства. В нем тепло материнских рук, прелесть улыбки и ласковое слово.
Ведущий 2. Словно мягким пушистым платком окутывает нас волшебный мир сказки.
Ведущий 1. Сказки бывают разные: народные и литературные, волшебные и бытовые, серьезные и докучные.

Ведущий 2.  В литературной сказке-пьесе Самуила Яковлевича Маршака «Двенадцать месяцев» силы природы помогают добрым и трудолюбивым людям, злые и ленивые получают заслуженное наказание, а капризные исправляются. 

Ведущий 1. Вернитесь в мир детства. На сцене 5б класс и сценка из пьесы-сказки “12 месяцев”.

(учащиеся 5б показывают инсценировку сказки «12 месяцев»)

Продолжение страницы “Сказка ”

Ведущий 1. Одной из первых литературных сказок в русской прозе считается волшебная сказочная повесть Антония Погорельского –  «Черная  курица, или Подземные жители», написанная в 1829 году. 

Ведущий 2. Сказка сразу стала любимым чтением для детей и вошла в золотой фонд детской литературы, ведь она такая грустная, таинственная и трогательная! 

Ведущий 1. Она, Настя, еще и очень поучительная! Эта сказка учит нас думать о том, как твой поступок может повлиять на жизнь других людей. 

Ведущий 2. Да, Саша! А еще о том, что в жизни приносит гордыня, лень и предательство. Отрывок из сказочной повести Антония Погорельского покажут нам учащиеся 5г класса.

(учащиеся 5г показывают инсценировку сказки «Черная курица…»)

Страница “Басня”

Ведущий 1. Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Ведущий 2. Крылов написал 205 басен. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По определению Гоголя, басни Крылова – “книга мудрости самого народа”. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

Ученик читает стихотворение:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Ведущий 1. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. На сцене ученики 5в класса с басней “Стрекоза и муравей”.

(учащиеся 5в показывают инсценировку басни)

Страница “Юмористические рассказы”

Ведущий 2. Саша, давай откроем следующую страницу. Юмористические рассказы...

Ведущий 1. Юмористическим называется коротенький рассказ с внешне незатейливым сюжетом, в котором изображается какая-нибудь смешная ситуация.

Ведущий 2. Несмотря на шуточность, в основе юмористического рассказа лежит что-то серьёзное, скрывающееся под забавной маской, это и есть мораль рассказа.

Ведущий 1. Настоящим литературным самородком, метром юмористического рассказа смело можно назвать Аркадия Аверченко.

Ведущий 2. Ещё при жизни его наделили титулом «короля смеха». В рассказах Аверченко героем является обычный обыватель, человек из толпы.

Ведущий 1. Поэтому, читая Аверченко, невольно начинаешь задумываться и присматриваться к окружающим, да и к себе самому.

Ведущий 2. Присмотреться к себе ученикам нашей школы помогут ученики 6б класса. Перед вами инсценировка рассказа Аркадия Аверченко «Разговор в школе»

(учащиеся 6б показывают инсценировку рассказа “Разговор в школе”)

Страница “Драма и комедия”

Ведущий 1. Следующая страница – драма. Скажи, пожалуйста, Настя, ты знаешь, что такое драма?
Ведущий 2. Ну да. Драма – это род литературы, драматические произведения написаны для постановки на сцене.
Ведущий 1. А имя великого русского драматурга тоже знаешь?
Ведущий 2. Знаю. Александр Николаевич Островский. Он был автором сорока семи пьес, создателем русского национального театра.
Ведущий 1. И все?
Ведущий 2. Да.

Ведущий 1. А что мы знаем о нем самом? Как представляем его судьбу? Он не дрался на дуэли, подобно Лермонтову, не отбывал каторгу, как Достоевский, не сражался на четвертом бастионе Севастополя, как Толстой. Жизнь прожил домоседом и всего лишь два раза сменил квартиру. Он не оставил воспоминаний, не вел дневников, неохотно писал письма. Так и остался Островский одним из самых закрытых, если не сказать самых загадочных лиц русской литературной истории.

Ведущий 2. За Островского всю жизнь говорили его герои: 728 действующих лиц его пьес – купцы, чиновники, богатые вдовы, студенты, девушки-бесприданницы, свахи, приказчики, помещики, актеры, цари, воины, градоначальники – несть им числа.

Ведущий 1. Сцену из комедии “Свои люди – сочтемся” сыграют ученики 7б класса.

(инсценировка отрывка)

Страничка “Повесть”



Ведущий 1. Не правда ли современные нравы?

Ведущий 2. Да уж, а ведь написано это было более ста лет назад.

Ведущий 1. Да людей всегда интересует одно и то же: любовь и верность, дружба и честь, долг и служение Родине.

Ведущий 2. Эти «вечные» вопросы поднимаются русскими писателями не только в драмах, но и в стихотворениях, и в романах, и в повестях...

Ведущий 1. А ты знаешь, что слово «повесть» происходит от глагола «поведать», т.е. «передать весть о каком-то событии», которое видел или слышал рассказчик?

Ведущий 2. Да, а современное литературоведение определяет повесть как эпический прозаический жанр, промежуточный между рассказом и романом. 

Ведущий 1. Сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» принес славу одному из величайших писателей русской литературы Николаю Васильевичу Гоголю.

Ведущий 2. Книга вызвала живой интерес читателей. Исторический экскурс по Малороссии, изображавший картины украинского быта, блиставший весёлостью и тонким юмором, производил большое впечатление. 

Ведущий 1. Всё творчество Николая Васильевича Гоголя — это страницы изумительной красоты русского слова, когда, читая, радуешься и гордишься тем, что можешь говорить и думать на том же языке. 

Ведущий 2. На сцене ребята из 6а и 7а класса с инсценировкой повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

(учащиеся 6а и 7а показывают инсценировку повести)



Ведущий 1. Ну вот, уважаемые друзья, подошел к концу наш вечер. Мы надеемся, что каждый из вас теперь с удовольствием возьмет в руки книгу и перечитает тех авторов, странички которых мы только приоткрыли.

Ведущий 2. Также мы хотим пожелать вам обрести себя, найти свой путь, свою книгу и не расставаться с ней до конца жизни. Спасибо за внимание. До свидания.