СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собрание для родителей 8 класса " Роль родителей в воспитании детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка» 

 Собрание совместно с психологом. Влияние  семейных отношений на уровень моральной воспитанности ребенка, о четырех типах семей. Содержит памятку для успешного проведения родительского собрания.

 

Просмотр содержимого документа
«Собрание для родителей 8 класса " Роль родителей в воспитании детей"»

Родительское собрание «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка»


Цели:

1) познакомить родителей с результатами исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие мо­ральных качеств подростка,

2) побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье

Участники: родители учащихся 8-го класса, классный руководитель, школьный психолог

Подготовка:

Проводится анкетирование родителей с целью опреде­ления уровня комфортности ребенка в семье

Оформление, оборудование и инвентарь. На доске записана тема собрания и слова

Я. Корчака: «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет, в том, на что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других воспитать, научить».


Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители! Сегодня в нашем классе очередное родительское собрание. Оно занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьезностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросом: каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?

II. Выступление школьного психолога о влиянии особен­ностей семейных отношений на уровень моральной воспи­танности ребенка, о четырех типах семей.

Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семей­ных отношений с уровнем моральной воспитанности, и не­изменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы се­мей и соответственно разные типы поведения подростков. В своей книге «Мир детства: Подросток» авторы, рассматривающие данную проблему, предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующих семью, следующие: гармоничность отношений в семье; ' б); особенности воспитательных усилий родителей. "Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей:

В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоре­чия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родите­ли и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитываю­щихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие чер­ты: общительность, коллективизм, доброжелательное отно­шение к окружающим их людям^ уважение к старшим.

Вторая группа семей. Здесь Также присутствует согласо­ванность семейных отношений, но, в отличие от I группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Вза­имоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием В таких семьях авторитет родите­лей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно от­метить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.

Третья группа семей. Наиболее характерная их черта — конфликты. В педагогическом плане такие родители несос­тоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».

Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания — полное неприятие ребен­ком моральных норм своей семьи Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка — его взгляды, его отношение к людям — в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок — это зеркало, в котором его роди­тели могут увидеть себя.

III. Выступление классного руководителя.

Уважаемые родители! Я думаю, что наш сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и прак­тический характер. И такой практической стороной нашего собрания может стать обсуждение тех наиболее часто встре­чающихся конфликтных ситуаций, с которыми мы сталки­ваемся в процессе воспитания ребенка, и составление свода правил поведения родителей в этих ситуациях.

Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только реша­ются благополучно, не принося вреда «противоборствую­щим сторонам», но, наоборот, содействуют укреплению вза­имопонимания. А в других семьях они превращаются в за­тяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформулировать причины конфликтов:

— непонимание друг друга и нежелание пойти на комп­ромисс;

— чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родите­ли придерживаются следующего правила: «Дети со­зданы только для радости. Взрослыми они еще будут», в результате в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ни­чего не отдавать взамен,

— разногласия между родителями по вопросам воспита­ния, когда ребенку приходится лавировать между тре­бованиями отца и матери,

— отношение детей с товарищами, которые приносят ро­дителям «лишние хлопоты»,

— чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «зло­памятность» — частые напоминания о прошлых «гре­хах» ребенка

Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье — ребенок ухо­дит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.

IV. Задание для родителей.

Готовясь к данному собранию, я встретила в книге Н.И Дереклеевой «Организация родительских собраний» формулу, в которой были зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Эта формула является результатом анализа возникно­вения конфликтных ситуаций, о которых мы с вами говори­ли раньше. Попытайтесь ее расшифровать (пятиминутная му­зыкальная пауза). Вопрос родителям: У кого что получилось?

Законы семьи = ед. тр. + зн. похв. + тр. у. + разд. бл.

1-й закон — единство требований отца и матери, предъяв­ляемых ребенку.

2-й закон — закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон — закон трудового участия каждого члена се­мьи.

4-й закон — закон разделения в равной мере материаль­ных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состо­ится как человек, как личность

V. Анализ анкет, проведенных среди учащихся.

Школьный психолог предварительно предлагает родите­лям ознакомиться с вопросами анкеты и сделать прогноз о том, каким ответам отдали предпочтение их дети. Затем психолог сообщает, каково истинное положение дел, т е. про­водит качественный и количественный анализ данных Ана­лизируются также результаты анкетирования родителей VI Заключительное слово классного руководителя Дорогие папы и мамы' Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу се­мьи вместе со своими детьми Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влия­ние они оказывают на формирование вашего ребенка

VII. В качестве решения родительского собрания все роди­тели получают памятки с законами воспитания ребенка в семье




Литература

1 Дереклеева Н И Организация родительских собраний в 1 — 11 классах М , 2000

2 Корча к Я Избранное Киев, 1983

3 Мир детства Подросток / Под ред А Г Хрипковой М, 1982

4 Мир детства Юность / Под ред А Г Хрипковой М, 1988

5 Спиваковская А С Как быть родителями М , 1986

6 Сухомлинский В А Потребность человека в человеке М , 1981




Приложение 1

ПАМЯТКА

законы воспитания ребенка в семье


1-й закон — единство требований отца и матери, предъяв­ляемых ребенку.

2-й закон — закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон — закон трудового участия каждого члена се­мьи.

4-й закон — закон разделения в равной мере материаль­ных и моральных благ между взрослыми и детьми.




Приложение 2


Десять секретов успешного проведения родительского собрания

(памятка для начинающего педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: называть друг друга по имени и отчеству или только по имени; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и активные методы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Начинайте разговор о ребенке с его достижений, а потом обратите внимание на то, что «неплохо бы исправить некоторые моменты». Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.