Всероссийский конкурс «Словарный урок»
Собиратели слов (сценки). Театрализованное внеурочное мероприятие
Шмаков Сергей Евгеньевич, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Страховой З.Х.»
г. Донской, 2021 год
Пояснительная записка
По мнению академика Виктора Виноградова, самое трудное в работе лингвиста – это писать Грамматику и создавать Словарь.
Тема внеурочного театрализованного мероприятия «Собиратели слов» актуальна, поскольку связана с решением проблемы развития речевой личности в условиях обеднения лексического запаса в речи современных подростков.
Мероприятие рассчитано на аудиторию учащихся 6-7 классов, когда формируются навыки работы с различными лингвистическими словарями.
Данное коллективное творческое дело находится в ряду других внеурочных мероприятий, перед которыми стоят две цели: во-первых, формировать национальную идентичность или, если речь идёт об учащихся нерусской национальности, знакомить с русской культурой; во-вторых, способствовать формированию системы истинных духовных ценностей, включающей в себя, например, такие понятия, как родная земля, родной язык, родная культура.
Задачи представленной разработки: создать привлекательный образ учёного-лексикографа, подвижника своего дела; познакомить с некоторыми особенностями работы создателя словаря на примере избранных фактов из жизни Владимира Даля; побуждать подростка к речевой театрализованной игре; расширять словарный запас.
Предполагаемые результаты: появление интереса к чтению научно-популярной литературы, речевое раскрепощение в результате дозированного участия в публичном театрализованном выступлении, появление начальных навыков работы со словарём, интереса к слову, желания растолковать его, понимания, что выбор слов зависит от речевой ситуации, появление первоначальных навыков анализа речевых ситуаций.
Форма проведения внеурочного мероприятия – коллективное творческое дело (мини-спектакль). Использовались элементы таких педагогических технологий, как технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, технология развивающего обучения.
В период подготовки и исполнения мероприятия использовались коммуникативные, игровые методы, методы формирования сознания личности, методы организации деятельности учащихся.
Основной педагогический приём – театрализация, также использовались приёмы позитивного стимулирования, создания благоприятных условий деятельности, поддержки коллективистических проявлений.
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении мероприятия: сценарий, написанный мною, книга «Собирал человек слова», учебный кабинет, актовый зал, ноутбук, проектор, экран.
-
Написание сценария.
-
Распределение ролей (можно задействовать весь класс). Роли распределяются в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся.
-
Репетиция в учебном кабинете.
-
Репетиция в актовом зале.
-
Проведение мероприятия для учащихся 6-7 классов.
-
Обсуждение мероприятия с учащимися.
-
Возможно показать мероприятие на родительском собрании.
Собиратели слов (сценки). Театрализованное внеурочное мероприятие
Сценка первая
По сцене ходят два человека, поднимают бумажные листочки с пола, кладут их в корзину.
Первый ведущий (к зрителям). Что они собирают? А давайте у них спросим! Эй, друзья мои, вы чем занимаетесь?
Первый собиратель. Мы собираем слова.
Первый ведущий. Что-что вы делаете?
Второй собиратель. Мы собираем слова!
Первый ведущий. А что это такое?
Первый собиратель. Мы команда Владимира Даля,
И поэтому выбираем
Небо ясное, чистые дали,
Ибо россыпи слов собираем.
Второй собиратель. Собираем слова, собираем,
Не страшимся ни хлада, ни глада.
Жизнь, наверно, не сделаем раем,
Но не пустим в неё пламя ада.
Первый собиратель. Мы идём по земле осторожно
И в слова никогда не играем.
Мы повсюду,
Где только можно,
Собираем слова,
Собираем.
Второй собиратель. Даже там, где мороз по коже,
Терпеливо слова собираем.
Нам в тепле нежить тело негоже –
Мы иного счастья желаем!
Собиратели (вместе). Мы корзину нигде не бросаем,
А настанет час – умираем,
Но в словах, как в делах воскресаем, -
И опять мы слова собираем!
Первый ведущий. А кто такой Владимир Даль?
Первый собиратель. Смотрите и слушайте!
Сценка вторая
На сцене два человека изображают торговцев. Ученик в роли Даля проходит по сцене и останавливается.
В.Даль (к зрителям). Я мичман и врач Владимир Даль. Но главное дело моей жизни – собирать слова и толковать их, то есть объяснять, давать толк, смысл, значение. Сейчас я хожу по базару и слушаю. Хожу и слушаю. Слушаю и записываю.
Первый торговец (кричит). У нас без обману, материал без изъяну, имеем подушки пуховые, кровати двуспальные ольховые!
Второй торговец. Шуба для доброго купца-молодца! Приклад – моржовый, воротник – ежовый, а вокруг всех прорех ещё нашит рыбий мех. В один рукав ветер гуляет, в другой – метель прометает, от тепла зимой зуб на зуб не попадает!
В.Даль (записывает). Приклад. Прибор к одежде, платью, всё, кроме верху: подкладка, пуговицы, снурки и прочее. На портного приклада не напасёшься. Верх прикладу не стоит.
Сценка третья
Лейтенант флота. Я – лейтенант флота. РапОрт о морских занятиях воспитанников Морского кадетского корпуса, в котором учатся Павел Нахимов, Дмитрий Завалишин, Владимир Даль и другие.
На ходу сами кидают лаг, берут пеленги, делают счисление, прокладывают пеленги, крюйс-пеленги и путь брига на карте; в ясную погоду для сыскания широты берут секстаном высоту солнца… В тихое время ходят на марс и на салинги, сами сплеснивали и клетневали верёвки, делали разные кнопы и встроиливали блоки.
В. Даль. Таков морской язык, чёткий и своеобразный.
Второй ведущий. Бриг «Феникс» поднимает паруса,
Скользит по волнам Финского залива.
Пройдёт ещё каких-то полчаса –
И ветра нет, и парус виснет криво.
И вновь вернулись в пасмурный Кронштадт,
Чтоб брига путь прокладывать на карте.
Два дня прошло – кадет погоде рад
Быстрее в рынду, моряки, ударьте!
Нахимов, Завалишин ладят снасть,
И вскоре бриг отходит от причала.
Надышатся кадеты морем всласть.
Но Даля, как и прежде, укачало.
Ему судьба иной назначит путь.
Он будет славен под иной звездою.
Но надо и морской воды глотнуть,
Запить слова морские той водою.
Сценка четвёртая
Третий ведущий. Владимир Даль в городе Российской империи Дерпте ( ныне эстонский город Тарту, во времена Ярослава Мудрого – русский город Юрьев). Здесь в университете на хирурга вместе с будущим великим врачом Николаем Пироговым учится Даль. Перенесёмся в дом профессора Мойера. Мойер играет на фортепиано сонату Бетховена, с которым лично знаком. Даль разговаривает с поэтами Василием Жуковским и Николаем Языковым, друзьями Пушкина.
Даль. Какой он, Пушкин?
Жуковский. Это нельзя передать. Он – Пушкин!
Языков. Он один Вольтер, и Гёте, и Расин!
Жуковский. И Шекспир!
Даль. Он – Пушкин! И Вольтер, и Гёте, и Расин! И Шекспир! Удивительно!
Четвёртый ведущий (шутливо, иронично). От слепоты умывайся росою,
Пей от отёка овсяный кисель.
Но если встретил кого-то с косою,
Громко кричи: «Убирайся отсель!»
Где-то кишками проход весь замотан.
Их отмотает хирург Пирогов.
Где же Даль-то наш?
Где же Даль-то наш?
Вот он!
Сказки поёт, съев кило пирогов.
Наш Николай смотрит сердце в театре,
Где поработал смешной анатОм.
Наш же Владимир, особенно в марте,
Сердце своё представляет котом.
Оба хирурги. Один настоящий.
Ну а другой словно Гримм иль Перро.
Всё образуется к радости вящей:
Этому скальпель, а Далю – перо!
Сценка пятая
Пятый ведущий. Театр военных действий с турками. Даль – военный врач. Привал. Даль в толпе солдат.
Первый солдат. Чёртова лужа!
Второй солдат. Калуга!
Даль (пишет). Лу-жа, ка-лу-га.
Третий солдат. Калуга – это болото.
Четвёртый солдат. Калуга – это рыба красная, вроде осётра.
Пятый солдат. А у нас лужа – лыва.
Даль (пишет). Лу-жа, ка-лу-га, лы-ва.
Шестой солдат. А у нас лыва – лес на болоте.
Седьмой солдат. Лыва, брат, и не лес вовсе, а трава морская на берегу после отлива.
Восьмой солдат. А у нас лужу мочажиной называют.
Девятый солдат. Не мочажина – мочаг, озерцо на солончаке.
Десятый солдат. Когда на болоте косят, сено мочажинником называют.
Даль (пишет). Лу-жа, ка-лу-га, лы-ва, мо-ча-жи-на. Лужа, калуга, лыва, мочажина. Лужа! Калуга! Лыва! Мочажина!
Эпилог
Шестой ведущий. Даль от болезненной слабости уже не поднимается с кровати. За ним ухаживает дочь.
Сад зарос бурьяном. Нету сил.
Тонким льдом покрыло лоно речки.
Перед смертью дочку попросил:
- Запиши, пожалуйста, словечки.
Сквозь года он видит: Ушаков
Издаёт свои четыре тома
Нестареющих и вечных слов
И новейших слов борьбы и слома.
Ожегов несёт нам всем словарь,
Как тепло от доброй русской печки.
И до дней последних, как и встарь:
- Запиши, пожалуйста, словечки.
Слов немало, что ни говори,
Потому мы их и собираем.
А когда устанем – умираем,
Но живут, как солнце, словари!
Занавес.
Выводы:
-
Мероприятие получилось непродолжительным по времени, что позволило удержать внимание зрителей.
-
Перед мероприятием необходимо небольшое вступительное слово учителя о том, что увидят зрители (своеобразная «тонкая настройка»). Это не было сделано.
-
Наглядность, игровая форма, театрализация усилили интерес зрителей.
-
Поэтические тексты позволили легче запомнить фактический материал.
-
Использование шутки, динамичность действия способствовали активизации внимания учащихся.
Рекомендации:
-
Элементы декорации и грима почти не применяем, чтобы не усложнять мероприятие.
-
Необходимо добиться от «актёров». Чтобы они как можно чётче произносили слова. Не частили, читая стихотворения.
Список источников
-
Булатов, М.А., Порудоминский, В.И. Собирал человек слова. – М.: Детская литература, 1969
-
https://www.slovardalja.net/
-
https://владимир-даль.рф
-
https://www.booksite.ru/bukvica-2016/index.html