СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собиратели слов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  внеурочного театрализованного мероприятия «Собиратели слов» актуальна, поскольку связана с решением проблемы развития речевой личности в условиях обеднения лексического запаса в речи современных подростков.

Мероприятие рассчитано на аудиторию учащихся 6-7 классов, когда  формируются навыки работы с различными лингвистическими словарями.

Данное коллективное творческое дело находится в ряду других внеурочных мероприятий, перед которыми стоят две цели: во-первых, формировать национальную идентичность или, если речь идёт об учащихся нерусской национальности, знакомить с русской культурой; во-вторых, способствовать формированию системы истинных духовных ценностей, включающей в себя, например, такие понятия, как родная земля, родной язык, родная культура.

Просмотр содержимого документа
«Собиратели слов»



Всероссийский конкурс «Словарный урок»










Собиратели слов (сценки). Театрализованное внеурочное мероприятие








Шмаков Сергей Евгеньевич, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Страховой З.Х.»








г. Донской, 2021 год







Пояснительная записка


По мнению академика Виктора Виноградова, самое трудное в работе лингвиста – это писать Грамматику и создавать Словарь.

Тема внеурочного театрализованного мероприятия «Собиратели слов» актуальна, поскольку связана с решением проблемы развития речевой личности в условиях обеднения лексического запаса в речи современных подростков.

Мероприятие рассчитано на аудиторию учащихся 6-7 классов, когда формируются навыки работы с различными лингвистическими словарями.

Данное коллективное творческое дело находится в ряду других внеурочных мероприятий, перед которыми стоят две цели: во-первых, формировать национальную идентичность или, если речь идёт об учащихся нерусской национальности, знакомить с русской культурой; во-вторых, способствовать формированию системы истинных духовных ценностей, включающей в себя, например, такие понятия, как родная земля, родной язык, родная культура.

Задачи представленной разработки: создать привлекательный образ учёного-лексикографа, подвижника своего дела; познакомить с некоторыми особенностями работы создателя словаря на примере избранных фактов из жизни Владимира Даля; побуждать подростка к речевой театрализованной игре; расширять словарный запас.

Предполагаемые результаты: появление интереса к чтению научно-популярной литературы, речевое раскрепощение в результате дозированного участия в публичном театрализованном выступлении, появление начальных навыков работы со словарём, интереса к слову, желания растолковать его, понимания, что выбор слов зависит от речевой ситуации, появление первоначальных навыков анализа речевых ситуаций.

Форма проведения внеурочного мероприятия – коллективное творческое дело (мини-спектакль). Использовались элементы таких педагогических технологий, как технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, технология развивающего обучения.

В период подготовки и исполнения мероприятия использовались коммуникативные, игровые методы, методы формирования сознания личности, методы организации деятельности учащихся.

Основной педагогический приём – театрализация, также использовались приёмы позитивного стимулирования, создания благоприятных условий деятельности, поддержки коллективистических проявлений.

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении мероприятия: сценарий, написанный мною, книга «Собирал человек слова», учебный кабинет, актовый зал, ноутбук, проектор, экран.

  1. Написание сценария.

  2. Распределение ролей (можно задействовать весь класс). Роли распределяются в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся.

  3. Репетиция в учебном кабинете.

  4. Репетиция в актовом зале.

  5. Проведение мероприятия для учащихся 6-7 классов.

  6. Обсуждение мероприятия с учащимися.

  7. Возможно показать мероприятие на родительском собрании.


Собиратели слов (сценки). Театрализованное внеурочное мероприятие

Сценка первая

По сцене ходят два человека, поднимают бумажные листочки с пола, кладут их в корзину.

Первый ведущий (к зрителям). Что они собирают? А давайте у них спросим! Эй, друзья мои, вы чем занимаетесь?

Первый собиратель. Мы собираем слова.

Первый ведущий. Что-что вы делаете?

Второй собиратель. Мы собираем слова!

Первый ведущий. А что это такое?

Первый собиратель. Мы команда Владимира Даля,

И поэтому выбираем

Небо ясное, чистые дали,

Ибо россыпи слов собираем.

Второй собиратель. Собираем слова, собираем,

Не страшимся ни хлада, ни глада.

Жизнь, наверно, не сделаем раем,

Но не пустим в неё пламя ада.

Первый собиратель. Мы идём по земле осторожно

И в слова никогда не играем.

Мы повсюду,

Где только можно,

Собираем слова,

Собираем.

Второй собиратель. Даже там, где мороз по коже,

Терпеливо слова собираем.

Нам в тепле нежить тело негоже –

Мы иного счастья желаем!

Собиратели (вместе). Мы корзину нигде не бросаем,

А настанет час – умираем,

Но в словах, как в делах воскресаем, -

И опять мы слова собираем!

Первый ведущий. А кто такой Владимир Даль?

Первый собиратель. Смотрите и слушайте!


Сценка вторая

На сцене два человека изображают торговцев. Ученик в роли Даля проходит по сцене и останавливается.

В.Даль (к зрителям). Я мичман и врач Владимир Даль. Но главное дело моей жизни – собирать слова и толковать их, то есть объяснять, давать толк, смысл, значение. Сейчас я хожу по базару и слушаю. Хожу и слушаю. Слушаю и записываю.

Первый торговец (кричит). У нас без обману, материал без изъяну, имеем подушки пуховые, кровати двуспальные ольховые!

Второй торговец. Шуба для доброго купца-молодца! Приклад – моржовый, воротник – ежовый, а вокруг всех прорех ещё нашит рыбий мех. В один рукав ветер гуляет, в другой – метель прометает, от тепла зимой зуб на зуб не попадает!

В.Даль (записывает). Приклад. Прибор к одежде, платью, всё, кроме верху: подкладка, пуговицы, снурки и прочее. На портного приклада не напасёшься. Верх прикладу не стоит.


Сценка третья

Лейтенант флота. Я – лейтенант флота. РапОрт о морских занятиях воспитанников Морского кадетского корпуса, в котором учатся Павел Нахимов, Дмитрий Завалишин, Владимир Даль и другие.

На ходу сами кидают лаг, берут пеленги, делают счисление, прокладывают пеленги, крюйс-пеленги и путь брига на карте; в ясную погоду для сыскания широты берут секстаном высоту солнца… В тихое время ходят на марс и на салинги, сами сплеснивали и клетневали верёвки, делали разные кнопы и встроиливали блоки.

В. Даль. Таков морской язык, чёткий и своеобразный.

Второй ведущий. Бриг «Феникс» поднимает паруса,

Скользит по волнам Финского залива.

Пройдёт ещё каких-то полчаса –

И ветра нет, и парус виснет криво.

И вновь вернулись в пасмурный Кронштадт,

Чтоб брига путь прокладывать на карте.

Два дня прошло – кадет погоде рад

Быстрее в рынду, моряки, ударьте!

Нахимов, Завалишин ладят снасть,

И вскоре бриг отходит от причала.

Надышатся кадеты морем всласть.

Но Даля, как и прежде, укачало.

Ему судьба иной назначит путь.

Он будет славен под иной звездою.

Но надо и морской воды глотнуть,

Запить слова морские той водою.


Сценка четвёртая

Третий ведущий. Владимир Даль в городе Российской империи Дерпте ( ныне эстонский город Тарту, во времена Ярослава Мудрого – русский город Юрьев). Здесь в университете на хирурга вместе с будущим великим врачом Николаем Пироговым учится Даль. Перенесёмся в дом профессора Мойера. Мойер играет на фортепиано сонату Бетховена, с которым лично знаком. Даль разговаривает с поэтами Василием Жуковским и Николаем Языковым, друзьями Пушкина.

Даль. Какой он, Пушкин?

Жуковский. Это нельзя передать. Он – Пушкин!

Языков. Он один Вольтер, и Гёте, и Расин!

Жуковский. И Шекспир!

Даль. Он – Пушкин! И Вольтер, и Гёте, и Расин! И Шекспир! Удивительно!

Четвёртый ведущий (шутливо, иронично). От слепоты умывайся росою,

Пей от отёка овсяный кисель.

Но если встретил кого-то с косою,

Громко кричи: «Убирайся отсель!»

Где-то кишками проход весь замотан.

Их отмотает хирург Пирогов.

Где же Даль-то наш?

Где же Даль-то наш?

Вот он!

Сказки поёт, съев кило пирогов.

Наш Николай смотрит сердце в театре,

Где поработал смешной анатОм.

Наш же Владимир, особенно в марте,

Сердце своё представляет котом.

Оба хирурги. Один настоящий.

Ну а другой словно Гримм иль Перро.

Всё образуется к радости вящей:

Этому скальпель, а Далю – перо!


Сценка пятая

Пятый ведущий. Театр военных действий с турками. Даль – военный врач. Привал. Даль в толпе солдат.

Первый солдат. Чёртова лужа!

Второй солдат. Калуга!

Даль (пишет). Лу-жа, ка-лу-га.

Третий солдат. Калуга – это болото.

Четвёртый солдат. Калуга – это рыба красная, вроде осётра.

Пятый солдат. А у нас лужа – лыва.

Даль (пишет). Лу-жа, ка-лу-га, лы-ва.

Шестой солдат. А у нас лыва – лес на болоте.

Седьмой солдат. Лыва, брат, и не лес вовсе, а трава морская на берегу после отлива.

Восьмой солдат. А у нас лужу мочажиной называют.

Девятый солдат. Не мочажина – мочаг, озерцо на солончаке.

Десятый солдат. Когда на болоте косят, сено мочажинником называют.

Даль (пишет). Лу-жа, ка-лу-га, лы-ва, мо-ча-жи-на. Лужа, калуга, лыва, мочажина. Лужа! Калуга! Лыва! Мочажина!

Эпилог

Шестой ведущий. Даль от болезненной слабости уже не поднимается с кровати. За ним ухаживает дочь.

Сад зарос бурьяном. Нету сил.

Тонким льдом покрыло лоно речки.

Перед смертью дочку попросил:

- Запиши, пожалуйста, словечки.

Сквозь года он видит: Ушаков

Издаёт свои четыре тома

Нестареющих и вечных слов

И новейших слов борьбы и слома.

Ожегов несёт нам всем словарь,

Как тепло от доброй русской печки.

И до дней последних, как и встарь:

- Запиши, пожалуйста, словечки.

Слов немало, что ни говори,

Потому мы их и собираем.

А когда устанем – умираем,

Но живут, как солнце, словари!

Занавес.


Выводы:

  1. Мероприятие получилось непродолжительным по времени, что позволило удержать внимание зрителей.

  2. Перед мероприятием необходимо небольшое вступительное слово учителя о том, что увидят зрители (своеобразная «тонкая настройка»). Это не было сделано.

  3. Наглядность, игровая форма, театрализация усилили интерес зрителей.

  4. Поэтические тексты позволили легче запомнить фактический материал.

  5. Использование шутки, динамичность действия способствовали активизации внимания учащихся.

Рекомендации:

  1. Элементы декорации и грима почти не применяем, чтобы не усложнять мероприятие.

  2. Необходимо добиться от «актёров». Чтобы они как можно чётче произносили слова. Не частили, читая стихотворения.


Список источников

  1. Булатов, М.А., Порудоминский, В.И. Собирал человек слова. – М.: Детская литература, 1969

  2. https://www.slovardalja.net/

  3. https://владимир-даль.рф

  4. https://www.booksite.ru/bukvica-2016/index.html








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!