Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Русская литература»
Понимание и ответы по тексту
Задание 1. Ответьте на вопросы 1-4, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных. (4 балла)
1.Какое произведение НЕ принадлежит перу А. Н. Островского? [1]
А) «Бесприданница»» Б) «Снегурочка» В) «Чайка» Г) «Гроза»
2.Какие слова нужно вставить на место пропущенного в строках из произведения Ф. М. Достоевского? [1]
«Кто ж у нас на Руси себя____________теперь не считает?»
А) Магометом Б) Ликургом В) Наполеоном Г) Соломоном
3.Какой художественный прием использовал Ф. М. Достоевский? [1]
«Был уже поздний вечер»
А) антитеза. Б) аллегория В) перифраз Г) инверсия
4. Жанр произведения «Бесприданница» А. Н. Островского. [1]
А) народная комедия Б) психологическая драма В) лирическая мелодрама Г) сентиментальная трагикомедия
Анализ и интерпретация текста
Задание 2. Паратов и Карандышев. Сравните персонажи, выявите общие черты и различия. Совпадает ли отношение героев к Ларисе? Проанализируйте фрагмент- первое знакомство героев. Как раскрываются характеры героев в данном отрывке? Аргументируйте свой ответ. Выразите свое отношение к проблематике, аргументируя собственную позицию.
Огудалова. Позвольте вас познакомить, господа! (Паратову.) Юлий Капитоныч Карандышев. (Карандышеву.) Сергей Сергеич Паратов.
Паратов (подавая руку Карандышеву). Мы уже знакомы. (Кланяясь.) Прошу любить и жаловать.
Карандышев (сдержанно). Очень приятно.
Огудалова. Сергей Сергеич у нас в даме как родной.
Карандышев. Очень приятно.
Паратов. Я с бурлаками водился, так русскому языку у них выучился.
Карандышев. У бурлаков учиться русскому языку?
Паратов. А почему ж у них не учиться?
Карандышев. Да потому, что мы считаем их...
Паратов. Кто это: мы?
Карандышев (разгорячась). Мы, то есть образованные люди, а не бурлаки.
Паратов. Ну-с, чем же вы считаете бурлаков? Я судохозяин и вступаюсь за них; я сам такой же бурлак.
Карандышев. Мы считаем их образцом грубости и невежества.
Паратов. Ну, далее, господин Карандышев!
Карандышев. Все, больше ничего.
Паратов. Нет, не все, главного недостает: вам нужно просить извинения.
Карандышев. Мне — извиняться!
Паратов. Да, уж нечего делать, надо.
Карандышев. Да с какой стати? Это мое убеждение.
Паратов. Но-но-но-но! Отвилять нельзя.
Огудалова. Господа, господа, что вы!
Паратов. Не беспокойтесь, я за это на дуэль не вызову: ваш жених цел останется; я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться станут.
Лариса (Карандышеву). Что вы делаете? Просите извинения сейчас, я вам приказываю.
Карандышев (Паратову). Я не понимаю.
Паратов. Так выучитесь прежде понимать, да потом и разговаривайте!
Огудалова. Сергей Сергеич, я на колени брошусь перед вами; ну, ради меня, извините его!
Паратов (Карандышеву). Благодарите Хариту Игнатьевну. Я вас прощаю. Только, мой родной, разбирайте людей! Я еду-еду, не свищу, а наеду — не спущу.
Оценка и сравнительный анализ
«Горячее сердце» в драме Островского и романе Достоевского. Назовите приемы/средства создания образов Ларисы и Сони. В чем вы видите сходства и отличия в образах героинь? Кто из них вызывает у вас большее чувство симпатии? Аргументируйте свой ответ, используйте цитаты и ссылки на ключевые эпизоды. Объем 100 - 120 слов.
Преступление Раскольникова и преступление Карандышева. Что в них общего и в чем различие? Аргументируйте свой ответ, используйте цитаты и ссылки на ключевые эпизоды. Объем 100 - 120 слов.
Мать и мачеха в изображении Островского и Достоевского. За что вы осуждаете и в чем оправдываете Хариту Игнатьевну и Екатерину Ивановну? Используйте цитаты из текста и ссылки на ключевые эпизоды. Объем 100 - 120 слов.
Схема выставления баллов.
Номер вопроса | Ответ | балл |
1 | | 1 |
2 | | 1 |
3 | | 1 |
4 | | 1 |
Схема выставления баллов
Баллы | Анализ и интерпретация (мах 8) |
7-8 | Демонстрирует отличное понимание темы. Предоставляет глубокий сравнительный анализ героев произведения: трактовку характера героя, идейный смысл, суть конфликта, отношение к главной героине. При аргументации опирается на текст произведения. |
5-6 | Демонстрирует понимание темы. Предоставляет сравнительный анализ героев произведения: трактовку характера героя, идейный смысл, суть конфликта, отношение к главной героине. При аргументации опирается на текст произведения. |
3-4 | Демонстрирует понимание темы. Предоставляет анализ героев произведения: трактовку характера героя, идейный смысл, суть конфликта, отношение к главной героине. При аргументации опирается на текст произведения. |
1-2 | Демонстрирует слабое понимание темы. Предоставляет поверхностный анализ героев произведения: трактовку характера героя, идейный смысл, суть конфликта, отношение к главной героине. При аргументации опирается на текст произведения. |
Баллы | Оценка и синтез (мах 8) |
7-8 | Выделяет наиболее характерные особенности характера героев, выявляет их общие черты и различия. Дает подробный сравнительный анализ персонажей, анализируя фрагмент произведения. В полной мере выявляет отношение персонажей пьесы к главной героине. Умело аргументирует свой ответ, используя цитаты из текста. Выражает свое отношение к проблематике, аргументирует собственную позицию. Строго выдержанная, уместная структура. |
5-6 | Выделяет особенности характера героев, выявляет их общие черты и различия. Дает сравнительный анализ персонажей, анализируя фрагмент произведения. В полной мере выявляет отношение персонажей пьесы к главной героине. Аргументирует свой ответ, используя цитаты из текста. Выражает свое отношение к проблематике, аргументирует собственную позицию. Строго выдержанная, уместная структура. |
3-4 | Выделяет особенности характера героев, выявляет их общие черты и различия. Дает сравнительный анализ персонажей, анализируя фрагмент произведения. Выявляет отношение персонажей пьесы к главной героине. Аргументирует свой ответ, используя цитаты из текста. Выражает свое отношение к проблематике, аргументирует собственную позицию. |
1-2 | Выделяет особенности характера героев. Дает сравнительный анализ персонажей. Выявляет отношение персонажей пьесы к главной героине. Выражает свое отношение к проблематике. |
Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Русская литература», 10 класс
Понимание и ответы по тексту
Задание 1. Ответьте на вопросы 1-4, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.(4 балла)
1.Какое произведение НЕ принадлежит перу А. Н. Островского? [1]
А) «Бесприданница»» Б) «Снегурочка» В) «Чайка» Г) «Гроза»
2.Какие слова нужно вставить на место пропущенного в строках из произведения Ф. М. Достоевского? [1]
«Кто ж у нас на Руси себя____________теперь не считает?»
А) Магометом Б) Ликургом В) Наполеоном Г) Соломоном
3.Какой художественный прием использовал Ф. М. Достоевский? [1]
«Был уже поздний вечер»
А) антитеза. Б) аллегория В) перифраз Г) инверсия
4. Жанр произведения «Бесприданница» А. Н. Островского. [1]
А) народная комедия Б) психологическая драма В) лирическая мелодрама Г) сентиментальная трагикомедия
Анализ и интерпретация текста
Задание 2. Паратов и Карандышев. Сравните персонажи, выявите общие черты и различия. Совпадает ли отношение героев к Ларисе? Проанализируйте фрагмент- первое знакомство героев. Как раскрываются характеры героев в данном отрывке? Аргументируйте свой ответ. Выразите свое отношение к проблематике, аргументируя собственную позицию.
Огудалова. Позвольте вас познакомить, господа! (Паратову.) Юлий Капитоныч Карандышев. (Карандышеву.) Сергей Сергеич Паратов.
Паратов (подавая руку Карандышеву). Мы уже знакомы. (Кланяясь.) Прошу любить и жаловать.
Карандышев (сдержанно). Очень приятно.
Огудалова. Сергей Сергеич у нас в даме как родной.
Карандышев. Очень приятно.
Паратов. Я с бурлаками водился, так русскому языку у них выучился.
Карандышев. У бурлаков учиться русскому языку?
Паратов. А почему ж у них не учиться?
Карандышев. Да потому, что мы считаем их...
Паратов. Кто это: мы?
Карандышев (разгорячась). Мы, то есть образованные люди, а не бурлаки.
Паратов. Ну-с, чем же вы считаете бурлаков? Я судохозяин и вступаюсь за них; я сам такой же бурлак.
Карандышев. Мы считаем их образцом грубости и невежества.
Паратов. Ну, далее, господин Карандышев!
Карандышев. Все, больше ничего.
Паратов. Нет, не все, главного недостает: вам нужно просить извинения.
Карандышев. Мне — извиняться!
Паратов. Да, уж нечего делать, надо.
Карандышев. Да с какой стати? Это мое убеждение.
Паратов. Но-но-но-но! Отвилять нельзя.
Огудалова. Господа, господа, что вы!
Паратов. Не беспокойтесь, я за это на дуэль не вызову: ваш жених цел останется; я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться станут.
Лариса (Карандышеву). Что вы делаете? Просите извинения сейчас, я вам приказываю.
Карандышев (Паратову). Я не понимаю.
Паратов. Так выучитесь прежде понимать, да потом и разговаривайте!
Огудалова. Сергей Сергеич, я на колени брошусь перед вами; ну, ради меня, извините его!
Паратов (Карандышеву). Благодарите Хариту Игнатьевну. Я вас прощаю. Только, мой родной, разбирайте людей! Я еду-еду, не свищу, а наеду — не спущу.
Оценка и сравнительный анализ
1. «Горячее сердце» в драме Островского и романе Достоевского. Назовите приемы/средства создания образов Ларисы и Сони. В чем вы видите сходства и отличия в образах героинь? Кто из них вызывает у вас большее чувство симпатии? Аргументируйте свой ответ, используйте цитаты и ссылки на ключевые эпизоды. Объем 100 - 120 слов.
2. Преступление Раскольникова и преступление Карандышева. Что в них общего и в чем различие? Аргументируйте свой ответ, используйте цитаты и ссылки на ключевые эпизоды. Объем 100 - 120 слов.
3. Мать и мачеха в изображении Островского и Достоевского. За что вы осуждаете и в чем оправдываете Хариту Игнатьевну и Екатерину Ивановну? Используйте цитаты из текста и ссылки на ключевые эпизоды. Объем 100 - 120 слов.
3