СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соборные мечети г. Оренбурга

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрывается становление и развитие системы мусульманских учебных заведений в Оренбургской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Ключевым предметом исследования стало рассмотрение специфики образовательной деятельности одного из лучших мусульманских учебных заведений Российской империи – новометодного медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге. Рассмотрены достижения в возрождении мусульманского образования в Оренбуржье на современном этапе, роль в этом возрождении медресе «Хусаиния», ставшего главным центром обучения мусульманских духовных лиц и педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Соборные мечети г. Оренбурга»

В конце XIX века приход 5-й соборной мечети был крупнейшим в городе и к 1890 г. насчитывал 1941 человека (875 мужчин и 1066 женщин), к 1908 г. его численность сократилась до 1052 человек (500 мужчин и 552 женщин)1.

Фото 38. Бывшая 7-я соборная мечеть г. Оренбурга. Современный вид

Журнальным постановлением ОГП от 19 ноября 1908 г. № 584 постройка 7-й соборной мечети была санкционирована2. Каменное здание 7-й соборной мечети было построено на углу Екатеринбургской и Мещанской улиц (ныне ул. Мичурина, 146).

Одновременно 28 февраля мусульмане составили и второй приговор об избрании на должность своего имама Загидуллы Ахметзянова (Азаматова). Он родился в 1868 г. и происходил из крестьян деревни Букмышевой Мамадышского уезда Казанской губернии (ныне с. Кзыл-Меша Сабинского района Республики Татарстан). Получил образование в знаменитом мусульманском училище деревни Кшкар Казанской губернии, а затем на протяжении 10 лет преподавал в другом кадимистком медресе «Валия» при 1-й соборной мечети Оренбурга. Уполномоченные Рахматуллин и Фаткуллин подали губернским властям ходатайство об утверждении его в должности, приложив избирательный приговор, свидетельство Казанского 4-классного городского училища от 10 мая 1903 г. № 157 о знании кандидатом русского языка и свидетельство ОМДС от 7 сентября 1906 г. № 5869 на звания имам-хатыба и мударриса. По журналу ОГП от 23 января 1909 г. № 45 Загидулла Ахметзянов (Азаматов) был утвержден в должности 1-го муллы при молитвенном доме, а также в званиях имам-хатыба и мударриса (указ от 29 января 1909 г. № 533)3. Для удобства священнослужителя, который сразу приступил к обучению детей в приходской школе, 24 августа 1909 г. прихожане обратились в Оренбургскую городскую управу с просьбой отвести в его личную собственность для постройки дома рядом с мечетью дворовое место № 752. По жеребьевке 1906 г. оно досталось оренбургскому мещанину П. Г. Рукину, который письменно согласился уступить земельный участок.

Еще до начала постройки 7-й соборной мечети с 1909 г. во временном молитвенном доме, принадлежавшем ранее В.П. Самарину, были открыты старометодные мектебе и медресе. Учебные классы и кухня занимали обе комнаты в нижнем полуподвальном этаже из кирпича. Кроме того, для занятий была присособлена одна из двух комнат по соседству с молитвенным залом на втором деревянном этаже. В этот период приходские учебные заведения работали в крайне стесненных антисанитарных условиях. Чиновник И. Платонников, посетивший это училище, отмечал, что «помещение нижнего этажа, на котором ютится мектебе, производит крайне неприятное, даже отталкивающее впечатление на свежего человека. В грязном вонючем подвале, куда сквозь небольшие запыленные окна едва проникает дневной свет, под низким нависшим потолком, прямо на голом липком полу сидят, тесно сжавшись, несколько десятков детей, один меньше другого. Воздух спертый и до того насыщенный влажными испарениями, что уже через 5 минут пребывания здесь становится невозможным дышать и голова кружится»4. Мусульманское училище при 7-й соборной мечети было единственным в городе, которое не имело собственного вакуфного здания5. Этому препятствовала бедность прихода, расположенного на городской окраине и населенного рабочим людом. 12 августа 1914 г. его попечители возбудили ходатайство о разрешении на сбор добровольных пожертвований среди мусульман г. Оренбурга и его окрестностей сроком 5 лет на сумму до 20 тыс. руб., которые предполагалось привлечь для постройки своего медресе. Однако 28 сентября 1915 г. Министерство внутренних дел приостановило его рассмотрение до окончания Первой мировой войны, чтобы «не обременять население излишними расходами»6.

Программа мусульманской начальной школы при 7-й мечети была рассчитана на 5 лет и предусматривала изучение: татарского языка, основ ислама, правил орфоэпического чтения Корана (таджвида), хадисов. В медресе на протяжении 5 лет преподавались: этимология (сарф) и синтаксис (наху) арабского языка, догматическое богословие (калам), толкование Корана (тафсир), этика (ахляк), логика (мантыйк), хадисы, мусульманское право (фикх), правила распределения наследственных долей (фараиз), арифметика. Заведующий приходским училищем Загидулла Ахметзянов был сторонником старометодного образования и взял за образец организацию учебного процесса в медресе «Валия»: без разделения учеников по классам, фиксированных планов, программ и сроков обучения. С 1909 г. на преподавательской работе ему помогал муэдзин Ишмухаммед Абдикеев, а с 1910 г. – также Маснави Ахунзянович Аминов, который родился в 1883 г. в пос. Зубочистенском Оренбургской губернии и не окончил полного курса медресе. Никто из них не получал определенного жалованья, а довольствовались учителя добровольными приношениями прихожан. В 1910-1911 уч. г. под руководством 3 педагогов в мусульманском училище при 7-й оренбургской мечети обучались 75 человек: 50 – в мектебе и 25 – в медресе. Это число оставалось неизменным и в 1914-1915 уч. г.7. При училище не было общежития, поэтому в 1910 г. 15 приезжих учеников ночевали в самом здании школы. Шакирды посещали уроки с 9 до 12 часов, прерывались на обед, а затем возобновляли занятия с 2 до 4 часов пополудни. Иногородние ученики, проживавшие в учебном корпусе, занимались вечером дополнительно еще 3 часа. Поскольку большинство детей происходило из малоимущих, рабочих семей, была установлена весьма скромная плата за обучение – всего 1 руб. в год. Тем не менее, за счет ученических взносов и пожертвований прихожан ежегодно собиралось до 400 руб., которые тратились на оплату сторожа, отопление, освещение, очистку нечистот, ремонт здания и другие мелкие расходы8.

Приход 7-й соборной мечети г. Оренбурга охватывал восточную часть Новостройки. Его западной границей была ул. Шапошниковская (ныне Леушинского), южная проходила по ул. Лагерной (ныне 1-го Мая), восточная – по Уфимской и Сакмарской ул. (ныне Терешковой и Орджоникидзе), северная – по Степной ул. (ныне Шевченко). Жили здесь преимущественно люди бедного достатка: чернорабочие, извозчики, хлебопашцы, кустари. Значительная часть прихожан работала на 12 городских мельницах, расположенных между Новой слободкой и Новыми местами, с одной стороны, и Форштадтом, с другой: на мукомольных предприятиях Овсянникова, Брагина и др.

Старейшими в Оренбургской губернии были мусульманские школы в Оренбурге и Орске.

Характерным отличием Орска от других городов Оренбургской губернии было то, что постоянная мусульманская община из числа казаков появилась здесь еще при его основании в 1735 г., компактно проживая в Татарской слободе к северо-востоку от крепостных стен и занимаясь сельским хозяйством. С 1822 г. официально при Орской соборной мечети действовала мусульманская школа, однако, скорее всего, она существовала и раньше, со времени открытия храма в 1738 г. В 1867 г. в ней обучались 100 человек, в том числе 45 местных и 55 приезжих9. По ведомости 1869 г., в мусульманском училище показаны 3 учителя и 63 ученика10. В 1872 г. здесь обучались 49 человек при 5-летнем курсе11, в 1879 г. – 2512, а в 1900 г. - 6013.

Фото 39. Вид с Преображенской горы на 2-ю соборную мечеть г. Орска. Начало XX в.


Новое каменное 1-этажное здание медресе при 1-й соборной мечети города Орска длиной 30 и шириной 20 саженей, с каменной кухней и деревянными надворными постройками было сооружено в 1902 г. на средства орского купца 2-й гильдии Ахметсафы Мусича Бурнаева на углу Татарской улицы и Безымянного переулка14. Под руководством дамеллы Мухаммедгарифа Магази мусульманское училище при 1-й соборной мечети Орска окончили золотопромышленники, издатели и общественные деятели, братья М.-Ш. М.-С. и М.-З. М.-С. Рамиевы. М.-З. М.-С. Рамиев в 1912 г. выступил одним из учредителей «Оренбургского общества попечения об учащихся мусульманах», был его пожизненным членом и председателем, избирался членом Правления «Мусульманского общества Сеитовского посада».

Еще в 1870 г., давая описание г. Орску, современник отмечал, что «грамотность в низших сословиях развита более татарская, среди собственно … магометанского населения … так, что из числа знающих читать и писать (95 мужчин и 30 женщин) – 72 мужчины и 13 женщин читают и пишут по-татарски, и из числа знающих только читать (89 мужчин и 69 женщин) – 62 мужчины и 50 женщин читают только по-татарски. Это все магометане, у которых стремление к грамоте развито издревле»15. К 1897 г. общий уровень грамотности мусульманского населения в Орске составлял 26,4 %, в том числе 32,4 % у мужчин и 19,5 % у женщин16.

В составе Орского уезда Усерганская волость насчитывала 25 начальных школ. Среди них особо известные мектебе были в деревнях Зианчурино и Хайбуллино. В школы набирались учащиеся, начиная с 6-7 летних детей и кончая 20-25 летними мужчинами. Большинство учащихся, как и во многих других медресе и мектебе, жили при этих школах. Нужно также отметить, что школы отдельных классных помещений и общежитий не имели: там где жили, там и проходили занятия17.

Длительность обучения, будучи неодинаковой в разных мектебе, в большинстве случаев определялась от 4 до 8 лет. Начало занятий, в зависимости от полевых крестьянских работ, приравнивалась к сентябрю, октябрю, а конец – к середине апреля18. Каникулярное время приурочивалось к двум большим праздникам – Курбан-Байраму и Ураза-Байраму. Еженедельным днем отдыха была пятница, причем отдых начинался накануне, с полудня четверга и продолжался до полудня пятницы. В четверг учащиеся приносили своим учителям в установленном ими порядке садаку (подаяние). Учащиеся освобождались от занятий, справляли мелкие хозяйственные работы по двору муллы (уход за скотом, очистка снега и др.). Исполнение тяжелых физических работ падало, главным образом на детей бедноты, а дети имущего класса своими крупными подаяниями освобождались, как от работы, так и от наказаний19.

Основной преподаватель – мулла, нес обязанности заведующего школой и, кроме своих помощников – хальф, привлекал к преподаванию старших учащихся. Большинство преподавателей хальф, - обычно из окончивших эти школы, в ожидании места муллы, работали без определенного вознаграждении, существуя на приношения своих прихожан, учеников и на доходы от исполнения различных религиозных обрядов (таких как похороны, поминки, никахи т .п.). Все работы по содержанию школы ложились на самих учащихся и их родителей.

В основном, школы в Орском уезде представляли собой помещения в небольшом домике, кстати, там же и жил сам мулла.

Вид их был не очень внушительный: внутри при входе лежали разбросанные учениками башмаки и лапти, рядом был рукомойник. В этой же комнате чуть глубже сидели на полу и сами учащиеся. А по центру на подушке восседал обычно мулла или его помощник хальф с розгой в руках. Так они в душном помещении получали знания20.

Ученики зазубривали наизусть суры из Корана. Методика обучения заключалась в том, что семи - восьмилетних детей, наряду с 20-летними учениками заставляли после чтения текста самим преподавателем повторять слова, написанные на чуждом им языке. Они механически, путем зазубривания текста и бесконечных повторений пытались все запомнить, хотя в большинстве случаев даже не понимали смысла21.

Помимо этого существовало религиозное обучение детей на дому у самих мулл, где в большинстве обучались девочки. С ними обычно занимались жены мулл. Учение шло также от зари до поздней ночи. Они также исполняли домашнюю хозяйственную работу22.

Сведения о некоторых мектебе и медресе Орского уезда приводятся в Приложении 1.

Город Соль-Илецк был основан в 1754 г. в качестве крепости для защиты соляных промыслов. Для добычи соли и на торговую ярмарку сюда приходили караваны со всей Средней Азии.


Фото 40. Перекочёвка киргизского семейства в Илецкую защиту Русский художественный листок, №21, 1861.

Фото 41. Картина соледобычи жителями Азии.


Строительство мечети Оренбургским губернским правлением было одобрено в Илецкой защите в мае 1830 г., в 1831 г. был назначен указной мулла Мухаммедбаки Шарыпов. Каменная мечеть на средства казанских татар в сумме трех тысяч рублей была построена в 1833 г. сразу за восточной линией крепостного вала, на пересечении улиц, которые впоследствии получили названия Мечетной и Татарской (ныне улицы Просвещенская и Крюковская). Купец Губайдула Юнусов добавил на еще 4500 рублей на строительство мечети.

Фото 42. Мусульмане Илецкого округа.

Первоначально мулла обучал мальчиков основам ислама, чтению и письму непосредственно при мечети, но количество детей увеличивалось и возникла необходимость в отдельном здании. 10 октября 1852 г. новый имам Абдулкадыр Абубакиров подал заявление на имя управляющего Илецким соляным промыслом, в котором указал, что «по обязанности» своей «исполняя долг учителя татарского языка», имеет «желание с согласия жителей … построить для татарских мальчиков школу на месте, избранном за крепостным валом». 6 ноября 1852 г. журналом Илецкого соляного правления № 1636 было определено: «Принимая во внимание, что дом для татарской школы займет незначительное пространство места и то, что в ненастное время они всегда смогут заниматься, живя недалеко от школы, дозволить мулле Абубакирову постройку школы»23.

В течение 1853 г. школьное здание мечети было выстроено. В 1867 г. здесь обучались 28 мальчиков, в том числе 25 местных и 3 посторонних из казахов24, а в 1869 г. – уже 40 человек25. Обучение проводили два учителя.

В 1865 г. в Илецкой защите проживало 204 мусульманина мужского пола. После того, как к новой мечети пожелали причислиться 122 жителя поселка Григорьевского и 34 мусульманина поселка Прохладного Угольной станицы, общая численность прихода составила 350 душ мужского пола, что позволяло по штату открыть мечеть. 20 февраля 1867 г. Строительное отделение ОГП постановлением № 486 утвердило подписями своего присутствия чертеж мечети, составленный губернским архитектором, и план площади с обозначением места ее строительства26, а журнальным постановлением Губернского правления на 16 марта 1867 г. № 662 мусульманам г. Илецка была разрешена постройка мечети на новом месте с упразднением как прежней каменной мечети, так и молитвенного дома в мусульманском училище (указ от 22 марта 1867 г. № 1171)27.

Попечителем прихода стал илецкий купец 2-й гильдии Губайдулла Габидуллович Губаев. В 1871 г. Губаев пожертвовал в пользу мусульманского духовенства и мечети три каменные лавки стоимостью 1500 руб., которые сдавались в аренду и ежегодно приносили доход в размере от 250 до 350 руб.28.

В начале 70-х годов XIX века на посту главы прихода Абубакирова сменил крестьян деревни Старой Аллагуловой Усть-Рахманской волости Краснослободского уезда Пензенской губернии (ныне Ковылкинского района Республики Мордовия) Ахметша Нигматуллин. По просьбе прихожан он был переведен в Илецк из Сеитовского посада (Каргалы), где по указу ОГП от 31 марта 1867 г. № 1270 состоял при 3-й соборной мечети в званиях имам-замига, хатыба и мударриса29. Он заведовал мектебе при мечети.

В 1874 г. прихожане избрали на должность 2-го муллы башкира деревни Чалпы Тумутукской волости Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Азнакаевского района Республики Татарстан) Мухаметшу Файрушина, 1847 г.р. Он представил свидетельство ОМДС от 28 июля 1872 г. № 3707 на звания имам-замига, хатыба и мударриса, в которых и был утвержден к Илецкой соборной мечети журнальным постановлением ОГП на 10 февраля 1875 г. № 232 (указ от 14 февраля 1875 г. № 522)30. Отметим, что его сыновья Алимджан и Шакирзян Мухаметшичи Файрушины обучались в оренбургском медресе «Хусаиния», затем продолжили свое образование, соответственно, в каирском университете аль-Азхар и Стамбульском университете, а по возвращении работали в «Хусаинии» заместителями директора и ведущими преподавателями. А. М. Файрушин читал лекции по естествоведению, а Ш. М. Файрушин вел занятия по алгебре, физике, химии, геологии, педагогике, этике и гигиене31. В 1975 г. он возглавил мектебе при мечети. С 9 июня 1875 г. по 26 января 1903 г. вторым муллой Илецкой соборной мечети (указ от 24 марта 1882 г. № 1379)32 служил в звании имам-замига, хатыба, мударриса и мухтасиба Хасан Тангатаров.

С ростом численности мусульманского населения увеличивалось и количество обучающихся в приходском мектебе. В 1872 г. для него было построено второе школьное здание, а в 90-е годы XIX века оно представляло собой уже целый комплекс из трех помещений. По данным 1881 г., при соборной мечети 2 педагога обучали 80 мальчиков33.

Журнальным постановлением ОГП на 25 ноября 1903 г. № 656 Муслухутдин Ахметжанович Нагайбеков был переведен с его согласия на должность 1-го муллы 1-й Илецкой соборной мечети34. Уже на этом посту 6 декабря 1913 г. он был отмечен императором Николаем II золотой медалью «За усердие» на Александровской ленте. Это было также за заслуги в деле просвещения.





1 ГАОО. Ф. 11. Оп. 2. Д. 3577. Л. 7; ГАОО. Ф. 11. Оп. 1. Д. 938. Л. 7 об. - 8

2 ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 6. Д. 1727. Л. 1-3

3 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4237. Л. 71-72 об.

4 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 626. Л. 78 об. - 79

5 Оренбургские городские известия, апрель-август. - Оренбург: Типо-литография Наследницы Бреслина, 1916. - С. 54

6 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 507. Л. 180-184

7 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 626. Л. 79 об. - 80 об.; Оренбургские городские известия, апрель-август. - Оренбург: Типо-литография Наследницы Бреслина, 1916. - С. 54

8 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 626. Л. 78 об. - 81

9 ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 6585. Л. 7

10 Оренбургские губернские ведомости. - 1871. - 20 февраля

11 ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 8. Д. 377. Л. 2

12 ГАОО. Ф. 11. Оп. 2. Д. 62. Л. 267

13 ГАОО. Ф. 11. Оп. 2. Д. 3366. Л. 67-67 об.

14 Денисов Д. Н. Очерки по истории мусульманских общин Оренбургского края (XVIII - начало XX вв.). – Нижний Новгород: Издательский дом «Медина», 2010. С.15.

15 Игнатьев Р. Г. Однодневное исчисление жителей г. Орска, произведенное 15 января 1870 г. // Оренбургские губернские ведомости. – 1870. – 11 апреля

16 Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXVIII. Оренбургская губерния. – СПб.: Издание Центр. стат. комитета МВД, 1904. – С. 68-69

17 Алекторов А.А. История Оренбургской губернии. — Оренбург, 1883. — С. 70-72.

18 Абдулин Я.Г. Татарская просветительская мысль. — Казань, 1976. — С. 134.

19 Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917 гг.). — М., 1982. — С. 30.

20 Столпянский П.Н. Материалы к истории Оренбургского края. — Оренбург, 1903. — Вып. 1. — С. 15-17.

21 Каримов К.К. Развитие науки в Башкирии (вторая половина ХIХ в. – первая половина ХХ в.) . Дисс…на соиск. Учен. Степени докт. ист. наук. — Уфа, 2000. — С. 134.

22 Справочная книжка Оренбургской губернии на 1870 г. — Оренбург, 1870. — С. 193-216.

23 Денисов Д. Н. Очерки по истории мусульманских общин Оренбургского края (XVIII - начало XX вв.). – Нижний Новгород: Издательский дом «Медина», 2010. – С.230.

24 ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 6585. Л. 17

25 Оренбургские губернские ведомости. - 1871. - 20 февраля

26 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4065. Л. 659

27 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4066. Л. 192-195 об.

28 ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 6. Д. 305. Л. 3 об. - 4, 22, 28-28 об., 25-35 об.

29 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4066. Л. 433-434 об.; Д. 4149. Л. 709-710; Ф. 27. Оп. 1. Д. 98. Л. 20

30 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4132. Л. 755-756 об.

31 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 286. Л. 75; ГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 228. Л. 10-10 об.

32 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4162. Л. 841-842

33 ГАОО. Ф. 11. Оп. 6. Д. 62. Л. 294 об.

34 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4231. Л. 548-550