СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собор святых в земле Воронежской просиявших

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном исследовании собраны материалы о жизни святых нашей земли Воронежской: Святителе Митрофане Воронежском, священномученике Петер (Зверев), святителе Антонии, архиепископе Воронежском  и Задонском

Просмотр содержимого документа
«Собор святых в земле Воронежской просиявших»

Тема исследования:

«Собор всех святых в земле Воронежской просиявших»















Педагог-руководитель: Аносова Елена Юрьевна,

учитель начальных классов, ОДНКНР
















Воронеж

2021


Содержание



Введение____________________________________________________

Глава 1. О новомучениках и исповедниках Российских_____________

Глава 2. Собор святых в земле Воронежской просиявших__________

2.1Святитель Митрофан Воронежский__________________________

2.2Священномученик Петр (Зверев)____________________________

2.3Святитель Антоний (Смирницкий)__________________________

Глава 3.Заключение и выводы _________________________________

Список используемой литературы и источников__________________

Приложения_________________________________________________

















Введение

 В наше время мы возвращаемся к духовным ценностям, которые были утрачены в начале XX века, поэтому тема моего исследования представляется на сегодняшний день очень актуальной.

Новые мученики Русской Православной Церкви были людьми, которые делали все ради правды Божией и любви к ближнему, проповедуя Евангелие жизнью своей. Водимые Духом Святым, они прошли через такие испытания, которые своими силами человек не может преодолеть.


Цель исследования: собрать материалы о жизни святых нашей земли Воронежской и познакомить с данной информацией окружающих.

В своём исследовании я поставил задачи:

1.Собрать сведения о Соборе Воронежских святых

3.Пробудить интерес у нашего подрастающего поколения к изучению истории судеб священнослужителе.

4.Систематизировать информацию.

5.Рассказать о некоторых новомучениках и исповедниках земли Воронежской.

6.Создать буклет о некоторых святых в земле Воронежской просиявших

Гипотеза работы: жизнь святых в земле Воронежской просиявших- источник мужества, стойкости, твёрдости Духа и неколебимости веры для современного человека.

Объект исследования: святые в земле Воронежской просиявшие:Святитель Митрофан Воронежский, священномученик Петр (Зверев), святитель Антоний, архиепископа Воронежского и Задонского

Предмет исследования: жизненный путь святых, духовные ценности православия.


Глава 1. О новомучениках и исповедниках Российских

Двадцатое столетие сложное время в жизнедеятельности Русской Православной Церкви. Это эпоха гонений на православных христиан, истреблением веры и инакомыслия. Послереволюционные десятилетия «святой Руси» были заполнены жестокосердием мучителей, беспощадными казнями и расправами невинных. Придя к власти, большевики спешили расправиться с самыми влиятельными, стойкими и почитаемыми в народе иерархами Русской Православной Церкви.

Новомученики – наши учителя и ходатаи перед Богом, они не только сохранили человеческий облик в нечеловеческих условиях, но и явили величие духа и жертвенность к ближним. Своим мужеством они защищали веру православную. Они показали нам пример любви к России, к православной истории, к памяти предков. Их житие может послужить для нас ориентиром в стремлении к нравственному совершенству. Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви сохранили и сохраняют народ от духовной гибели.

Русская Православная Церковь благоговейно хранит память о подвиге архиереев, священнослужителей, монашествующих и мирян, жизнью своею засвидетельствовавших в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, в темницах, в изгнаниях веру и любовь к Богу и ближнему.

Многие подвижники благочестия,чьи жизнь и служение неразрывно связаны с Воронежским краем, прославлены в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Глава 2. Собор святых в земле Воронежской просиявших

Приложение 1

Собор Воронежских святых - праздновение Русской православной церкви в честь святых  Воронежской  земли

Празднуется  4 сентября.

На епархиальном собрании  Воронежской епархии, состоявшемся в  Воронеже 28 феврале 2002 года по инициативе митрополита Воронежского Мефодия было единодушно установлено празднование дня соборной памяти всех святых Воронежской епархии. Днем нового церковного праздника стало 4 (17) сентября, память второго обретения мощей святителяМитрофана Воронежского, произошедшее в 1989 году. Как сказал митрополит Мефодий: "Это событие - начало нового этапа в жизни нашей епархии, оно стало подлинным знамением возрождения церковной жизни." Праздник был установлен по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II впервые был отмечен в 2002 году. 15 апреля2013 года епархиальный совет Воронежской епархии утвердил новую редакцию поименного списка Собора Воронежских святых

Молитвословия

Тропарь, глас 6

Под Покровом Пресвятыя Богородицы низпосланнии нам духовныя стражи, всиВоронежстиисвятии, приснии наши со святыми Митрофаном, Тихоном и Антонием заступницы, новомученицы и исповедницы Христовы, преподобниибоголюбцы и блаженнии подвижницы, в подвизех за Христа чудесех и страданиих, землю Русскую от царствующих град до Азова осиявшии, Христа Бога молите о стране нашей Православней, и о всех соборно вас почитающих.

Кондак, глас 4

Во свете богомудрых иерархов, столпов веры Митрофана, Тихона и Антония, днесь красуется преславный град Воронеж, яко освященный собор святых предстоит Владыце Вседержителю: темже Силы Небесныяликовствуют и Святую Троицу воспевают; с ними же вси благодарственно вопием Богу, о еже даровати нам оставление грехов, и велию милость.

В своей работе я хочу рассказать о жизни некоторых святых.

2.1 Святитель Митрофан Воронежский

Приложение2

Святитель Митрофан родился в 1623 году на Владимирской земле. Он начал служение Церкви в числе белого духовенства на сельском приходе. Овдовев в 39 лет, Митрофан поступил в Успенский Золотниковский монастырь под Псковом. Спустя всего три года он был призван игуменом в соседнюю обитель. Ведя строгую подвижническую жизнь, Митрофан стал заботливым и снисходительным отцом для монахов, отвечавших ему уважением и послушанием.

Через десять лет патриарх Иоаким поставил его во главе большого монастыря под Москвой. И на новом месте святой был столь успешен в начинаниях, что ему поручили управление несколькими монастырями, а затем рукоположили в епископа новой Воронежской епархии – через несколько недель после смерти царя Феодора.

В епархии не хватало священнослужителей, особенно просвещенных, способных противостоять раскольническим настроениям и языческим суевериям, по-прежнему живущим в народе. Однако новый пастырь смело принялся за дело, желая прежде всего призвать священнослужителей к их духовному предназначению. «Вы – ангелы, – говорил он, – которых Бог послал в пустыню, чтобы раздавать народу манну Господню. В своих молитвах вы должны подражать пророку Моисею и святому Павлу, которые ревностно просили за народ Божий». Епископ посетил все монастыри своей епархии и восстановил в них традиции святых отцов, напомнив монахам об их долге подвижничества и непрестанной молитвы за Церковь.

По разным селам Воронежской епархии при святом Митрофане возникли школы, учителями в которых являлись переселенцы из Малороссии, люди часто грамотные и книжные.Двадцать лет святитель Митрофан управлял Воронежской кафедрой, достигнув глубокой старости. Истинно по-христиански приготовившись к кончине, святитель мирно почил 23 ноября (6 декабря) 1703 года. На погребении святителя присутствовал сам царь Петр, который со старшими военачальниками нес гроб святителя и опустил его в могилу. «Не осталось у меня более такого святого старца— говорил Петр на погребении, — буди ему вечная память!» Воронежский архипастырь был погребен в усыпальнице соборного храма. Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание. Заповедь, которую дает святитель своим духовным детям, и сегодня не потеряла своей актуальности: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши».Образ любвеобильного и милосердного епископа глубоко врезался в душу народную, чуткую к проявлениям святости на грешной земле, и много благоговейных почитателей памяти почившего святителя стекалось к его могиле, чтобы отслужить панихиду. Вскоре Господь, исполняя благочестивые чаяния почитателей святителя Митрофана, как угодника Божия, положил начало его открытому прославлению.

В связи с постройкой нового кафедрального собора при перенесении гроба с телом святителя Митрофана, оказалось, что тело святителя нетленно. Все шире и шире по земле Русской начало распространяться благоговейное почитание его памяти,и, как бы в ответ на это, стали возрастать чудесные явления помощи Божией у его могилы. Старанием Воронежского архиепископа Антония II (Смирницкого) в 1831 году совершилось обретение нетленного тела святителя Митрофана и в следующем году совершено прославление его в лике святых. С приходом советской власти Воронежский Митрофанов монастырь, как и многие русские святыни, претерпел разорение: он был закрыт, разграблен, а затем снесен.

3 февраля 1919 года, еще до официального постановления об организованном вскрытии мощей, изданного 14 февраля, состоялось кощунственное вскрытие мощей свт. Митрофана. Перед началом Литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение «трудового народа» — «покончить с поповскими баснями о святых мощах». Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал их: «Великая милость Божия проявлена святителю по истечении земной жизни — претерпеть мученичество за Христа».

Свершив надругательство, безбожники составили акт вскрытия. Честные останки святого Митрофана были внесены ими в опись имущества как «социалистическая собственность» и оставлены в соборе. Разоблачение не состоялось. Чудовищное кощунство большевиков лишь усилило приток верующих к святителю Митрофану, усерднее стала их молитва.

В 1929 году мощи святителя Митрофана были изъяты в связи с закрытием собора для использования его на нужды социалистического строительства и хранились в Воронежском краеведческом музее шесть десятков лет. Возвращение мощей Церкви свершилось милостью Божией и трудами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в 1989 году. Они пребывали в Покровском соборе Воронежа, бывшем тогда кафедральным. В настоящее время мощи святителя Митрофана покоятся в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа.

2.2 Священномученик Петр (Зверев)

Приложение3

Жизнь и деятельность Петра (Зверева) является примером служения Богу и людям.

Он родился 18 февраля 1878 года в семье священника, настоятеля храма Александра Невского в Москве. В раннем детстве он торопился попасть к началу богослужения в приходской храм в Вишняках, и на службу ходил всегда вместе с отцом. Звонарь, видя идущего священника, ударял три раза в колокол, и мальчик считал, что два раза звонят отцу, а третий – ему. В 1895 году Василий окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1899 году он подает прошение зачислить его на первый курс Казанской Духовной академии, и после проверочных испытаний совет академии постановил принять его в число студентов.

В 1900 году он был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен во иеромонах. Во время первой мировой войны отец Петр уезжает проповедником на фронт, где пробыл до февральской революции 1917 года. Отец Петрстарался восстановить и наладить то, что осталось в разграбленных большевиками монастырях. Истовое служение, искренность в вере, смирение, открытостьдля всех – все это народпочувствовал, оценил и полюбил в епископе, увидев в нем настоящего духовного наставника.Владыка Петр стремился объяснять все лицемерие обновленческого движения. На допросах он дает показания, что признает Патриарха Тихона единственным законным главой Русской Православной Церкви, и будет бороться против самозванцев. Сломить его не удалось, и в 1923 году он был отправлен по этапу в Ташкент. Жил там в тяжелых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов. Но по-прежнему ни ропота, ни жаления себя, лишь благодарение Бога за ниспосланные испытания да переживание за своих духовных чад. Летом 1923 года освобожденный из ЧК Святейший патриарх Тихон подал властям список архиереев, без которых он не мог управлять Церковью, в их числе был и епископ Петр. В конце 1924 года Петр вернулся в Москву.

В июле 1925 года Владыку Петра направили в Воронеж в помощь престарелому митрополиту Владимиру (Шимковичу). А в 1926 году, после кончины митрополита, Владыка Петр был назначен на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В Воронеже архиерей был особенно дружен с народом, который собирался на его службы в великом множестве.

Многие храмы к этому времени были захвачены обновленцами и поэтому представители «новой церкви» предпринимали немало усилий, чтобы «убрать» архиепископа из Воронежа . Обновленческие храмы перед началом богослужения заново освящались. Архиепископ Петр служил, кромеАлексиево-Акатова женского монастыря, в храме Сошествия Святого Духа на Терновой поляне и в храме Покровского Девичьего монастыря. Поездки эти рассматривались как контрреволюционная деятельность, на них каждый раз требовалось разрешение властей, а они его не давали. Сельские приходы составили свое поручительство о политической благонадежности архиерея, но и это ни к чему не привело. Чем больше людей хлопотало за архиепископа Петра, тем большую ненависть он вызывал у властей.

29 октября 1926 года архиепископ был вызван в Воронежское ОГПУ, где его оповестили о том, что он должен ехать в Москву для совещания якобы по церковным вопросам. Прихожане, узнав об этом и предчувствуя надвигающуюся беду, всячески пытались помочь. Несмотря на все старания верующих, архиепископ Петр быларестован и его поместили в Бутырскую тюрьму. Следствие по делу велось до марта 1927 года. 26 марта. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Петра «за контрреволюционную деятельность» 4 апреля был приговорен к десяти годам заключения и отправлен в Соловецкий лагерь. Здесь находилось много духовенства, в том числе архиереев и монашествующих. В главном советском концлагере царил беспредел и садистский бандитизм. Однако на фоне этого ада Владыка никогда не терял величия духа и высокой нравственности. Он соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу, стремился помогать ссыльным, поддерживатьнуждающихся. Время, проведенное в Соловецком концлагере, не сломило и не озлобило Владыку, каждое слово проникнуто любовью к ближним, к духовным чадам, беспокойством за их судьбу. Летом 1928 года архиепископ Петр был избран главой Соловецкого православного духовенства. Архиепископ Петр в своей маленькой комнатке принимал всех, кто желал его видеть и с ним побеседовать, поил чаем и кормил. В начале октября 1928 года Владыка было отправлен на Троицкую штрафную командировку 6-го отделения, находившуюся на острове Анзер, за то, что крестил в Святом озере заключенную-эстонку. В январе 1929 года заболел тифом. Его, больного, в лютую стужу отправили под конвоем в Голгофо-Распятский скит.

7 февраля в страшных муках он умер. Перед кончиной написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».
Читая письма архиепископа Петра, я была потрясена огромной силой воли и смирением, кроткой покорностью проведению Божьему. Такую стойкость может дать лишь святая вера. Не роптать, не жаловаться на тяжелую долю, простить своих мучителей и каждое мгновение благодарить Бога за все беды и испытания способен лишь высокодуховный человек. На таких людей и надо равняться. А выработать в себе христианские добродетели помогает Православная Церковь.

На месте обретения мощей архиепископа Петра, на склоне Голгофы, поставлена деревянная часовня. По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла 9 августа 2009 года состоялось перенесение мощей священномученика Петра в Алексиево-Акатов монастырь города Воронежа. С 5 декабря 2009 года мощи священномученика пребывают в воронежском Благовещенском кафедральном соборе. Честная глава священномученика Петра осталась в Соловецком монастыре, в храме святителя Филиппа.

2.3 Святителя Антония (Смирницкий)

Приложение 4

Воронежская епархия возродилась при преосвященном Антонии и вся Россия приезжала поклониться мощам святителя Митрофана, а также укрепиться духовно в беседе с преосвященным. Над больными он совершал исцеления, запрещая об этом рассказывать, и многие убеждались в его прозорливости.

/Из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря/

В истории придонского монашества громадное значение имел Воронежский архиепископ Антоний II (Смирницкий). Не только удивительные по скромности подвиги безвестных пещерокопателей и тихое делание задонских старцев-исповедников, но и могучее созидательное и воспитательное влияние святых Покровителей Придонья – Митрофана и Тихона – нашли себе увенчание в лице этого архипастыря.

Святитель Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский (в миру – Смирницкий Авраамий Гаврилович), родился 29 октября 1773 года в с. ПовстиноПирятинского уезда Полтавской губернии, в семье священника.Первоначальное обучение Авраамий получил дома, первым педагогом его был родной отец.С самого раннего детства Авраамий воспитывался в духе благочестия, очень любил посещать церковные службы.

В 1783 году Авраамий поступил в Киевское духовное училище. Он отличался тихим и кротким нравом, за это и получил фамилию "Смирницкий". Уже студентом он вел строгую подвижническую жизнь и долго не решался принять монашество, жаль было расставаться с миром. Сам святитель Антоний так говорил о себе: "Когда я был молод, я долго колебался, поступать ли мне в монахи… Но когда прочел Ефрема Сирина о Страшном Суде – все веселое в мире мне опротивело, и я скорее, бегом-бегом – в монастырь.В августе 1796 г. Антоний был принят послушником в Киево-Печерскую Лавру, "желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах". Однажды ночью перед изумленным иноком предстал преподобный Антоний и благословил его на небесное служение, укрепив Святыми Дарами.

С первых же дней иночества Антоний отдавался подвигам воздержания, молитвы и смирения. Его смирение было необычайно: "Много лет я прожил, - обыкновенно говаривал он, - а добрых дел нет". Если кто хвалил его, он всегда замечал: "Он еще не все знает мои слабости и недостатки". Личная жизнь иеромонаха Антония отличалась большой строгостью в выполнении монашеских правил. Не давал он послабления себе и в бытовых делах, являясь во всем примером для братии. Он был редким начальником для иноков, вел их просто, духовно, молясь за каждого, руководя ими по Божиему указанию, и тогда же было заметно, что Господь даровал ему дар прозорливости.Он не оставлял без внимания и богомольцев, посещавших лавру. До вечерни его келья была открыта для всех и всем приходившим к нему он уделял внимания, поучая их в истинах православной веры и доброй христианской жизни.31 января 1826 года архимандрит Антоний был хиротонисан в лавре во епископа Воронежского. И в епископском сане он остался таким же смиренным, как и прежде. Уезжая из Киева в свою епархию, он говорил: "Не надеюсь на свои силы. Там есть два великих святителя Христовых: Митрофан и Тихон. На них я уповаю. Они меня подкрепят и помогут мне".Новый епископ был торжественно встречен в Воронеже. При первой литургии на лице своего епископа паства заметила какое-то неземное сияние - знамение благодати Божией.

Воронежская епархия была тогда очень обширна, включала в себе всю Донскую область, но оказалась очень неблагоустроенной. Преосвященному Антонию пришлось там много поработать.Первой заботой епископа Антония на новом поприще было благоустройство храмов.Прежде всего был капитально отремонтирован кафедральный Благовещенский собор - место упокоения святителя Митрофана. Затем были отремонтированы, восстановлены и перестроены и другие храмы, а также различные церковные здания.Много уделял внимания преосвященный Антоний составу служителей храма и их благочестию.Само служение епископа Антония производило на молящихся сильное действие, так что стоя в церкви, они невольно забывали все земное и сосредоточивались на совершении божественной службы. После службы в храме всегда были проповеди. После литургии начинался прием посетителей, двери покоя епископа Антония были открыты для всех и всех он принимал с одинаковым вниманием. Он заботился о благоговейном воспитании своей паствы и призывал к этому всех священников. Народ очень любил Владыку ,по свидетельству очевидцев, день, в который Владыка Антоний посещал село или город, становился праздником: крестьяне оставляли свои полевые работы, купцы запирали свои лавки, чиновники оставляли свои занятия в канцеляриях и все спешили видеть своего архипастыря. До церкви Преосвященный шел, благословляя народ. Там, где он служил, ставили вокруг церкви столы с трапезой. Владыка это очень любил и, по выходе из церкви, благословлял эти столы, за которыми вкушали пищу иногда до тысячи крестьян, славя и благодаря Бога.

В 1831 году Воронежскую губернию постигла страшная болезнь - холера. Люди умирали сотнями, началась паника. В борьбу с этой болезнью вступил епископ Антоний. Он сам обходил все дома и улицы, совершая крестные ходы, окропляя дома святой водой, наложил 3-х дневный пост, призвал всех к покаянию. Все это укрепило в людях веру в свое спасение, и паника прекратилась. Тогда же, по благословению владыки Антония, было возобновлено всеобщее почитание Дивногорской (Сицилийской) иконы Божией Матери, после того как по молитвам пред иконой прекратилась эпидемия на юге Воронежского края. В 1830 г. Владыка открыл "Воронежский тюремный комитет", а в 1833 г., когда во многих местах России был неурожай, он организовал подписку в пользу голодающих, жертвуя значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов для десяти и более тысяч человек. В 1834 г. при участии святителя Антония губернатор и дворянство Воронежа организовали беспримерный по тем временам Комитет для строительства жилья на месте сгоревших городских домов. За полгода необходимые средства были собраны и построено более 100 домов в Ямской слободе Воронежа.

В истории Воронежской епархии архиепископ Антоний (Смирницкий) известен также как усердный храмоздатель и устроитель иноческих обителей. Только за последние двенадцать лет его управления епархией построены 63 новых храма, восстановлен древнейший монастырь Подонья – Дивногорский Успенский.Святитель Антоний уже при своей жизни прославился многочисленными чудесами. Вот одно из них: одна странница, пришедшая за несколько сот верст для поклонения преставившемуся уже Владыке Антонию, рассказывала следующее: "Лет десять тому назад я была в городе Воронеже для поклонения мощам святителя Митрофана и сильно здесь заболела. По принятии Святых Таин Христовых, я, почему и сама не знаю, сильно возжелала принять благословение Преосвященного Антония. Окружавшие меня, тоже странники, решили исполнить мое желание, для чего на устроенных ими носилках поднесли меня к выходившему из церкви после Божественной литургии, Владыке Антонию, прося его благословения умирающей. Владыка остановился и трижды благословил меня. В ту же минуту я ощутила приток какой-то силы, и сама, поднявшись с носилок, имела возможность, поддерживаемая носильщиками, дойти до странноприимного дома, где чрез три дня сделалась совершенно здорова".За период своего архипастырского служения в Воронеже преосвященный Антоний снискал к себе всеобщую любовь и уважение.

Современное ему духовенство благоговело перед ним. Он никогда не злоупотреблял своей властью, был снисходителен к людям. Многие дела он решал, по возможности, сразу при просителях, не заводя никакой переписки. Если кто-нибудь обращался к нему с жалобой на другого, то владыка Антоний старался поговорить с жалобщиком, а затем и с тем, на кого жаловались, так что каждый из них понимал свои ошибки и старался исправиться по отношению к другому. Так и во всех других вопросах он старался примирить людей и исправить их. Он не любил наказывать за проступки, зная, что наказание иногда не исправляет, а ожесточает человека. Главным средством архиепископа Антония было наставление, вразумление и увещевание.Не меньшую заботу проявил архиепископ Антоний и о своей пастве. Принимая всех со вниманием, он каждому мог сказать нужное слово и подать добрый совет, и все уходили от него утешенными и ободренными.

Большую любовь и милосердие проявил Воронежский архиепископ ко всем нуждающимся в помощи. Он был одним из самых деятельных членов Воронежского попечительного комитета о бедных, часто сам от неизвестных благотворителей вносил по 300-500 рублей и призывал к пожертвованиям других.Щедрые пожертвования посылал преосвященный Антоний и в святые места: в Иерусалим, на Афон, на Синайскую гору.

На Афоне, по поручению и благословению преосвященного Антония, иеромонахом Аникитой (в миру - князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов) был основан храм во имя святителя Митрофана.

Не оставлял без внимания архиепископ Антоний и учебных заведений епархии как духовных, так и светских. Он помогал им материально. Иногда присутствовал на экзаменах, на которых, в первую очередь, обращал внимание на подготовленность воспитанников по богословским предметам.Служение архиепископа Антония на Воронежской кафедре продолжалось в течение 20 лет. За этот продолжительный период времени он много сделал для своей епархии доброго и полезного и завоевал всеобщую любовь и уважение. Это был "муж в добродетели дивный", как говорил о нем наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний. Постоянно творил Иисусову молитву. Никто не видел, чтобы он когда-нибудь смеялся. Имел дар умиления и дар слез. Слава благодатной жизни архиепископа Антония была настолько велика, что свет ее был виден даже рядом с такими великими светильниками, какими были святители Митрофан, Тихон и преподобный Серафим Саровский.12 сентября 1846 года он в последний раз отслужил Божественную литургию. Чувствуя всеобщую слабость, он продолжал заниматься делами. Лекарств он не принимал. "Мне, дожившему до 73 лет, – говорил он, – грешно и желать продолжения жизни и просить Господа, чтобы помедлил послать Ангела – взять душу мою". Но делами продолжал заниматься, диктовал даже поздравительные письма к празднику Рождества Христова.

17 декабря просил своего духовника совершить в его кабинете водоосвящение; пил святую воду и окропил ею свое лицо. Вечером того же дня он пожелал исповедоваться, а 18 декабря, после ранней обедни, в своих покоях приобщился Святых Христовых Таин.19 декабря архиепископ попросил отслужить в Благовещенской церкви молебен перед иконой Божией Матери "Всех скорбящих Радость", а сам в это время долго молился в своем кабинете. Затем сдал все дела викарию, а всю ночь провел на молитве.Утром 20 декабря назначил соборование на 6 часов вечера, велел раздать милостыню нищим, послать к празднику денежные письма бедным.20 декабря 1846 года, по окончании соборования, преосвященный Антоний благословил всех находившихся у него, попросил у всех прощение, затем пожелал остаться один. В самые последние минуты он опять позвал всех к себе, попросил зажечь побольше свеч. Сам лежал на одре, а окружающие стояли перед ним на коленях, и он возлагал на всех крестообразно руки свои, дыхание его уже прерывалось. По окончании чтения отходной, к вечеру, тихо и мирно отошел ко Господу.27 декабря 1846 г. после заупокойной Литургии архипастырь был погребен в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря в склепе возле усыпальницы святителя Митрофана.Согласно просьбе самого Владыки, над местом его погребения была положена скромная чугунная плита. Смиренный архипастырь завещал похоронить себя в монашеском одеянии, без дорогих архиерейских украшений, устроив могилу при самом входе в церковь, с западной стороны, не устанавливая вовсе никакого памятника: "Да вси приходящие попирают меня ногами своими".23 мая 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, святитель Антоний был прославлен в лике местночтимых святых Воронежской епархии за "праведное житие, нищелюбие, непрестанный молитвенный подвиг и совершенное смирение".Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в июне 2008 года святитель Воронежский Антоний (Смирницкий) прославлен в лике святых для общецерковного почитания.


Глава 3. Заключение и выводы

И в мирное время есть место подвигу. Героем может стать любой человек, который найдет в себе силы послужить людям ради Бога. Примером этого является жизнь святителя Митрофана, Антония (Смирницкого), священнослужителя Петра Зверева и других новомучеников и исповедников земли Воронежской. Эти люди были нашими земляками. Они являются примером духовного нравственного подвига, называемого в Российской Православной Церкви мученичеством. Какие бы беды и испытания не выпадали на долю священнослужителей в те страшные годы, неизменной оставалась их вера, духовная чистота, стремление помочь ближнему, умение простить своих мучителей, молиться за них.

Мне очень понравилось работать с данным направлением. Я узнала много нового и полезного для себя и хочу поделиться этой информацией с друзьями и одноклассниками. Новомученики и исповедники стали для меня примером стойкости и мужества, они вдохновляют совершать праведные поступки и делать добрые дела. Их жизнь показывает, что нет ничего важнее, чем любовь к ближнему и любовь к Богу. Моё исследование пока не завершено, и я постараюсь, как можно больше узнать о святых в земле Воронежской просиявших.Прошлое – это ключ к пониманию и осознанию настоящего и будущего, поэтому человек, который хочет познать настоящее, не должен забывать прошлое своей Родины. Нужно думать о будущем, растить детей, верить в Бога. Сила и благосостояние нашего Отечества кроется в сборе, в соборности. И, чтобы достойно жить в нашей стране, нужно просто любить Родину, заботиться о сохранении Великой Истории, Веры, Культуры и уважать друг друга.Я думаю, что Божья помощь необходима человеку в любом деле, в любом начинании. Моление о помощи Божьей может укрепить человека в собственных силах, помочь самому справиться со своими проблемами. Церкви возрождаются для мира и любви. Их колокольный звон каждый раз призывает нас задуматься: все ли ты сделал для своей Родины, для своих детей и близких, для того, чтобы самому быть счастливым. 










Список используемой литературы и источников:

1.Новомученики и исповедники Воронежские/Дамаскин (Орловский), архим.-М.:Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2019.-280с

2.Святитель Антоний. Подвижник в сане архипастыря /Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь/,2004г

 3.Смирнова Е.А. Антоний, святитель Воронежский. М., Православное братство священномученика Ермогена, патриарха Московского, 2007. с.329

 4. Прасолов М. А., Семинария в 1900 - 1918 гг., приложение к Истории Воронежской духовной семинарии П. В. Никольского / Воронеж 2011: Изд-во ВПДС "Образ", с. 559, со ссылкой на №№ 1-2, 1915 года Воронежских епархиальных ведомостей

5.Игумен Дамаскин (Орловский). Житие священномученика Петра (Зверева; 1878 – 1929), архиепископа Воронежского / Дамаскин Игумен. - Тверь: ООО «Издательство «Булат», 2001. – 64с.

6.Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский. Житие. Письма. – Издательский отдел Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви. Рязань: ЗАО «Приз», 2004. – 60с.

7.https://drevo-info.ru/articles/15481.html

8.http://www.vob.ru/saints/index.htm

9 .http://sobor-voronezh.livejournal.com/109341.html

10.https://drevo-info.ru/articles/15481.html

11.http://www.panino.prihod.ru/sobor_vsekh_svjatykh_v_zemle_voronezhskojj_prosija



воронежский-край.рф›wiki/s/4348/





Приложения

Приложение1

Собор Воронежских святых -икона





Приложение 2

СВЯТИТЕЛЬ МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ



Святитель Митрофан (в схиме Макарий), епископ Воронежский, и царь Петр

Митрофан Воронежский- житие ,икона





























Приложение 3

Родители священномученика Петра (Зверева):

отец – протоиерей Константин и мать – Анна




Архиеп. Петр (Зверев), 1926 г.




Анзер. Троицкая командировка

.


Официальная справка Управления Соловецких лагерей особого назначения о смерти архиепископа Петра (Зверева)



 

Часовня на месте обретения мощей святителя
Петра, архиепископа Воронежского,
вАнзерском скиту



Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (1878 – 1929)

Приложени4

святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский(29.10.1773–20.12.1846)